Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Васильева рассказала Путину о состоянии науки

Васильева рассказала Путину о состоянии науки

20.02.2017
Васильева рассказала Путину о состоянии науки

Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с министром образования и науки Ольгой Васильевой. Обсуждалась текущая ситуация в научной сфере, в частности, вопросы поддержки молодых специалистов.

Президент поинтересовался, какова ситуация в сфере науки, какие есть вызовы, проблемы. О. Васильева начала свой доклад с «молодой науки». «До 2014 г. мы имели очень негативные цифры, когда молодые уходили из науки. Год 2014-й стал переломным – пришли молодые исследователи», – порадовала министр, уточнив, что все это во многом благодаря исполнению поручений президента, «на базе которых и строится наш инструментарий». В итоге – уже в 2015 г. у нас насчитывалось 379 тыс. научных работников, из которых 8,5 тыс. – «новички».

«Эта молодая наука основывается на нескольких моментах, которые уже отработаны. Прежде всего это первый грант, его называют “посевным” грантом, когда молодой человек, молодой учёный в первый раз обращается в фонд», – сказала О. Васильева, отметив, что, благодаря внебюджетным и бюджетным средствам научные фонды в прошлом году имели наполнение 40 млрд. «У нас было шесть тысяч заявок в РФФИ, 2,5 тыс. молодых ученых получили поддержку. Это первый раз, когда обратились 500 [специалистов] за возможностью поехать в какие-то научные центры на стажировку. Это очень важное начало для молодых», – отметила глава Минобрнауки.

Второе важнейшее начало для молодых, по ее словам, – это возможность принять участие в мегагрантах. «На сегодняшний день у нас 160 лабораторий, это тоже выполняется благодаря Вашим поручениям, в 2017 г. будет еще 40. Итого у нас 200 центров в 79 университетах. Таким образом, мы охватываем почти всю территорию нашей страны», – отчиталась министр.

Самое важное, по словам О. Васильевой, – руководителями лабораторий являются наши ученые, которые формируют научные школы. «Сейчас это пять тысяч человек, и там есть молодые ученые: две тысячи человек аспирантов, 800 студентов, и эта система продолжает развиваться», – уточнила она.

«Конечно, колоссальную поддержку составляют президентские гранты, потому что и кандидаты наук – 600 тысяч [в год], доктора – один миллион [в год], аспиранты – 22 800 рублей [в месяц] – всё это, конечно, очень сильная материальная поддержка для того, чтобы остаться в науке, служить ей», – подчеркнула министр. Она также рассказала об организационных и правовых аспектах системы. В частности, на портале Минобрнауки научные и образовательные организации высшей школы вывешивают вакансии. «Это прозрачная конкурсная система, которую мы отсматриваем, отслеживаем, и мы можем точно говорить, что сейчас идёт конкурентная борьба за молодого учёного», – сказала О. Васильева. Также есть и система постдоков, помогающая начать работу молодому специалисту, только что защитившему диссертацию.

Что касается студенческой науки, то и здесь есть удивительные подвижки – впервые Южный федеральный университет получил право использовать результаты интеллектуальной собственности 200 млн в прошлом году. «Это совершенно новые горизонты, это вообще новое слово в отношениях с бизнесом, выстраивание новой модели», – отметила О. Васильева. Она рассказала и о новом, амбициозном проекте, который называется «Региональный математический центр» (10 площадок, региональные университеты): «Выезжает команда: крупный математик, вокруг него пять кандидатов, аспиранты и студенты-магистранты. Они выбирают площадки и начинают создавать маленькие научные ростки, преподавая там и работая семестр, полгода, а может быть, и два семестра, в течение года. Молодые ребята оттуда имеют возможность стажироваться в наших лучших институтах: Стекловском, Ландау, в наших университетах, – и таким образом эта школа потихонечку, как бусинки, собирается».

Кроме того, министр рассказала, как продвигается работа над осуществлением Стратегии научно-технологического развития России: «На сегодняшний день мы имеем уже 100 организаций, организаций бизнеса, которые готовы с нами работать. Это не только самые крупные, которые всегда нас поддерживали (“Росатом”, “Роскосмос”), но и мелкие организации, которые интересны для молодых ученых». Она добавила: «Мы проанализировали и получили [данные]: маленькие технологические компании, получив от нас определенные субсидии, через какое-то время не только их возвращают, но и идут в плюс. Молодые ребята с удовольствием в них работают, потому что на сегодняшний день заинтересованность именно в таких небольших, но очень видимых результатах совершенно очевидна».

«Фундаментальная наука продолжает развиваться, и процент молодых [ученых] увеличивается. На сегодняшний день это реально ощутимый результат, без всякого преувеличения», – заключила глава Минобрнауки.

Президент отметил, что наука молодеет.

Сегодня же на пленарном заседании всероссийской конференции «История России в ХХI веке глазами школьников» О. Васильева заявила, что ЕГЭ по истории России должен быть в списке обязательных. «Конечно, этот вопрос требует обсуждения, но не может человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории», – подчеркнула министр. В то же время глава департамента информационной политики Минобрнауки Андрей Емельянов заявил, что механизма и даты введения обязательного ЕГЭ по истории России еще нет. «Готового решения о введении обязательного ЕГЭ по истории, готового механизма у нас нет. Разумеется, речь не идет про этот год. Все это требует обсуждения», – сказал А. Емельянов.

Сейчас выпускники школ сдают два обязательных экзамена – ЕГЭ по русскому языку и математике базового уровня.

О. Васильева также рассказала, в 2017 – 2018 гг. почти все регионы начнут обучать истории России по новым учебникам.

Историко-культурный стандарт для будущих школьных учебников по истории России был подготовлен в 2013 г. на базе Института русской истории. Стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Он призван содействовать формированию единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

После утверждения стандарта все учебники истории России должны были пройти специальную экспертизу на соответствие ему, соответственно, и федеральный перечень учебников по этому предмету был пересмотрен.

По материалам официального сайта президента России, ТАСС



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.