Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Философия слепоты

Философия слепоты

Слово из Оптиной пустыни
Игумен Тихон (Борисов)
25.05.2017
Философия слепоты

Если ты когда-то был зрячим, а потом по какой-то причине ослеп, то ты можешь все-таки вспоминать тот мир, который видел раньше, наслаждался его красками… И когда говорят о рассвете, то ты прекрасно понимаешь, о чем идет речь. И если рассуждают о красоте цветов, о красоте роз, эти цветы тоже стоят перед твоими глазами. И ночной шатер звезд ты никогда не забудешь, он просто не стирается из памяти.

Но если ты родился слепым, именно родился, то тогда мир уже никогда не сможет поделиться с тобою красотой своих красок, яркой палитры, потому что ты никогда ничего не видел и ни о чем не имеешь представления. И солнце тебе не улыбнется, и синева моря не откроется, и нежная весенняя зелень леса никогда не обрадует тебя, потому что мир для тебя раскрашен только одним цветом – черным цветом страшной слепоты. Ты слеп – и закован в склеп.

«Но кто же все-таки согрешил?» – опять мы спрашиваем. Опять человечество стоит перед этой проблемой и спрашивает: «Но все-таки, кто же согрешил: он или родители его, что он страдает, что он, будучи замурован в свою страшную, унылую, нескончаемую слепоту, не может двигаться дальше?» «Кто же согреши, яко слеп родися?» Неужели это какое-то фатальное, неизбежное, ужасное, настигающее небесное отмщение за что-то? И когда мы слушаем сегодня Евангелие, мы слышим, как ответ приходит сразу, молниеносно. Как только спрашивают иудеи, сразу же приходит ответ Спасителя: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Слепорожденный – это избранник Божий! Этот человек промыслительно прошел через долгий, непроницаемый мрак страданий, через ужасную обреченность на слепоту, чтобы чудные дела Божии явились и открылись всему миру через этого человека, чтобы весь мир, а не только те люди, которые были рядом, были свидетелями этого чуда, чтобы весь мир узнал, что Христос – это истинный Свет миру, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир.

«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день, доколе Я в мире, Я – Свет миру». И вот тут, на наших глазах, на Евангельских страницах буквально разворачивается целое следственное дело, допрос с пристрастием: «Так, а почему в субботу? Почему именно в этот день? Сегодня суббота, и сегодня – не приемный день для чуда. Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Это ли ваш сын, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит? Воздай славу Богу, мы видим, что Человек тот – грешник. Что сделал Он с тобою, как отверз твои очи?» – эти вопросы буквально сыпятся из уст иудеев. И, наконец, раздается страшный вердикт, категоричный, злобный, ужасный, и они говорят: «Не от Бога этот Человек, потому что Он не хранит субботы».

И, несмотря на человеческую косность, безверие, фарисейский фанатизм, чудо все равно совершается, прозрение происходит.

«Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит “посланный”». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Евфимий Зигабен говорит, что Господь посылает человека к Силоамской купели, которая находится достаточно далеко, чтобы обнаружилась через это вера этого человека слепого и послушание.

Но главное исцеление – это не просто возвращение физического зрения, самое главное исцеление – это прозрение ослепшей, неверующей, незрячей человеческой души. И когда мы читаем, слушаем эти Евангельские страницы, мы видим, что Господь не сразу, а прикровенно, постепенно открывается этому слепорожденному. Вначале этот человек, когда видит Спасителя, он видит перед собою только Человека, необычного, обладающего внутренней силой, способностями, но все же Человека. «Как открылись у тебя глаза?» – приступали к нему фарисеи. И слепорожденный отвечал: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал: “Пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел». Дальше Господь открывается ему уже как Пророк. Эти беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося происшествия, вопрошают: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» И тогда слепорожденный говорит: «Это Пророк». И в конце концов, уже исцеленный, он исповедует, что Христос – Сын Божий. Когда Господь его потом нашел, выгнанного иудеями, Он спрашивает: «А ты веруешь ли в Сына Божия?» «А кто он, Господи, – отвечает слепорожденный, – чтобы мне веровать в Него?» Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «Верую, Господи!» – и поклонился Ему.

Страшно и безотрадно, если ты слепой. Тебе никогда не улыбнется солнце, ты не оценишь изящества узора на крыле бабочки, тебе всегда нужен поводырь, ты не можешь ходить один. Но в бесчисленное количество раз страшнее слепота духовная. Жизнь без Бога – это философия слепоты. И очень часто в наше время мы видим, что такая слепота становится нормой, критерием правильности жизни, модой, необходимостью, смыслом жизни человека.

У преп. Макария Великого есть замечательные слова: «Как запертый внутри темного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом, в веке сем не видит и не признает своей красоты». Потому что без веры, без Христа, без Церкви человек как бы закрыт, заперт своей слепотой в этой скучной, унылой биологической жизни.

И он в этой жизни идет наощупь, и такому человеку очень трудно, и порой даже невозможно осознать великое достоинство человеческой души, красоты ее Богоподобия, потому что он закрыт в этом мире, то есть все ощущения его кончаются здесь.

