Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Вячеслав Никонов: «На Западе никогда не поймут нас, потому что не знают Пушкина…»

Вячеслав Никонов: «На Западе никогда не поймут нас, потому что не знают Пушкина…»

О новых книгах известного историка и политика
Нина Катаева
15.07.2021
Вячеслав Никонов: «На Западе никогда не поймут нас, потому что не знают Пушкина…»

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир», доктор исторических наук Вячеслав Никонов посвятил онлайн-конференцию своим новым книгам. В прошлом году у него вышло семь (!) книг. Среди них «Пушкин. Болдинские осени», приуроченная к 190-летию первой осени, сказочно одарившей нас, и «1612-й. Как Нижний Новгород Россию спасал», которую представят в День народного единства.

Когда Вячеслава Алексеевича спросили, что подвигло его, пишущего в основном об истории, политике и геополитике, обратиться к творчеству великого поэта, он пояснил: «Пушкин –это и история, и политика, и геополитика,более того, это один из столпов российской цивилизации, человек, который больше, чем кто-либо, повлиял на мировосприятие поколений россиян. Даже те, кто плохо учился, все равно знают, что“У Лукоморья дуб зеленый”, а также такие строчки, как “Мой дядя самых честных правил” и “Поп толоконный лоб”, а, возможно, и “Я к вам пишу, чего же боле…”и многое другое, потому что Пушкин –это часть каждого из нас».

По степени влияния на современное российское сознание, нашу ментальность и российскую цивилизацию историк неожиданно сравнивает поэта с … Лениным и утверждает,что «понимание Пушкина отличает нас от других, и именно потому на Западе никогда не поймут нас, потому что не знают поэта, и всегда будут “другими”».

Оказывается, любимец муз встречает нас на более чем двух с половиной тысячах улиц российских городов – против более чем пяти тысяч «ленинских», здесь вождь выигрывает.Но трудно сравнить с кем-либо поэта как человека, всего за двадцать лет прошедшего серьезную жизненную эволюцию – от юнца, полного восторгов и свободолюбивых мыслей, до автора Болдинских осеней, человека высокой гражданственности и консервативных взглядов.

А если вспомнить, что Пушкин, создавший литературный русский язык, на котором говорим, основал многие жанры и направления в литературе, которым не позволила развиться под его пером пуля Дантеса, нельзя не согласиться с ученым, что великогописателя и поэта следует рассматривать и как великого историка, мыслителя и гражданина.


«Животворящая святыня»

В книжке про Болдинские осени, которых было три:та, которую знают все, – в 1830-м, а еще – в 1833-м и 1834-м годах, автор предлагает искать нижегородский след. Ведь до сентября В. Никонов – депутат Госдумы от Нижегородской области, где в этом году большой юбилей – 800-летие Нижнего. БольшоеБолдино расположено в 250 км к юго-востоку от Нижнего, и именно там поэт стал подлинным Пушкиным.

Дело в том, что до 30 лет Александр Сергеевич никогда не бывал в «пушкинских» местах, имение матери Михайловское – места ганнибаловские, и вот осенью 1830-го он впервые в Болдино, которое его предок Иван Пушкин в XVI веке получил в вотчину за Московское осадное сидение в 1612 году.

И только там Пушкин впервые задумался о своих корнях, там получили исток его произведения, связанные с родословной, размышлениями о судьбах русского дворянства и аристократии, пушкинского рода. «Два чувства дивно близки нам,\ В них обретает сердце пищу:\Любовь к родному пепелищу,\Любовь к отеческим гробам.\ Животворящая святыня!..».

