Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019
«Золотой Витязь»: севастопольский мост

«Золотой Витязь»: севастопольский мост

Послесловие к Международному кинофоруму
Николай Головкин
04.06.2018
«Золотой Витязь»: севастопольский мост

В этом году Международный кинофорум «Золотой Витязь» прошёл в 27-й раз, в четвёртый раз – в городе-герое Севастополе. «Мы породнились с Севастополем, — сказал президент МКФ «Золотой Витязь», первый заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, член Патриаршего совета по культуре, директор Института культуры МЧС России, народный артист России Николай Бурляев. — Это видно, когда актёры идут по Севастополю — к ним подходят, жмут руки, берут автографы и, самое главное, говорят: мы следим за фестивалем и пытаемся на все ваши просмотры приходить».

Хочется напомнить, что сразу же после возвращения Крыма и Севастополя в родную гавань руководством МКФ «Золотой Витязь» и Администрацией города было подписано бессрочное Соглашение о сотрудничестве. Было принято решение ежегодно, начиная с 2015 года, проводить в Севастополе крупнейший и старейший в новой России кинофорум, получивший здесь «постоянную прописку».

И это символично: кино – любимый и близкий им вид искусства севастопольцев и крымчан, они живут на земле, на которой сотни и тысячи раз работали и продолжают снимать свои фильмы кинорежиссёры со всего мира.

«Мы вместе с городом выдержали переходный период, и 2018 год стал годом утверждения "Золотого Витязя" на севастопольской земле, – подчеркнул Николай Бурляев.

На этот раз организаторами кинофорума выступили Правительство Севастополя, МКФ «Золотой Витязь», Министерство культуры Российской Федерации, МЧС России. 

В своём приветствии к участникам кинофорума президент России В.В. Путин отметил, что «форум доказал свою востребованность, обрёл верную, преданную аудиторию, занял достойное место в календаре наиболее значимых общественных и культурных событий.

Объединяя мастеров театра и кинематографа, лучших представителей литературных кругов, музыкального и изобразительного искусства, «Золотой Витязь» выполняет благородную, поистине подвижническую миссию. Он служит сохранению духовных высоконравственных ценностей, исторической памяти, традиций патриотизма. И, конечно, способствует развитию международных гуманитарных связей, укреплению добрососедских отношений, взаимоотношений между людьми».

Президент России «убеждён, что творческая, одухотворенная атмосфера форума, его насыщенная интересная программа оставят у участников и гостей самые яркие и незабываемые впечатления».

XXVII Кинофорум по традиции начался утром 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, с торжественного молебна в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе.

Благочинный Севастопольского округа, настоятель собора протоиерей Сергей Халюта напутствовал участников и гостей форума:

«Сегодня в Севастополе начинается фестиваль "Золотой Витязь". Мы с достоинством проведём его, и желаю в этом же составе нам и через 20 лет здесь встретиться. Отрадно видеть на фестивале представителей разных стран, которые объединены общим языком. Истоки нынешнего фестиваля находятся в Херсонесе, и это символично. Люди культуры должны осознавать ту ответственность, которая на них возложена. Я желаю вам, чтобы снимая фильмы, вы понимали, куда призывали зрителей. Когда-нибудь закончится ваш жизненный путь, а фильмы останутся. Люди будут их смотреть и брать с вас пример. Это фестиваль нравственного кино, заставляющий человека задуматься о земной жизни».

А вечером, открывая  XXVII Кинофорум – церемонию открытия в прямом эфире посмотрело более 3 миллионов человек! – Николай Бурляев отметил:

«Я хожу в кино и смотрю те фильмы, что нам предлагаются в прокате и рекламируются по телевидению. Делают показную рекламу, вытаскивают постановочные кадры... А придёшь в зал и плачешь от досады, что ты видишь непрофессиональные работы. Да, эффектно. Технику мы уже освоили. Но драматургии, как правило, нет, режиссёры как будто и не учились во ВГИКе. Всё это показуха, а на деле катастрофическое понижение духовного уровня нашего кинематографа».