Это секулярное мировоззрение, которое сейчас царит в мире, видит смысл жизни только в самом процессе земного существования и внушает человеку, что он должен заботиться о том, чтобы его земное существование было наполнено как можно большим количеством удовольствий и как можно меньшим количеством страданий. Это два крыла, две тенденции: ухватив как можно больше удовольствий, как можно меньше пострадать, чтобы боли в твоей жизни не было. Один философ говорит, что все грехи – это только попытка заполнить пустоту. И в эту незаполнимую пустоту можно бросать все: наркотики, блуд, игральные автоматы, водку, виртуальные путешествия, самые изощренные наслаждения, удовольствия и т.д. Но загадка в том, что она никогда не будет заполнена. Бездна будет требовать все новых и новых жертв, все более утонченных приношений… Как говорит св. Григорий Нисский: «Кувшин желаний никогда не наполняется».

Недавно в одной из школ был проведен эксперимент. Детям предложили восемь часов провести наедине с собой, т.е. попросили сдать все телефоны, гаджеты, планшеты, компьютеры и т.д. – такая была договоренность. Результат был ошеломляющим, пугающим: большинство школьников испытали чувство страха, беспокойства, полной растерянности, панических атак.

И когда пришло время окончания этого эксперимента, когда открыли двери и дали детям возможность делать, что они хотят, они, как голодные, как одержимые, набросились на свои электронные игрушки и ухватились за них, как будто целую вечность к ним не прикасались. Интернет – это бог современного человека.

И прозреть – это значит увидеть, понять, осознать свое страшное удаление от Бога и свою страшную привязанность к земному. Прозреть – это увидеть человека с его болью, с его страданием, с его проблемами. Прозреть – это научиться видеть красоту человеческой души, которая с тобой рядом. И исцелиться от слепоты – это способность рассмотреть во всем, что происходит вокруг нас, увидеть Промысл Божий, дела Божии. Это жажда благодарить и поклоняться Творцу, как сделал это слепорожденный. Он подошел и сказал: «Верую, Господи!», – и поклонился ему. Это благодарность Творцу за исцеление.

Этот путь прозревания в веру, любовь, смирение, благодарность – этот путь часто для нас не мгновенный, как это произошло тогда. Для нас этот путь – очень долгий, трудный, это путь всей жизни, потому что неблагодарность – это, к сожалению, наше несчастье, это наша болезнь, наша беда. Современный сербский митрополит Амфилохий говорит: «Пока еще, к сожалению, мы часто напоминаем свиней, которые, наевшись, валяются в грязи, и они не способны поблагодарить хозяйку, которая приготовила им пищу. Мы заражены этой свинской психологией». Ф.М. Достоевский в одном из романов мастерски описал, как больной человек только тогда, когда Бог забрал у него здоровье, забрал все, тогда только понял, что каждый момент жизни является Божественным даром, за который нужно непрестанно благодарить. «За что же благодарить? – спросим мы самих себя, – все так обычно, так буднично, каждый день одно и то же, чудо не происходит…»

А дар, на самом деле, – это каждый день нашей жизни, когда мы открываем глаза, мы еще живы. Дар – это цветы под окном, детская улыбка, мудрые глаза наших родителей, рукопожатие друзей. Дар – это то, что мы живем в православной России.

Но нужна огромная мудрость, усилие, титаническая духовная внутренняя работа, чтобы чудо рассмотреть вокруг себя и научиться жить в нем, в этом чуде.

Однажды к одному афонскому старцу пришел человек с огромным, безмерным горем. Врачи обнаружили у его маленького сына злокачественную опухоль в глазу, глаз пришлось удалить, страдания отца были страшными, не меньшими, чем у сына, а может быть, и большими. Отец не мог смириться, не мог понять, за что же такая беда случилась с его сыном, что он сделал, кто согрешил. Старец очень долго молился, чтобы Господь дал утешение, просвещение, смысл этому человеку, отцу, который его вопрошал. И через некоторое время Авва сказал ему то, что ему открылось: «Если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за исповедание веры во Христа». Когда отец услышал эти мудрые слова, это откровение, он понял очень многое. Он понял, что это – Промысл, это – не случайно, и тогда великая радость и благодарение коснулись души этого человека. Он понял, что у Бога нет несправедливости, что Бог есть Любовь и Свет Истины. И Силоам – это пространство прозрения. Прозреть – это значит обрести удивительную прекрасную жемчужину. Жемчужину, которая называется Вера. Жемчужину, которая называется Христос, Церковь. «Вы нашли драгоценную бисеринку, – говорит св. Феофан Затворник, – держите ее, и по какой-либо причине, по какой-либо ошибке не продайте или не променяйте ее на глиняные тетерки».

У каждого из нас в жизни свой Силоам и своя точка прозрения. И, оглянувшись на нашу прошлую жизнь, как мы жили, где мы были, на сегодняшнюю и на будущую жизнь, мы должны дорожить тем, что Господь нас привел к самому главному Силоаму – Церкви Христовой. Потому что только Господь может избавить человека от слепоты. Потому что, как говорит апостол Иоанн Богослов, «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы».



Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..