Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Живая камера Урусевского

Живая камера Урусевского

В Москве открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения знаменитого кинооператора
Анна Щербина
24.12.2008
Живая камера Урусевского

Вчера, 23 декабря, в московской «Галерее на Солянке» состоялось открытие выставки, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося оператора, режиссера, фотографа и художника Сергея Урусевского. В экспозиции представлены его живопись и графика, фотографии из личного архива и сделанные самим мастером; рукописи, авторские раскадровки. Кроме того, планируется показ всех фильмов Урусевского. Выставку организовал «Музей кино», на презентации слово держали дочь мастера Инга Урусевская, известный киновед, директор «Музея кино» Наум Клейман, операторы Давлат Худоназаров и Александр Антипенко. 

На презентацию экспозиции пришли родственники и друзья художника. Художника в самом широком смысле слова, потому что все, за что бы ни брался этот талантливый человек, у него получалось, доказательством чего и является открывшаяся выставка. Урусевский сначала полюбил живопись, в которой для него была важна идея пространства, композиции. Живописи его свойственны яркие цвета: насыщенные синий, красный, зеленый; динамика форм сочетается со спокойствием сюжетов. Друг Урусевского, с которым они вместе учились в Высшем художественном техническом институте, художник, график В.Н. Горяев писал: «Урусевский занимался на отделении книжной графики. Но увлеченность движением, остротой ракурса, понимание композиции как композиции динамической — все это наложило существенный отпечаток на формирование будущего художника и оператора». На втором курсе Урусевский увлекся фотографией, а немногим позже соединил все свои знания и умения в работе оператора.  

Всему миру он известен именно как кинооператор, «ожививший» камеру, придавший ей динамичность.

Трудно забыть сцену гибели Бориса из фильма «Летят журавли» - верхушки берез вращаются, дрожат вокруг Бороздина–Баталова. Это было открытие в операторском искусстве, эти кадры породили новую художественную философию.

Урусевский писал об этой сцене: «Нужно уйти от натурализма факта, создать образ смерти, страдания, конца. В этом должна присутствовать драма несвершившаяся, навеки неосуществленная…». Одним из зрителей фильма "Летят журавли" на фестивале в Каннах оказался Пабло Пикассо. Он был восхищен картиной, говорил, что каждый ее кадр — самостоятельное художественное произведение. Это можно сказать обо всех работах Урусевского.  

На открытии выставки оператор Александр Антипенко задался вопросом, кто из талантливых художников, перешедших в кино, сделал открытие на новом поприще? «Некоторые говорят, что, художнику легко перейти в операторы, это даже не повышение, а понижение планки, потому что камера снимает сама, тут не надо краски разводить, что-то придумывать и т.д. (…) Однако это совсем другое дело, другая профессия, в которой Урусевский нашел новый изобразительный язык, а найти новый изобразительный язык – это не просто поставить камеру, это огромное душевное переживание, это определенный характер… Урусевский всем своим последователям открыл дорогу к свободе кадра». Антипенко рассказал историю о том, как находил великий оператор свои ходы: для картины «Бег иноходца» нужно было найти способ передать радужный свет. Урусевского мучила эта проблема – он не хотел банальных решений, пытался найти что-то оригинальное, и у него получилось.

Идя по Мосфильму, он заметил под ногами стекляшку, поднял ее и начал крутить – увидел странный цветовой эффект и поставил стекляшку перед объективом, так он нашел то, что ему было необходимо для картины.

Антипенко уверен, что «ни один технически образованный оператор не приблизил бы эту разбитую линзу к хорошему объективу, поэтому дело не в технике, а в ощущении той великой задачи, которую ты должен осуществить».  

«Мне представляется, что он был поэтом и как великий поэт он был великий пророк. В том, что он делал, он был абсолютно свободен и абсолютно прав... Он абсолютно гениальное явление в мировой кинематографической культуре. Есть очень многие великие операторы, в разных странах, в разное время, каждого из них можно с кем-то сравнить, Урусевского невозможно сравнить с каким-то другим оператором», - сказал на открытии выставки оператор Давлат Худоназаров.  

Представляя экспозицию, киновед Наум Клейман подчеркнул, что всему творчеству Урусевского была свойственна «необыкновенная праздничность восприятия мира - какого бы сюжета или материала ни касалась его камера или его кисть, потому что истинный гений преображает все в праздник». «Я думаю, что молодым сегодня, может быть, больше всего на свете нужно почувствовать себя современниками Урусевского. Он несет с собой тот одухотворенный воздух свободы, который преобразил его и наше кино, и, если нашим молодым операторам удастся уловить в свои паруса этот ветер, они будут плыть далеко и успешно. Мне задали вопрос – зачем эта выставка. Она за этим», - заключил Клейман.

Работы Сергея Урусевского в качестве оператора: «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941), «Поединок» (1945), «Синегория» (1946), «Сельская учительница» (1947), «Алитет уходит в горы» (1949), «Кавалер Золотой звезды» (1951), «Возвращение Василия Бортникова» (1952), «Урок жизни» (1955), «Первый эшелон» (1955), «Сорок первый» (1956), «Летят журавли» (1957), «Неотправленное письмо» (1959), «Я Куба» (1964), «Бег иноходца» (1968), «Пой песню, поэт» (1973).  

Режиссерские работы Урусевского: «Бег иноходца» (1968), «Пой песню, поэт» (1973). 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.