«Мы идём в другую сторону от того, что когда-то было в советском кино, – полагает Николай Петрович. – Тогда работали величайшие режиссёры, которые говорили глубоко и высоко, а их фильмы были исполнены ощущением присутствия третьего измерения. Сейчас этого нет. Поэтому и идёт бой…». 

И залы Севастополя – кинотеатры «Россия», «Москва», «Победа» и «Моряк» – словно в подтверждение слов Бурляева порой были не в силах вместить всех желающих.

За время проведения форума с 22 по 31 мая показы картин в Севастополе посетили 13 тысяч зрителей. А всего за эти годы картины разных стран смогли посмотреть более 40 тысяч зрителей.

В этом году в конкурсной программе Кинофорума было представлено 137 картин, в том числе художественные и документальные фильмы, фильмы для детей, анимационные фильмы, а также студенческие работы.

В конкурсе участвовали авторы из 28 стран, в том числе из России, Украины, Армении, Грузии, Казахстана, США, Австралии, Болгарии. Эти киноленты не попадут в коммерческий прокат, но в каждой из них есть то, что трогает сердце и возвышает душу человека.

Особое внимание в этом году уделено сербскому кино. В кинотеатрах «Россия» и «Москва» программой фестиваля была заявлена ретроспектива фильмов известного сербского кинорежиссера с мировым именем, председателя жюри игровых фильмов «Золотого Витязя» Горана Паскалевича: «Бочка пороха», «Земля богов, «Аргентинское танго».

«Это – особенный фестиваль, — говорит Горан Паскалевич. — В первую очередь, благодаря Николаю Петровичу Бурляеву, с которым мы очень подружились, и когда он меня пригласил, был этому рад. Знаю Николая Петровича как актёра, и он потрясающий актёр.

Много лет назад я не смог приехать на первую презентацию фильма «Аргентинское танго», Но после к этому моему фильму пришёл успех, и он завоевал статуэтку «Золотого Витязя». Это, возможно, предел моих мечтаний!».

По словам сербского режиссёра, «особенностью этого фестиваля является доброжелательность и дружелюбие. Важно то, что мы можем посмотреть фильмы, которые очень сильно отличаются от американских блокбастеров и прочих коммерческих фильмов. Думаю, западные фильмы, и американские в том числе, не красит присутствие большого количества спецэффектов, взрывов и так далее. Здесь же мы можем посмотреть фильмы с душой. И это самое важное, душа — самое важное в жизни».

«Я думаю, что мировая аудитория уже готова к тому, чтобы опять вернуться к фильмам такого рода, — подчеркнул Горан Паскалевич. — К фильмам с душой, как я сказал раньше. Но дистрибьюторы не готовы покупать наши фильмы, потому что они гонятся, в первую очередь, за деньгами, сегодня мир стал очень жадным… Это касается не только западного мира, в любом уголке мира это присутствует в той или иной степени, но наши государства, такие как Россия, Сербия, должны понимать важность фильмов такого рода и вкладывать в них средства. Я надеюсь, это случится в обозримом будущем. Потому что наше отличие от всего остального мира в том, что мы православные, и наши фильмы отличаются от западных. Но, как я говорил раньше уже несколько раз, — люди остаются такими же, и их потребности любви, и мечты о счастье тоже не меняются».

Особо хочется выделить конференцию «Государственная культурная политика – будущее России», которая прошла в рамках Кинофорума. Она была посвящена проекту Закона «О культуре», который президент России В. Путин поручил разработать к 1 июля 2018 года.

«Главное, чем мы озабочены – то, что разработка закона о культуре проходит мимо широкой общественности, – подчеркнул Николай Петрович Бурляев в завершение конференции. – Мы попросим упорядочить процесс подготовки этого важнейшего для деятелей культуры документа.

Мы также будем писать о том, что настало время выведения культуры из сферы рыночных отношений. Культура и рынок – понятия несовместимые, это пора понять всем.

