Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Александр Лапкин: «“Спас” – наша духовная защита»

Александр Лапкин: «“Спас” – наша духовная защита»

Беседа с заместителем генерального директора организации Общинный Центр педагогики «Спас», которой исполнилось 20 лет
14.10.2016
Александр Лапкин: «“Спас” – наша духовная защита»

Долгие годы Обнинская городская казачья община «Спас» являет собой пример организации общинного дела в России, братских взаимоотношений между людьми. В «Столетии» неоднократно публиковались беседы с руководителем общины и НКО «Общинный центр педагогики «Спас» атаманом Игорем Константиновичем Лизуновым. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с первым заместителем руководителя общины «Спас» Александром Владимировичем Лапкиным.

– Поздравляем вас и всех общинников «Спас» с юбилеем общины!

Спасибо. Да, именно в октябре 1996 года собрались казаки и приняли решение о переходе от неформального объединения в настоящее. Правда, документы о государственной регистрации мы получили в начале следующего, 1997 года.

– Вы в «Спасе» с самого начала?

Ну, почти. Вот шесть казаков во главе с Игорем Константиновичем Лизуновым, которые с тех времен остались, и есть основной состав общины «Спас». Но в целом наша община имеет достаточно разветвленную структуру, объединяет множество людей.

– Общинный центр педагогики «Спас» занимается, в том числе, и воспитанием детей. Интересно, а сколько у вас самого детей?

Всего лишь трое. Но у меня уже двое внуков!

– Вот как! А сколько же вам лет?

Пятьдесят один год.

– Как вы пришли в «Спас»?

До этого я работал оперуполномоченным в уголовном розыске. А еще занимался восточными единоборствами, в частности, помните, наверное, тогда было модно карате. С 1988 года я вел секцию рукопашного боя. И на этой почве позже познакомился с людьми, которые занимались традиционными русскими единоборствами, как у нас принято говорить в общине, ратоборством. Методика ратоборства «Котел», которой посвятил свою книгу Игорь Лизунов, уже тогда начала оттачиваться.

– Об этой методике он рассказывал и «Столетию» в одном из своих интервью. И всё же, каковы на ваш взгляд основные принципы методики.

Духовная подготовка, соборность, братство. Русское ратоборство подразумевает заботиться в первую очередь о «други своя». Занятия мы всегда начинаем с молитвы. Ну, а чтобы познать саму методику, лучше всё же ознакомиться с книгой нашего атамана. Она размещена и на нашем сайте.

– Какова сфера вашей ответственности в «Спасе»?

Одно из направлений моей деятельности – обучение самозащите. Но основная моя задача – внутренняя безопасность организации, кадры и соблюдение режима.

– Режим? О каком режиме идет речь?

У нас в общине распорядок дня, есть правила пребывания в общине, правила посещения и тому подобные правила. Еще есть правила приема наших реабилитантов по антинаркотической программе, так что и документооборотом приходится заниматься. Ну и вопросы охраны общины. У нас же в целом проход открытый, днем во всяком случае. Поэтому необходимо следить, чтобы праздно гуляющие и сомнительные личности не бродили по территории. Но вопросы безопасности охраной территории не ограничиваются, есть и другие виды обеспечения внутренней безопасности.

– Как у вас всё строго.

Не так, конечно, как на каких-либо режимных объектах. Но общий порядок должен быть, а значит – установления и ограничения должны соблюдаться.

– Серьезная у вас работа. Нужно же для этого быть в общине не только в рабочее время.

Что и происходит. Ненормированный рабочий график. Большинство вечеров, после работы и проведения тренировок, я, конечно, дома, с семьей. Но бывает по-разному.            Частенько приходится круглосуточно дежурить в общине.

– Режим – это исключительно для взрослых общинников и наркозависимых, проходящих в вашем общинном центре реабилитацию и ресоциализацию? Или и к детям, с которыми вы проводите занятия, тоже?

Абсолютно ко всем. Другое дело, что наши правила и требования к детям, разумеется, более мягкие.

– И какая ответственность за нарушения бывает?

Смотря для кого и за что. Если речь о реабилитантах, то по ряду нарушений – исключение, то есть просим вообще покинуть общину. Это относится, например, к употреблению алкоголя. Об этом все знают, поэтому такое у нас происходит крайне редко. А за курение в общине накладываем ответственность, например, в виде дополнительной трудотерапии. На практике, по другим вопросам, обычно простых замечаний и объяснений наших требований бывает достаточно. Все всё соблюдают.  

– Вы же не сразу на эту должность определились, сначала обустраивали территорию?

С самого начала мы, казаки, всё делали сами, восстанавливали здания, ригу, близлежащую территорию. Некоторые люди, которых сейчас называют волонтерами, помогали. Но в целом – всё своими силами. Со временем, по мере развития общины, появлялись другие направления деятельности, в том числе – и безопасности. Опыт работы, пусть и небольшой, в МВД мне помогает и сейчас.

– Кого вы учите самозащите? Взрослых, детей?

И детей, начиная с 13-летнего возраста. У меня были занятия с детьми 9-10 летнего возраста, однако они балуются очень. Всё-таки, чтобы заниматься с детьми, нужен педагогический опыт. Не скажу, что у меня его нет, но не в такой степени, чтобы заниматься единоборствами с детьми. Поэтому тренирую в основном взрослых. А на занятия с детьми ориентированы мои коллеги, имеющие педагогическое образование.