Это стихотворение он написал осенью 1830 года в Болдино, которое стало для него«животворящей святыней». Болдинская осень –безусловно,феномен, ничего подобного, по мнению Никонова, в истории мировой культуры не было. «Может, кто-то еще и сделал так много за столь короткий срок, – говорит он, –изменив мировоззрение миллионов людей, мне такая личность не известна. За три месяца поэт написал столько всего, что не укладывается в голове». Хотя объяснения, конечно, есть: началась эпидемия холеры, и были выставлены гораздо более жесткие кордоны, чем сейчас.Пушкин пытался выбраться, но не смог,и осенью с ним случилось то, что он называл «творческим запоем». Случалось это только осенью, в его любимое время года, и длилось не более двух недель или месяца. Безумно выкладываясь, поэт творил вот такими короткими временными отрезками, но «запой», который длился на протяжении трех месяцев, случился с ним единственный раз в жизни.

Причину такой плодотворности автор видит в том, что поэт попал на родину, и корни его сыграли большую роль. Кроме того, он собирался жениться на Наталье Гончаровой и чувствовал ответственность за будущую семью. Следует отметить, что до этого момента Пушкин не владел никакой собственностью, получая лишь деньги за службу в министерстве иностранных дел и гонорары. По случаю женитьбы отец подарил ему 200 крепостных душ в деревне Кистенёво,неподалёку от Болдино, и он вынужден был вступить во владение имуществом. Пушкин понимал, что жизньсемьи в Петербургебудет стоить немалых денег, и готовил литературные продукты впрок.«Пек, как пирожки, – говорит Никонов, – чтобы потом капитализировать». И капитализировал – гонорары за написанное в Болдино на протяжении десятилетий и после кончины поэта поддерживали его семью.

В это время ярко проявилось ощущение Пушкиным своей миссии поэта, о которой он сказал еще в «Пророке»: «Глаголом жечь сердца людей». В этом деле помогала ему предельная концентрация и жесткий распорядок дня, о котором он сообщил жене в 1833 году.

«Просыпался в семьи начинал творить прямо в постели, – историк приводит много любопытных деталей быта поэта, – которую иногда не покидал до трех часов дня. Восьмичасовой рабочий день. Пищу принимал также в постели, либо на кушетке.Писать предпочитал полулежа, причем это был не полет пера,а муки творчества. В архивах сохранились черновики, первый обычно исчеркан полностью, второй –наполовину, 3-4-й – чистовые экземпляры, которые предлагал в печать. Был исключительно требователен к себе как к автору».

Пушкин отправился в Болдино в очень плохом настроении. В Москве скончался его дядя Василий Львович, он организовывал похороны, и шел за его гробом от Басманной до Донского монастыря. У него случилась размолвка с Натальей и скандал с будущей тещей, он вернул невесте ее обещание выйти за него замуж, и вполне себе свободным ехал в Болдино. А, приехав,обнаружил, что умер его первенец Павлик, внебрачный сын Ольги Калашниковой, с которой у него были отношения в Михайловском. Ольга была дочерью Михаила Калашникова, управляющего Михайловским имением, а потом Болдинским. В 1826 году отец вместе с дочерью, беременной от Пушкина, был переведен в Болдино. Во время переезда Пушкин задумывал интригу: просил Вяземского задержать Ольгу у него в имении, чтобы она родила в Москве, а потом взять ребенка к себе. Но интрига не удалась, Ольга приехала в Болдино, а младенец умер...

Первое стихотворение «Бесы», написанное в Болдино, отражает душевный надлом Пушкина, который медленно приходил в себя. Но, получив письмо от Натальи, в котором она прощала его, поэт, по словам Никонова,берет реванш над «Бесами»и пишет «Сказку о попе и его работнике Балде», где бесам достается по полной. И приступает к циклу «Повестей Белкина», которые, судя по датировкам, писал вперемешку: начинал одно, бросал,брался за другое. Пушкин никогда не соблюдал хронологию, одновременно писал много разных стихотворений, поэм, прозаических произведений, писем, публицистики. Начав «Повести Белкина», поэт, говоривший до этого, что ненавидит прозу, написал гениальные произведения, положив начало русской реалистической прозе. Прервав работу над «Повестями»,после «Станционного смотрителя» завершает «Евгения Онегина», пишет вначале 9-ю, потом 8-ю главы, а также 10-ю, которую сжигает, – и все это в промежутке между другими вещами. Но концовка «Евгения Онегина»была-таки написана в Болдино с пометкой: «Работал 7 лет,4 месяца и 17 дней».

