Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Виктор Кустов: «Но не все же измеряется деньгами!»

Виктор Кустов: «Но не все же измеряется деньгами!»

Беседа со ставропольским писателем и издателем журнала «Южная звезда»
03.12.2019
Виктор Кустов: «Но не все же измеряется деньгами!»

Виктора Николаевича Кустова я знаю больше 30 лет. В конце 80-х годов прошлого века мы вместе работали в Карачаево-Черкесской областной газете «Ленинское знамя». Это было интересное время – гласность, перестройка. Поэтому начало 90-х встретили с надеждой на реальные перемены к лучшему. Многие коллеги-журналисты тогда были настроены подобным образом, ожидая от новых лидеров государства действий, которые бы привели нашу страну в сообщество так называемых цивилизованных стран, где бы мы были равными среди равных. Но получилось то, что получилось... Похмелье было тяжелым.

Наши пути с Кустовым надолго разошлись. А недавно мы с ним встретились. И я узнал, что он сосредоточился исключительно на издательском деле. У него свое агентство – СКИРА. Это дело не приносит больших барышей, но зато дорого его сердцу.

Виктор, часто издатели сетуют, мол, приходится издавать ширпотреб, чтобы выжить. А как  у тебя обстоят дела?

–  Ну, что тут скажешь, ширпотреб – это, с одной стороны, то, что востребовано рынком, в том числе  литературным, но рассчитано на потребителей, не отличающихся высоким вкусом. А таких всегда было много, даже большинство. Еще Некрасов мечтал: «Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого –  Белинского и Гоголя с базара понесет?» Советская цензура помимо функции идеологического надзора выполняла и роль сита, через которое не проходили пошлость и безвкусица. А сейчас можно все, и мы вкушаем от яблока свободы ту его часть, где гнильцо и червоточина. Скажем, возникла потребность на детективы, фантастику, чего в советское время было маловато, и рынок сразу же стал наполняться подобной литературой. Наверное, это нормально. Ненормально, то, что в этом мутном потоке золотые крупинки почти не встречаются. Идет вал всякой ерунды, лишь бы прибыль приносило, как говорится, «пипл схавает».

И что же тогда делать тому, у кого запрос на хорошее чтение? Перестать ходить в книжные магазины, где море книг, но мало литературы? Я так и делаю. Читаю, вернее, перечитываю, в основном то, что давно люблю – классику. Но, наверное, это неправильно. Есть же хорошие произведения, нет, нет, да где-то о них пройдет информация.

– Есть, я это точно знаю. Ведь и в советское время не так много людей читало книги, как это принято думать. Наверное, процентов десять. Остальные просто следовали моде на книги: во-первых, дефицит, во-вторых, признак интеллигентности, но они просто пылились у них в шкафах. При этом для по-настоящему читающей публики существовал литературный процесс, движителем которого были толстые журналы. Они открывали новых авторов, формировали вкусы. Я, например, до Кавказа жил в Красноярске и Иркутске. Как раз в те годы начал писать Валентин Распутин. Получалось, что я ходил с ним по одним улицам, но и не подозревал об этом. Только когда прочитал в «Нашем современнике» его повесть «Живи и помни», понял, что этот гений живет рядом, что нужно обязательно увидеть его, послушать. Мне удалось побывать на встрече с ним, она оставила глубокий след в моей душе.  

Тогда у толстых журналов были миллионные тиражи, а сейчас по паре тысяч у «Нового мира», у «Нашего современника». Некому формировать литературный процесс. Его нет. В столице писатели поделены на группировки, которые «тусуются» и пиарят себя. Оттого чаще на слуху не самые талантливые, глубоко мыслящие, а более ловкие. Модный и известный писатель сегодня не синоним – талантливый и, тем более, высокодуховный.

Потому еще в 90-е годы у меня появилась идея издавать литературный журнал, где бы я мог публиковать интересных мне писателей, поэтов, помогать этим людям выйти на широкую читательскую аудиторию. Уже и название придумал – «Шестой этаж», если помнишь, мы снимали офис на шестом этаже в центре Черкесска. Уже тогда было желание уйти от местечковости, не замыкаться в рамках региона. Я разослал письма с просьбой прислать свои рукописи белорусскому писателю Ивану Шемякину, тому же Распутину, Фазилю Искандеру. Но начались проблемы с бизнесом, созданные местным криминалитетом, пришлось переехать в Ставрополь.