И мои занятия по самозащите не нужно путать с занятиями по системе «Котел». Чаще я обучаю основам самозащиты. С применением, конечно, принципов и методов «Котла».

– Обучаемые – члены вашей общины или это более широкий круг людей?

Более широкий. Любой желающий может к нам прийти, и мы зачислим его в обучающую группу. Но я сначала задаю вопросы, чтобы знать, насколько человек мотивирован и желает проходить курс именно по нашей программе подготовки. А то бывает, что люди, особенно женщины, думают, что у нас здесь некое подобие фитнеса или общей физкультуры.

Общинники.jpg

– А если приходит, положим, женщина, которая абсолютно физически не подготовлена, но желает освоить курс самозащиты?

Если она мотивирована и не имеет противопоказаний по здоровью, то я задаю простой вопрос: «За какое время вы хотите обучиться»?

Дело в том, что некоторые думают, что сейчас пройдут месячный курс и станут специалистами по самообороне. А за такой срок можно освоить курс, если только есть какая-то первоначальная база. Но мы с вами говорим о новичке. За месяц-другой можно только дать основу, но навыки самообороны приобретены не будут. Это как в вождении автомобиля. Мало разок-другой попробовать рулить, нужна практика. А практика, отточка приемов, за короткий срок не дается.

Вообще, по моим наблюдениям, люди в последнее время стали более мягкими по отношению к себе, изнеженными. Причем это соседствует с жёсткостью. Вот такое несоответствие. То есть человек готов причинять боль другому, но очень не хочет, чтобы её причиняли ему. Поэтому в первое время с новичками мы просто «толкаемся», приучаем к толчкам, соприкосновению и к мысли, что иногда может быть и чуть-чуть больно. Использование методики «Котла» именно в этих вопросах оказывается очень кстати.

– Может, люди желают в вопросах личной безопасности больше полагаться на свой ум, предотвращение конфликтов, чем на свою физическую подготовку?

Нет, здесь я говорю о психологическом состоянии современных людей. Не всех, конечно, но в массе своей. Силы духа, по моему мнению, за последнее время не прибавилось в людях... Причины этого – отдельная тема. По большому счету община «Спас» и создавалась для восстановления и развития именно силы духа, чем всегда были сильны наши предки.  

А насчет «ума» правильно вы говорите. Не надо попадать в те ситуации, которые можно и нужно избежать. Анализ ситуации, визуальная информация, контроль своих действий – все это обговаривается на первых занятиях. У меня на эту тему есть видеоматериалы, книги, печатная информация. Причем за много лет я сформировал всё в концентрированном виде – ничего лишнего, только самое необходимое. Знакомясь с этой информацией женщина, например, задумывается над некоторыми простыми вопросами. А как я домой хожу, по каким улицам? А как я одеваюсь и для чего именно так? А всегда ли можно успеть достать газовый баллончик, на который я надеюсь, и на всех ли злодеев действует слезоточивый газ? И тому подобное. Многие преувеличивают вероятность помощи со стороны других людей. «Ну как же, заявляет женщина, у меня есть муж, он придет мне на помощь». Я спрашиваю: «А в такой-то конкретной ситуации, где он? Хулиган даст вам возможность сообщить мужу по мобильному телефону о грозящей вам опасности»? Полиция? Как она успеет, если преступление совершается за несколько минут?

Короче, неприятной ситуации нужно избегать, но если уж она создана, то нужно быть готовым к отражению агрессии.

– А с реабилитантами в вашем общинном центре, проходящим курс по антинаркотической программе, проводите занятия по самозащите?

Перед ними стоят совершенно иные задачи – избавиться от вредоносных привычек. Поверьте, времени на иное у них просто нет.

– Вы сказали, что «Спас» развивает силу духа. А как бы вы себя лично определили по мировоззрению?

Я сторонник традиционных ценностей Руси. Я бы определил себя русским консерватором, патриотом, националистом.

– Ну, по «национализму» нужно пояснять. Потому что сейчас пытаются мешать вопросы фашизма, шовинизма с русским национализмом.

Да, к сожалению. Национализм – чувство любви к своему народу. При этом речь идет не о привилегиях для русских, а об отстаивании прав русских людей в ближнем зарубежье, да и в самой России.   

– Вы в общине практически с самого основания. Что для вас община «Спас»?

Община «Спас» для меня спасение. Потому я здесь все это время. Здесь я познавал и познаю свои слабые и сильные стороны, это – моё. Были неоднократно предложения по более высокооплачиваемой работе, но всякий раз, поразмыслив, я отказывался.

Меня, как человека грешного, подспудно тянет туда, в греховный мир, где всё просто, где свобода нравов. Почему и говорю, что «Спас» спасение, духовная мне защита.

– Защита для человека, который обучает других самозащите.

Интересно вы повернули мысль. Наверное, так. Вопросы физической или интеллектуальной защиты – вопросы общие. А духовная защита – вопрос «Спаса». Слова апостола Павла: «Все мне можно, но не всё полезно». Вот я и вижу благодаря «Спасу», что вот то-то и то-то соблазнительно, но неполезно.

Беседовал Виталий Филяев

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.