Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Екатерина Ефимова: «Мы затронули живую струну, которая есть в сердцах большинства россиян»

Екатерина Ефимова: «Мы затронули живую струну, которая есть в сердцах большинства россиян»

Беседа с организатором некоммерческого фестиваля фильмов «Перерыв на войну»
19.07.2016
Екатерина Ефимова: «Мы затронули живую струну, которая есть в сердцах большинства россиян»

– Екатерина, вы ведь поете?

– Да, я пела с самых ранних лет. Сначала в детском хоре радио и телевидения Санкт-Петербурга, а сейчас пою в женском митрополичьем хоре при Александро-Невской лавре.

– А почему вы решили заниматься военной тематикой?

– Три года назад, будучи студенткой «Открытого университета Сколково», я познакомилась с группой единомышленников – молодых любознательных ребят. И накануне новогодних праздников, собравшись единой компанией, человек в шесть, мы подумали: отчего бы нам не навестить ветеранов и не вручить им подарки? А поскольку нас объединяла наука, возникла идея: найти дом престарелых, где проживают пожилые ученые. Выяснилось, что таковой действительно существует в Петербурге: дом-пансионат ветеранов науки при РАН, находится в Павловске. Мы сбросились, приобрели подарки и сувениры – и поехали поздравлять. Мудрая женщина-психолог этого заведения сказала, что подарки – это прекрасно, но здешним обитателям не хватает, в первую очередь, внимания, общения. Причем ведь и их, и нас объединяла любовь к науке – и тут родилcя план создания научно-социального лектория «Мост поколений» с бесплатным посещением для слушателей, спикерами которого стали эти почтенного возраста научные деятели. В пансионате ветеранов обнаружился прекрасный актовый зал, где мы и проводили мероприятия, посвященные истории, этнографии, фольклористике и многому другому. Приглашали на них студентов вузов, участников разных тематических сообществ. А потом мы организовали поздравление обитателей пансионата с Днем Победы, посетили каждого из живущих там ветеранов, выслушали их воспоминания о войне, о блокаде. Один из нас включил диктофон на телефоне – настолько те истории были захватывающие, что захотелось сохранить их для потомков. С этого и начался проект «Перерыв на войну».

– А что было дальше?

– Всё вышеописанное происходило накануне 2014 года. Для Петербурга, как вы понимаете, то был год особенный – семидесятилетие снятия блокады. Мы понимали, что, если хотим успеть порадовать ветеранов документальным фильмом с их участием, то у нас остаётся совсем мало времени. Начался лихорадочный поиск, в том числе и через социальные сети, всех тех, кто мог бы оказать посильную помощь в этом деле – консультантов, специалистов и т.д. Постепенно начала подбираться единая команда. Появилось осознание, что если мы хотим привлечь максимум внимания, то не должны создавать обычный документальный фильм, требовалась какая-то «изюминка». Надо было, чтобы окончательный продукт оказался интересен, в первую очередь, представителям молодого поколения, чтобы он дал им возможность соотнести рассказы ветеранов с собственной жизнью и судьбой. Так родилась концепция «Что было бы, случись блокада сегодня?».

– И как вы сумели её воплотить?

– В нашем фильме настоящие интервью ветеранов легли в основу сценария, который мы перенесли в современность. Мы постарались максимально совместить реалии того и нынешнего времени, чтобы заставить зрителя задуматься: а как бы я сам вел себя, если бы тяготы и кошмары военного времени легли бы на мою собственную жизнь?! Таким образом, человек перестаёт воспринимать события более чем семидесятилетней давности далёкими и отвлечёнными, у него сразу появляется живой интерес… Работа над «Перерывом на войну» заняла у нас полгода, сторонняя финансовая помощь оказалась минимальной. Мы подавали на разные гранты, и одна из организаций выделила нам 50 тысяч рублей: хотя съёмки фильма требовали суммы, в десять раз большей – как минимум! В запале появилась даже мысль вернуть эту микросумму… Потом отчитались за эти деньги чеками за пельмени, печенье, чай, купленные для съёмочной бригады нами в процессе работы… Всё остальное удалось набрать за счёт личных средств и безвозмездных вкладов людей, искренне заинтересовавшихся нашим проектом. Актёры, гримёры, операторы, режиссёр Вадим Березин – все трудились за идею.

Премьеру мы провели в кинотеатре «Мираж-Синема» на Старой Деревне: они тоже денег с нас не взяли. Потом были летние показы на молодёжных форумах, а в начале сентября 2014-го мы отправили копии во все крупные города России. Всего отозвались не менее пятидесяти регионов, где прошла демонстрация нашего «Перерыва на войну»: в школах, в клубах… Для нас это стало подтверждением того, что мы сумели затронуть живую струну, которая есть в сердцах большинства россиян. Более того, у молодежи чувствовался настоящий «голод» по тематике Великой Отечественной, ведь каждый год школьникам показывают одни и те же фильмы, программы. Люди устали от шаблонов…

– И именно поэтому вы пришли к идее фестиваля молодёжных фильмов о войне?

– Да, он получил то же название, что и отснятая нами картина. Мы хотели, во-первых, собрать те хорошие работы этой тематики, которые уже есть, а, во-вторых, подстегнуть молодёжь к самостоятельным съемкам. Поэтому у фестиваля появились отдельные номинации – «для непрофессионалов» и даже для тех, кто снимает на мобильный телефон. Не всякий может приобрести дорогостоящую технику, но это не повод давить в себе творческие порывы. В течение девяти месяцев, с сентября 2014-го по весну 2015-го мы проводили приём произведений – и собранная нами программа до сих пор сохраняет актуальность, привлекает внимание зрителя.