К идее журнала вернулся в 2000 году. А в 2001 вышел первый номер журнала «Южная звезда». Вот уже скоро двадцать лет, как он выходит по четыре номера в год тиражом тысяча экземпляров. Десять лет, как существует сайт «Южной звезды», который помог выйти на широкую аудиторию, не только в России, но и в странах СНГ, дальнего зарубежья. 

Об этом ты рассказывал на прошедшем недавно в Ставрополе форуме Всемирного Русского Народного Собора «Русский язык в межнациональном согласии».

–  Да, наш журнал, можно сказать, это межнациональное согласие и формирует, и развивает. За все время вышли в свет 72 книжки. На сегодняшний день на его страницах опубликованы 627 русскоязычных авторов, из которых 89 проживают за пределами России. Больше всего наших авторов живет на Украине – 34, в США – 15, в Германии – 11. Кроме Украины и стран СНГ, это люди, уехавшие из Советского Союза и России в 80-90- годы. Они говорят и думают на русском языке, это люди Русского мира.

О чем пишут наши соотечественники?

– И в поэзии, и в прозе преобладают две темы: ностальгические воспоминания о Советском Союзе и эмигрантские будни. Что интересно, о жизни в СССР нет оценочной интонации. Никто не идеализирует советское время, но и не хает его. Как правило, это сладкие и с щемящей грустью рассказы о том, что осталось в прошлом, но очень дорого. О нынешней жизни на чужбине пишут безэмоционально, а порой и с безысходностью... 

Ну, а украинские авторы пытаются как-то оценивать нынешнюю политическую ситуацию в своей стране?

– Очень осторожно, как правило, в завуалированной, иносказательной форме. Социальная направленность чаще прослеживается у авторов с востока Украины: Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы. Кстати, наш автор поэт Вадим Негатуров погиб в Одессе в доме профсоюзов... Много авторов, выходцев из Украины, живет в дальнем зарубежье. Они пишут больше о нашем общем прошлом – Советском Союзе.

Виктор, твой журнал – явление литературной жизни, выходящее по уровню далеко за региональный уровень. Как удается держать столь высокую планку?

– Когда журнал начинался, признаться, нас сильно одолевали местные графоманы, а потому, я сразу решил не замыкаться в рамках региона. Постепенно пена ушла. Но, кстати, на Ставрополье всегда были и остаются хорошие писатели. В первый номер журнала я попросил дать свои мемуары ныне покойного Георгия Шумарова. Он учился в мединституте вместе с Василием Аксеновым, и очень интересно рассказал об этом незаурядном человеке и том времени. А недавно ушедший от нас Василий Звягинцев! Его роман «Одиссей покидает Итаку» известен во всей стране, получил несколько престижных литературных наград. Звягинцева можно назвать основоположником популярного ныне жанра – альтернативная история.

В одном из номеров «Южной звезды» был опубликован роман Анатолия Лысенко «Быстрые волки». Это историческое повествование о раннем христианстве на Кавказе. Лет пять назад ко мне обратился помощник одного высокопоставленного московского генерала с просьбой найти шефу эту книгу. Он, однажды прочитав ее, стал фанатом. Но мы ее не издавали, и просто подарили несколько номеров журнала.

Так что есть, кого печатать. Хочу сказать, что мы не гонимся за новомодными веяниями, всякими модернистскими штучками, за которыми, как правило, скрывается пошлость и безвкусица. Мы придерживаемся классической литературной традиции. Наши авторы пишут о живых людях, о реальных жизненных ситуациях.

Виктор, извини, а как все же приходится выживать в столь стесненных экономических обстоятельствах? «Южная звезда» приносит хоть какие-то дивиденды? 

– Нет, конечно. Долгое время я полностью покрывал убытки из доходов от других видов издательской деятельности. Но уже лет десять, как мы получаем субсидию от Комитета по печати РФ. В свое время подали документы на грант, защитили свой проект, и теперь каждый год подтверждаем его. Государство субсидирует нам половину затрат на журнал. Остальные 200-300 тысяч убытка в год приходится покрывать из собственных средств.

А как дела с распространением?

– Журнал мы не продаем, а отправляем в библиотеки края и вузы, рассылаем авторам. По-другому не получается. Но не все же измеряется деньгами! Что мне не нравится в нынешнем времени, – так это то, что для многих людей деньги стали смыслом жизни, а духовные ценности уходят на второй план. В советское время много было такого, что вызывало справедливые нарекания, и, в конце концов, оказалось нежизнеспособным. Но то, что государственная политика в области культуры была направлена на возвышение человека, это несомненно. Эти высокие традиции русской культуры, литературы мы должны всячески беречь и развивать, если хотим сохраниться как нация.

Беседовал Сергей Иващенко

Фото автора.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.