Мы затронули много важных тем и надеемся, что будем услышаны».

***

Итоги Международного Кинофорума были объявлены в день его закрытия 31 мая в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского.

Перед началом этого праздничного вечера по красной дорожке прошли специальный гость — сербский кинорежиссёр Горан Паскалевич, народный артист России, президент МКФ «Золотой Витязь» Николай Бурляев, народные артисты России Алексей Булдаков, Лариса Голубкина, Аристарх Ливанов, Ильзе Лиепа, народный артист Украины Михаил Голубович, актриса театра и кино, продюсер, режиссёр и певица Наталья Громушкина, кинематографисты из России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши, Южной Кореи, Армении, Грузии, Кыргызстана и других стран.

В каждой из 6 номинаций конкурсной программы – игровые, анимационные, документальные короткометражные и документальные полнометражные фильмы, фильмы для детей, дебютные и студенческие фильмы – были вручены призы «Золотой», «Серебряный» и «Бронзовый» Витязи, специальные призы и дипломы. Также были вручены специальные призы от Губернатора Севастополя и от Севастопольского Благочиния.

В этом году главной награды кинофорума – Золотой медали имени Сергея Бондарчука за выдающийся вклад в развитие кинематографа – удостоены режиссёр и киносценарист, народный артист РСФСР Глеб Панфилов и актриса, народная артистка СССР Инна Чурикова.

Также в этом году Золотая медаль имени Сергея Бондарчука присвоена скончавшейся в апреле сербской актрисе Елене Жигон. Награду матери получила её дочь – также известная сербская актриса Ивана Жигон, продолжательница традиций их великой семьи, югославская и сербская актриса театра и кино, сценарист и режиссёр, вице-президент МКФ «Золотой Витязь», председатель Общества сербско-российской дружбы, обладатель 5 высших наград форумов «Золотой Витязь» в области театра, кино и литературы.

«Мы должны были приехать вместе и радоваться, но я чувствую, что мы радуемся вместе, спасибо «Золотому Витязю», что именно Россия оценила её вклад в кинематограф», – сказала Ивана Жигон.

Впервые на фестивале учреждена награда в области тележурналистики – Золотая медаль имени Юрия Левитана. Она присвоена известным российским журналистам Аркадию Мамонтову и Сергею Соловьёву.

Аркадий Мамонтов провёл аналогию между Каннским фестивалем и Международным Кинофорумом «Золотой Витязь».

«Отличие «Золотого Витязя» от Каннского кинофестиваля не только в том, что здесь присутствует борьба за кино, за традиции в российском кино, борьба за человеческое светлое начало в искусстве. Самое главное в том, что здесь люди получают надежду на жизнь», – сказал Аркадий Мамонтов.

По его словам, Каннский фестиваль – «это всемирный форум больших денег, больших интересов, коммерческих в том числе, глобальной идеи, которая властвует над миром. В ней присутствует особый интерес к России, нашей стране, но он недобрый. В Каннах победили фильмы, безусловно, талантливые, но в них рассказывается о России с той точки зрения, что это страна уродов, страна, в которой вечно происходят какие-то мрачные вещи, и всё здесь покрыто мрачным, безысходным тленом – покрывалом, которое нужно пробить, потому что здесь погибают люди, не живут, а выживают».

Лучшими художественными фильмами на XХVII Международном Кинофоруме названы сразу три картины: польский фильм «Птицы поют в Кигали», австралийско-американская картина «По соображениям совести» и наш российский – «Союз-7». Его режиссёр Клим Шипенко отметил, что было для него главным в работе:

«Патриотическим этот фильм покажется многим, но мы, в первую очередь, снимали картину про людей, которые мужественно делают своё дело. Они заслуживают того, чтобы про них поставили фильм».

«Серебряный Витязь» в жанре полнометражных игровых фильмов достался фильму «Завещание отца», режиссеров Бакыта Мукула и Дастана Жапара (Кыргызстан), «Бронзовый Витязь» – фильму «Жаркая страна, холодная зима» армянского режиссера Давида Сафаряна.

