Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Патриарх предложил ввести в школах спецкурс по русской культуре

Патриарх предложил ввести в школах спецкурс по русской культуре

07.11.2019
Патриарх предложил ввести в школах спецкурс по русской культуре

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности, предложил ввести в российских школах курс по воспитанию молодёжи в духе любви к русской культуре.

Глава РПЦ обратил внимание на то, что в нашей стране всё чаще говорят «об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но вместе с тем многие школьники, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна». Учителя и преподаватели вузов отмечают, что у учащихся средней и старшей школы знания об отечественной культуре крайне обрывочны и избирательны. «Поражает, что целостное восприятие темы у молодёжи зачастую отсутствует, есть лишь фрагментарные знания. Такие знания из памяти очень быстро уходят, об этом может свидетельствовать каждый человек зрелого возраста. Но система держится в сознании очень долго, и если она сохраняется, то в неё, как на этажерку, можно вкладывать всё новые и новые знания, которые найдут своё место и останутся с человеком до тех пор, пока они ему необходимы», – заметил Патриарх.

«Я бы предложил совместно подумать о разработке обобщающего культурологического курса для основной школы. Чтобы не увеличивать и без того обширную и очень насыщенную школьную программу, это мог бы быть, например, курс в рамках уже действующего одного или нескольких предметов. Но должен быть некий стержень в программе, вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России, – сказал Владыка. – Знакомство с наследием наших выдающихся соотечественников, реальные примеры следования долгу и призванию, самоотверженного служения Отечеству, деятельного добра и милосердия, счастливого и праведного супружества способны дать молодым людям верные ориентиры и ценностные установки, вдохновить их на выбор жизненного пути. Подобный культурологический курс может стать достойным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношений».

Глава РПЦ отдельно подчеркнул важность противодействия «разрушительной силе Интернета». Он считает, что лучше всего этим заниматься именно в школе. «Школа — вот место, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодёжи, насыщения их сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием Интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодёжью привела к тому, что уже не одно поколение молодёжи плохо знает историю, литературу и, что более всего меня печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству», – отметил Патриарх Кирилл. Он добавил, что пообщавшись с молодыми людьми, он услышал, что «все их мечты связаны с другими странами, с другой культурой, что они устремляются туда и там хотят обустроить свою жизнь». «Почему мы допускаем, что именно так, а не иначе формируется сознание молодёжи? Почему такое разрушительное влияние оказывает Интернет, почему мы неспособны дать отпор этому разрушительному влиянию?» – задался Владыко вопросами.

«Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты родился и вырос, — это и есть то, с чего начинается любовь к Родине. Поэтому краеведение — не просто предмет, который помогает узнать о месте, где ты живёшь, но это предмет, который способен укрепить любовь человека к малой Родине. А с любви к малой Родине начинается и любовь к Родине большой», – заметил он.

Патриарх также считает, что для воспитательной деятельности очень важно знакомство учащихся с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, но и посещением памятных мест. «И если мы хотим, чтобы наши потомки относились со вниманием ко всему, что мы делали, говорили, творили, то мы должны проявить заботу о сохранении того, что героически совершали наши предки», – указал он.

«В условиях огромного информационного воздействия, которое испытывают на себе современные люди, способность отличать шумы от сигналов приобретает особую ценность, поскольку слишком много шумов и мало сигналов. Способность же эта во многом зависит от наличия у человека чётких ориентиров и нравственных убеждений», – добавил глава РПЦ.

Он признал, что задача стоит непростая. «Но высока и цель: утверждение в подрастающем поколении жизненно важных для личности, общества и нашей страны смыслов и духовно-культурных ценностей. Если вы согласитесь с моим предложением, то предложил бы сформировать при Обществе русской словесности рабочую группу из педагогов, учёных, представителей ведущих вузов и деятелей культуры для детального обсуждения содержания и методологии преподавания этой образовательной программы. Может быть, подумать и о контурах нового подхода к воспитанию школьной и студенческой молодёжи. Думаю, время уже нельзя упускать. Нужно делать то, что мы, к сожалению, не начали делать раньше. Несомненно, найдутся и те, кто с энтузиазмом этим займётся. Полагаю, что рабочая группа могла бы подготовить свои предложения к следующему заседанию Президиума нашего Общества. Ну, а дальше у нас появится возможность продвигать этот документ — по возможности, настолько широко, чтобы наше общество, наш народ увидел нашу озабоченность и, по возможности, поддержал наши усилия», – заключил Владыка.

«Очень актуальна и своевременна идея о введении в школьную программу культурологического предмета, – сказала замминистра культуры Ольга Ярилова. – Очень важно, что эта инициатива прозвучала из уст Патриарха, духовного лидера нашей страны. Минкультуры будет способствовать Обществу русской словесности в этой важной миссии. Мы, конечно же, войдём в состав рабочей группы и сделаем всё от нас зависящее».

Глава Минпросвещения Ольга Васильева тоже поддержала предложение Патриарха Кирилла. Она заявила, что в школах и вузах необходимо преподавать курс русской культуры, который должен быть «единым и системным». По её словам, такой курс должен формировать у каждого россиянина «важнейший духовный код, связанный с русским языком, историей и литературой».

Министр заметила, что сама идея такого курса «витает в воздухе». В частности, в качестве примера она привела предложенную в этом году совместную инициативу Минпросвещения и Минкультуры о культурном стандарте школьников. Между тем Васильева отметила, что общественная оценка этой инициативы была «странной». «Реакция была, как будто мы с Минкультом предложили что-то из ряда вон выходящее», – удивилась министр просвещения.

По материалам сайта РПЦ, «Интерфакса», Ленты.ру, ТАСС



Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..