Через пять лет наши дороги перестанут ремонтировать
Из 600 тысяч километров российских автомобильных дорог 480 тысяч не соответствуют самым элементарным нормативным требованиям и нуждаются в срочном ремонте.
По данным Федерального дорожного агентства, финансирование дорожного хозяйства России за четыре последних года сократилось в три раза. В 2000 году выделялось 333 млрд руб., а в 2005 году – лишь 111 млрд. "Если сейчас финансирование не изменить коренным образом, – заявил глава агентства Олег Белозеров, – то доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, с нынешних 24% к 2010 году снизится до 5%".
Два года назад ремонт дорог проводился за счет территориальных дорожных фондов, которые на 99% они формировались за счет поступлений от налога на пользование автомобильными дорогами. Но с начала 2003 года дорожные фонды были отменены из-за «многочисленных злоупотреблений и махинаций со стороны губернаторов». Теперь у регионов есть две группы источников финансирования дорожного строительства: целевые налоги, в том числе транспортный, и акцизы на нефтепродукты. Однако собираемые суммы столь ничтожны, что представители регионов неоднократно обращались в правительство с просьбой вернуться к прежнему механизму формирования источников финансирования дорожного строительства. Однако глава Министерства финансов Алексей Кудрин считает, что бюджеты регионов имеют достаточно собственных средств для финансирования строительства и ремонта дорог. И если бы губернаторы направляли на эти цели земельный и транспортный налоги, акциз на нефтепродукты, 1,5% ставки налога на прибыль, то в целом по стране в 2004 году можно было бы потратить на дороги 204 млрд руб. Реально же регионы в своих бюджетах предусмотрели только 112 млрд.
Ну а пока идут споры, из-за плохого состояния дорожного покрытия у нас в стране (по данным Госавтоинспекции России) ежегодно гибнет более 12 тыс. человек.