Детское игровое кино, представленное в конкурсной программе Кинофорума «Золотой Витязь» традиционно судит детское жюри. Высшую награду в этой номинации получила спортивная драма «Со дна вершины» российских режиссеров Яны Поляруш, Тамары Цоцория и Константина Кутуева.

«Серебряный Витязь» здесь достался фильму «Тибетская баллада» режиссера из Китая Чжана Вея, а «Бронзовый Витязь» – картине «Красная черепаха» режиссера Майкла Дадока де Уит (Франция, Бельгия, Япония).

Особенность этого года в том, что впервые конкурс детских фильмов «Золотого Витязя» проходил в Международном детском центре «Артек», где отобрали лучшие работы в категории.

Народный артист России Николай Бурляев вместе с супругой, актрисой Ингой Шатовой открыли в «Артеке» киноклуб «Золотой Витязь», для которого подарили около ста фильмов, состоялась творческая встреча Николая Петровича с артековцами.

В дни Кинофорума, к слову сказать, прошли также творческие вечера народной артистки России Ларисы Голубкиной, заслуженного артиста России Леонида Серебренникова.

«Золотых», «Серебряных» и «Бронзовых Витязей» присудили также за анимационные, документальные короткометражные и полнометражные фильмы, дебютные и студенческие киноработы.

Специальный приз зрительских симпатий отдан художественному фильму «Мой лучший друг» режиссера Элины Суни (Россия).

Лучшей главной мужской ролью на кинофоруме признана робота Эндрю Гарфилда в фильме «По соображениям совести» режиссера Мэла Гибсона.

За лучшую главную женскую роль диплом присужден Надежде Маркиной за работу в фильме российского режиссера Евгения Татарова «Ничей».

«Я согласен с решениями жюри – премии достались самым достойным», – подчеркнул Н.П. Бурляев.

Губернатор Севастополя Дмитрий Владимирович Овсянников поблагодарил участников форума за активную и плодотворную работу по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, а также вклад в развитие отечественной культуры.

«Прошедший фестиваль – это 10 дней незабываемых эмоций. С нетерпением ждём следующего года, с нашей стороны поддержка будет увеличиваться и дальше. На заседании Правительства Севастополя мы приняли в собственность 6 гектаров земли в районе Артбухты, чтобы построить в Севастополе современный киноконцертный зал. Мы договорились, что в своё время он примет очередной Кинофорум «Золотой Витязь», – сообщил глава города-героя.

Отдельно Д. Овсянников отметил и наградил призами Губернатора Севастополя председателя жюри конкурса игровых фильмов Горана Паскалевича, а также президента Гильдии кинорежиссеров Польши Иоанну Кос-Краузе.

***

Итак, нынешний Кинофорум удался на славу! По мнению жюри, участников, критиков и зрителей, он стал самым успешным за эти годы.

Теперь эхо фестиваля будет звучать в культурной жизни Севастополя до форума следующего года

«И то, что на крымских берегах нашёл свой дом кинофестиваль «Золотой Витязь», даёт надежду, что именно с Крыма начнётся возрождение национальной культуры России», – убеждён Николай Бурляев.

Он также сказал: «У меня ощущение праздника, потому что выстоял Севастополь, выстоял «Золотой Витязь». Здесь, в Севастополе мы, объединившись, вместе начали закладывать фундамент позитивной культуры, очищенной от сора, которого очень много сейчас и в кино, и в театре, и в литературе тоже есть это непотребство, и в так называемой современной живописи, и в музыке, и в эфире. Со всех сторон идёт натиск лукавого!

Желание не только «Золотого Витязя», а ещё и президента страны, – подчеркнул Н.П. Бурляев, – чтобы Севастополь стал культурным, духовным сердцем России. Здесь крестился князь Владимир, здесь Россия оборонялась и побеждала!

