Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Доплатите и летите

Доплатите и летите

Авиакомпаниям разрешат продавать два билета на одно место
Иван Полетаев
09.07.2015
Доплатите и летите

Подготовлена поправка в Воздушный кодекс РФ – так называемый овербукинг. Это когда на одно место могут претендовать сразу несколько пассажиров.

Со всеми неудобствами

Чиновники Минтранса не видят в этом ничего предосудительного. Они считают, что, узаконив овербукинг (продажу двух и более билетов на одно место), можно будет не только помочь авиакомпаниям не растерять прибыль, но и избавить пассажиров, оставшихся за бортом в силу разных причин, от многих проблем.

Так давно поступают в США. Почему бы и нам не догнать и не перегнать Америку? В этой стране овербукинг стал для авиаперевозчиков своего рода защитной мерой в ответ на полученное пассажирами право компенсации стоимости билета в случае опоздания на рейс. Продавая больше билетов, чем кресел в салоне, американские авиакомпании хорошо подправили свое финансовое положение. Зато с "лишними" пассажирами пришлось повозиться. Их задабривали бесплатными обедами, отвозили в комфортные гостиницы, не скупились на денежные компенсации за неудобства.

Накладки с "лишними" пассажирами возникают довольно часто и в нашей стране, где овербукинг как таковой пока даже не узаконен. В нашем законодательстве не прописано, как и каким образом можно компенсировать затраты жертвам подобных накладок (продажу "лишних" билетов у нас обычно списывают на технический сбой в системе бронирования). С такими пассажирами особенно не церемонятся. Но самым терпеливым может и повезти, когда вместо «эконома» достанется место в бизнес-классе на отдаленный рейс.

Какие же гарантии авиапассажирам предоставляет новое правило, которое, как предполагается, будет действовать со II квартала 2016 года?

Согласно законопроекту, перевозчики должны будут в обязательном порядке компенсировать пассажиру убытки: пересадить на другой рейс, оплатить ночь в гостинице, в конце концов, накормить бесплатным ужином. Но как это будет работать в наших, российских условиях?

Социальные сети забиты жалобами на авиакомпании, предоставляющие клиентам совершенно неравноценный обмен: либо неудобный маршрут, либо неуютный гостиничный номер со всеми неудобствами и черствой булочкой в придачу вместо полноценного ужина.

Не получится ли так, что с принятием поправки об овербукинге исключения из правил станут повседневной действительностью? У пассажира не будет никакой гарантии, что он полетит именно на том рейсе, на который купил билет. Не развяжет ли это руки недобросовестным авиаперевозчикам, которые станут заманивать пассажиров привлекательными рейсами, чтобы продать как можно больше билетов, а потом распихать неудачников по другим, менее комфортным самолетам с неудобным временем вылета? И тогда между авиакомпанией и пассажиром, наверняка, появятся посредники, которые за умеренную плату начнут предлагать содействие в получении надежных мест с гарантией…

Кто и как будет компенсировать издержки тем, кто спешит на операцию, рискует потерять номер в отеле или опоздать на заключение важной сделки? Ответов на эти вопросы в законопроекте нет.

Чтобы избежать подобных недоразумений, авиакомпании советуют пассажирам приезжать в аэропорты пораньше и занимать очередь на регистрацию первыми. Но это вовсе не значит, что все они смогут улететь заявленным рейсом…

В свою пользу

Что и говорить, у Воздушного кодекса Российской Федерации непростая судьба. Стоило ему увидеть свет в 1997 году, как на него набросились критики самых разных убеждений. Одни из них нашли в документе немалое сходство с авиационным законодательством советской эпохи. Их не устраивало то, что в новый кодекс почти полностью переносилась былая система административных запретов, ограничений и усмотрений. Другие, наоборот, сочли его слишком либеральным, ущемляющим права пассажиров.

С тех пор главный документ, регулирующий отношения в области воздушного сообщения, много раз перерабатывался. Но даже после внесения самых разных изменений и дополнений Воздушный кодекс не стал нормативным актом прямого действия. Его так нашпиговали постоянно меняющимися отсылочными нормами, что смысл многих важных положений документа изменился до неузнаваемости. Много раз переписывались, например, правила перевозок пассажиров, багажа и груза, регистрации прав на воздушные суда и другими вопросами, но так не получили конкретного толкования.

Правоведы признают правовую неопределенность в применении Воздушного кодекса на практике. Прежде чем растолковать то или иное положение юристам авиакомпаний нередко приходится обращаться за разъяснениями напрямую в Министерство транспорта РФ.

К сожалению, Воздушный кодекс в новой России так и не стал правовой основой, определяющей сущность и содержание всей системы российского воздушного законодательства. Вносимые в него дополнения быстро устаревают, запоздавшие инициативы нуждаются в обновлении. Не получится ли так и с овербукингом?

Не случайно особую активность в правке основного воздушного документа проявляют авиакомпании. Ссылаясь на зарубежный опыт, они стараются убедить ведомственных чиновников смягчить законодательство в свою пользу.

И им это неплохо удается. Недавно они добились права продавать невозвратные билеты, пролоббировав соответствующий закон в Госдуме. Такое предложение, скорее всего, не прошло, если бы авиаперевозчики не пообещали невозвратные билеты продавать дешевле возвратных.

Но когда закон был принят, никто снижать цены на авиабилеты и не подумал. Просто билеты в нижней ценовой категории, которые раньше можно было вернуть, если пассажир передумал лететь, перевели в категорию невозвратных.

Через год представители авиакомпаний решили пойти еще дальше и попросили узаконить в России овербукинг.

Новые поправки в Воздушный кодекс, судя по всему, вряд ли улучшат качество обслуживания авиапассажиров. Их принятие создает неприятный прецедент для всех транспортников России.

Вслед за авиакомпаниями о готовности запустить овербукинг могут заявить железнодорожники, корабелы, речники, пассажирские автотранспортные предприятия, продающие билеты на дальние рейсы. Пассажиру ничего не останется, как платить за проездной документ двойную цену, чтобы только улететь, уплыть или уехать выбранным заранее рейсом.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.