Приятно удивило количество работ, поступивших на рассмотрение жюри – в частности, многие студенты киновузов решили посвятить свои курсовые именно Великой Отечественной. И хотя директор фестиваля Серафим Романов сразу предупредил, что халтуру допускать не станет, общее число включённых в программу произведений всё равно радует. Серафиму, равно как и членам нашего экспертного совета (а среди них оказался и оператор Сергей Астахов, снимавший лучшие картины Алексея Балабанова) пришлось отсмотреть буквально километры лент – и среди них оказалось очень много качественных. Это фильмы, которые могут быть интересны всем зрителям, независимо от их мировоззренческих, политических и религиозных воззрений. В мае прошлого года мы показали эту программу в девяти столицах разных стран ЕС: все эти города были освобождены Красной армией в 1944– 1945 годах. А сейчас мы отправляемся в Евросоюз уже с новой программой. Это другие работы той же самой тематики, снятые в течение минувшего года. Правда, сейчас фильмов поступило к нам поменьше – ведь всё же 2015-й был годом юбилейным, когда наблюдался серьёзный всплеск интереса к войне и к Победе… Но всё равно, нынешняя программа получилась, на мой взгляд, очень достойной.

В неё, кстати, вошел и документальный фильм «Трептов-парк», который мы сняли по впечатлениям от наших прошлогодних «гастролей». Дело в том, что прошлый День Победы мы отмечали в знаменитом берлинском Трептов-парке, у монумента Воину-освободителю. А ещё поездка в Европу вдохновила нас на другое важное начинание…

– Какое же?

– После закрытия фестиваля мы решили создать собственную киношколу. Ведь, кино интересно как смотреть, так и самим его снимать. Съёмки фильма – это сложнейший и захватывающий процесс. Мы преподаем основы теории (написание сценариев, основы режиссуры, операторского мастерства), обучаем практическим навыкам… На занятия может прийти любой желающий, главный критерий отбора – чтобы человек хотел сделать кино, в котором бы так или иначе фигурировала тематика Второй мировой войны. А дальше уже допустим любой полет фантазии! Мы не собираемся загонять авторов в узкие рамки, а напротив, стремимся заинтересовать его, чтобы он сам пожелал высказаться на данную тему.

Всего записалось свыше пятидесяти человек, которые обучались в течение нескольких месяцев. Из них пятнадцать представили нашему экспертному совету свои сценарные заготовки в формате видеопитчинга, из которых отобрали две лучшие, чтобы начать с ними работать с сентября. Автором одной из них была Анна Шагунова с идеей фильма «Дед», который мы уже отсняли и отправили на постпродакшн. Это рассказ о жизни ветерана Великой Отечественной в современной семье – как он выстраивает взаимоотношения с родными, как они воспринимают его и т.д. И мы только что завершили работу над фильмом «Яблоня», сценарий которого написала Елена Дробышевская. Он – о молодом человеке, талантливом пианисте, погибающем в первые дни войны. Он пишет перед смертью музыкальное произведение под названием «Яблоня», вспоминая яблоню, которую когда-то в мирном детстве сажал вместе с отцом. Эта дерево – олицетворение войны, как великой трагедии, погубившей огромное количество судеб… А в преддверии осени будем производить новый набор в киношколу.

– А с ветеранами работу продолжаете?

– Да, мы никогда её не прекращали. Правда, планов тут, увы, больше, чем успеваем воплощать. Изначально данная деятельность заключалась в том, что мы искали ветеранов, навещали их, брали интервью, делали видеоролики (некоторые из них вошли в «Трептов-парк»). Но тут неизменно встает вопрос: а что дальше? Не хотелось расставаться с человеком после того, как он уже всё рассказал. Не то, чтобы они нуждались в какой-то финансовой поддержке – государство у нас, слава Богу, ветеранов нынче обеспечивает неплохо. Но старикам необходимо внимание, живое общение. Поэтому мы их не бросаем. Возникла идея проекта под названием «Веретено» – в его рамках мы стараемся организовать передачу опыта от старшего поколения к младшему. Например, мы проводили уроки по вязанию и кулинарный мастер-класс. Проект многообещающий, но, к сожалению, у нас пока недостаточно людей для того, чтобы заниматься этой идеей так широко, как она того заслуживает.

– Насколько мне известно, ваша организация занимается и молодежной деятельностью?

–Совершенно верно. Мы организуем квесты: военно-исторические игры по типу «Зарницы». Когда искали какие-то способы заинтересовать молодежь родной историей, то, помимо кинофестиваля, решили заняться еще и этим. Темы квестов также связаны с Великой Отечественной – первый же из них мы провели в масштабе девяти городов. В игре, посвященной обороне нашего города в условиях блокады, участвовало свыше сорока команд, общей численностью в сто шестьдесят человек – главным образом, студентов и старшеклассников. Потом на нас вышли спонсоры и дали понять, что они заинтересованы в поддержке молодёжно-тематических мероприятий. Они дали нам денег – и мы провели масштабные игры ещё и в других городах России и даже за её пределами. Но это в итоге вышло нам боком. Мы с моими единомышленниками – нас всего десять человек – были и при «обычных» работах, разумеется… Например, я десять лет трудилась в туристической сфере, потом работала специалистом по детскому питанию. Когда мы получили спонсорскую поддержку, пришлось уволиться – квесты занимали все время, не оставляя его ни на что другое. И когда мы отработали программу, то автоматически остались все «на мели»… Но я, конечно, не впадаю в уныние – если у человека все в порядке со здоровьем и есть голова на плечах, то в жизни он не пропадёт.


Беседу вел Владимир Веретенников

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.