Поэтому у меня сегодня чувство радости, оптимизма и огромной благодарности жителям города Севастополя, его руководству, его Губернатору, за то, что они понимают, что нам по пути и что мы и дальше пойдём вместе…».

… Два символических события предшествовали началу Кинофорума.

Президент России Владимир Путин торжественно открыл Крымский мост. И это событие – поистине эпохальное, историческое!

А в столице верующие помолились у доставленных в Москву из Симферополя мощей одного из самых любимых, почитаемых русских святых – святителя Луко Крымского, Небесного покровителя Крыма.

И пусть эти два моста – духовный, каким стал Международный Кинофорум «Золотой Витязь», и Крымский, служат на благо России, помогают её возрождению во всех сферах. С Богом!

Ведь девиз Кинофорума «За нравственные идеалы и возвышение души человека» дарит надежду, что отсюда, из Крыма, уже созидается талантами кинематографистов, заботами организаторов, любовью зрителей мост духовный – в будущее России.


Фото: Институт культуры МЧС России, пресс-служба Международного Кинофорума и Славянского форума искусств «Золотой Витязь», Пресс-служба Правительства Севастополя

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Тузик
05.06.2018 20:16
Сироже.
Ну, раз тренируетесь, сможете осилить ( не просмотр, боже упаси, хотя бы описание) фильму "Враги", совместное с братьями белорусами производство, проспонсированное министерствами культурными обеих наших стран, год, кажется, 2007. Трогательное сожительство селян и оккупантов в белорусской деревеньке году этак в 1942-1943.
А насчёт качества - наши стараются и вполне достигают успеха, и в трюках, и в компьютерной графике. Но от этого ещё хуже, потому что фантик привлекательней, а содержимое поганей.
"Смерч"
05.06.2018 6:40
Хорошо, что есть такой кинофестиваль, ставивший во главу угла русские культурные, нравственные и духовные ценности. Есть надежда, что в России пробьется настоящее русское кино среди криминального, мелодрамно-сопливого, псевдоисторического ширпотреба, а главное - западной примитивной киностряпни. И еще про наши фильмы: смешно и противно смотреть как в теперешних фильмах дома и на работе беспрерывно жрут вискарь, лижутся по-скотски, срывают с себя, по-западному, одежду демонстрируя "страсть", смешно как эти "из грязи да в князи, дома, в кафешках "кушають" держа вилку в левой, а нож в правой, "как положено", ну нет такого в жизни, ну не жрет так эта "пиплятина" - "аристократы из подворотни и барахолок" на самом деле, смотреть тошно!
Сирожа
04.06.2018 21:33
/наш российский – «Союз-7». Его режиссёр Клим Шипенко отметил, что было для него главным в работе:

«Патриотическим этот фильм покажется многим, но мы, в первую очередь, снимали картину про людей, которые мужественно делают своё дело. Они заслуживают того, чтобы про них поставили фильм»./

А вот из отзывов о фильме (не вполне приличная, но верная лексика автора заменена звездочками):

"Савиных решительно опроверг многое из показанного. Опять, типа, "не благодаря, а вопреки", и опять бухыч и курево, и апогей уродства креаклов - бухыч в космосе. *** вы, наши сценаристы и режиссёры, ***, и ни какие вы не наши, а бусурманские ***. Про настоящих, наших Супер-Героев такой трэшак снимать, самим то не стыдно? Да какой там стыд, если вы там в *** ***, *** на глиномесе, сгнили все изнутри, хуже чертей проклятых, гореть вам в аду за такое "творчество".

Высокая оценка "патриотическому" фильму, правда? С таким же успехом и "Левиафан" можно считать патриотическим.
На мой взгляд публиковать надо не высокопарные рассуждения авторов о своих же фильмах, а отзывы тех несчастных, которым скармливают эти неумелые поделки. Может быть тогда до них наконец дойдет, что наш синематограф давно уже пробил дно. Раньше очень любил отечественное кино, а теперь просто воротит от него. Смотрю Голивуд. Там хоть фильмы профессионально снимают.
Сирожа Тузику
04.06.2018 21:04
Как раз вчера посмотрел трейлер. Я подумал, что ещё пока не готов к такому полёту творческой мысли. Недопустимо растренерован. Боюсь за целостность своего сознания. Сейчас занялся усиленной самоподготовкой. Пью антидепресанты, по утрам бегаю, вечером смотрю фильмы Сванидзе... Планирую выйти на пик формы к концу месяца.

Вот один из комментариев на "Танки":

"Почитал отзывы... О, люди!! Человеки!!! Что вы пишите?? "А вымысел не превышал допустимые нормы.", "...в основном позитив. А всякие мелочи не играют особой роли)", "Один из лучших российских фильмов на военную тематику." Такое написать может только недалекий человек, незнающий историю своей страны от слова СОВСЕМ!! Что касаемо фильма... Бред сивой кобылы!!! Ну это так. Чтобы не материться. Хотя очень хочется. Знал бы - ни за что бы не пошел. Убил время и деньги :(("

А рейтинг-то у него выше 6. Пипл хавает. В основном восторженные отзывы от молодёжи. Скоро можно будет показывать патриотические фильмы о том, как Красная армия разгромила французов на Чудском озере.
Тузик
04.06.2018 19:48
Сироже.
Это Вы ещё фильм "Танки" не смотрели, там усилиями ( хоть и невольными, надо признать) немецких диверсантов ( в форме!) и мало-мало разбойничающих в глухих подмосковных лесах белогвардейцев ( в форме!) в 1939 г.(!) доблестные советские конструкторы, преодолевая дрязги и распри, пригоняют экспериментальные 34-ки пред ясные очи Иосифа Виссарионовича ( Жуков контролирует процесс в прямом ручном режиме), чтобы получить-таки отмашку на их производство.
Сирожа
04.06.2018 15:49
\«Я хожу в кино и смотрю те фильмы, что нам предлагаются в прокате и рекламируются по телевидению. Делают показную рекламу, вытаскивают постановочные кадры... А придёшь в зал и плачешь от досады, что ты видишь непрофессиональные работы. Да, эффектно. Технику мы уже освоили. Но драматургии, как правило, нет, режиссёры как будто и не учились во ВГИКе. Всё это показуха, а на деле катастрофическое понижение духовного уровня нашего кинематографа». \
Вот это можно писать как некролог на кончину нашего синематографа. Сценарии - отстой. Все равно, что дети пишут. Герои не раскрыты, диалоги не выстроены, логика - дырявая или совсем отсутствует. Зато надо не забыть пнуть советское прошлое! Это отличительные черты почти всех наших современных фильмов. И это признанные мастера такое Г снимают! Недавно закончил смотреть очередной "шедевр" "По законам военного времени", о том как в годы войны советская прокуратура, воевала с советским же НКВД, НКВД воевал с армейской контрразведкой и все вместе воевали против советского народа. Немцы - где-то сбоку припёку. Такое ощущение, что нам и немцев не надо было. Наши спецслужбы сами бы вырезали 27 млн. И конечно же, в фильме не забыли показать конвейер трупов, которые без перерыва грузят на полуторки из здания НКВД. Это что за... фигня?

Возьмем нашумевший "Движение вверх" студии три тэ. Жалкий плагиат с американского фильма "Мираж на льду". Причем, сделанный крайне непрофессионально. Уж если такие мэтры снимать не могут, то чего требовать от деятелей рангом поменьше? В фильме полностью переврана реальная история. Персонажей наделили такими чертами характера, что родственники пачками валидол глотают. А ведь фамилии героев не изменили! А перед этим, Никита Сергеевич жестко и справедливо раскритиковал фильм "Смерть Сталина". Типа, "плюют на нашу историю", "жалкое вранье"... и все бы хорошо, только вот его студия сняла фильм, который ничем не лучше. И это уже не впервые! Зато по телевизеру он красиво говорит. Тут не отнять!

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».