В это же время написано стихотворение «Герой» – о Наполеоне, идущем в чумной барак в Яффе, датировано 29 сентября 1830 года. И это не день, когда оно написано, – это день посещения Николаем I Москвы в период эпидемии.

«То есть это не стихотворение о Наполеоне,– поясняет Никонов, –это гимн подвигу царя, приехавшего в холерную Москву, чтобы бороться с эпидемией. Пушкин часто датировал стихотворения днями, когда произошло описываемое событие. Например,«Пророка» датировал днем своей встречи с Николаем I, а не днем написания, как и «Героя».Но не желая, чтобы его обвинили в низкопоклонстве,стихотворение зашифровал. У поэта были сложные отношения с Николаем I, царь ему покровительствовал, желая видеть блеск в своем окружении, но желания прославить Пушкина и обеспечить его до конца дней там не было».

Любопытно, отмечает автор, что в первую Болдинскую осень, планируя женитьбу на Наталье Николаевне, Пушкин не посвятил ей ни строчки, написав при этом огромное количество прощальных стихов женщинам, которых любил в прошлом. Широко известны его посвящения Воронцовой: «Прими же, дальняя подруга, \Прощанье сердца моего» и Амалии Ризнич: «Для берегов Отчизны дальной\ Ты покидала край чужой». После любовной лирики неожиданен, по мнению исследователей, цикл публицистических работ,связанных с оценкой собственного творчества, ответы критикам, размышления о творчестве. «Пушкин задумывается о родословной, – говорит Никонов, – начинает изучать древо Пушкиныхв связи с русской историей и – становится историком. Но тут же октавами, которыми никогда не писал, пишет “Домик в Коломне”, одно из самых загадочных своих произведений. На треть эта история о молодом человеке, переодевшемся служанкой, чтобы подобраться к возлюбленной, представляет из себя инструкцию по написанию стиха. Что скажешь, игра гения. А затем Пушкин, между делом, открывает новый жанр в русской литературе –жанр маленьких трагедий: “Скупой рыцарь”,“Моцарт и Сальери”, ”Каменный гость”, “Пир во время чумы”... Интересно, что он пишет трагедию о Сальери, не посвящая нас в мысли Моцарта, воплощает себя и в труженике Сальери и в гении Моцарте.Таков блестящий букет известных вещей, которые создавались очень быстро».


Тройка, семерка, туз… 1833-й. Вторая Болдинская осень

Американцы в XX веке очень гордились тем, что изобрели Oral History– способ написания историй на основе воспоминаний людей, живших в одно время с героями. Осенью 1833 года Пушкин намеревался написать «Историю Пугачева»: работая по методу Oral History, он проехал по пугачевским местам, побеседовал с людьми, знавшими народного царя, видевшими или разговаривавшими с ним, проработал архивы пугачевского бунта.

«Свой потрясающий труд историка-исследователя Пушкин воплотил в книге “История Пугачева”, – говорит Никонов. – Но Николай I, который был цензором, сказал, что у бунтовщика не может быть истории, поэтому появилось название “История пугачевского бунта”. На мой взгляд,это одна из самых блестящих исторических работ, написанных русскими исследователями, образец того, как надо писать об истории».

Книга была напечатана на деньги государя, и дивидендов не принесла.А самым успешным проектом второй осенистала «Пиковая дама». Как известно, весь петербургский свет играл в карты. Игре «Фараон», которая принесла Пушкину огромные финансовые проблемы, он отдал значительную часть жизни. Конечно, он был профессионалом: прекрасным и банкомётом, и понтёром.«По этой игре выпускалось огромное количество пособий, – рассказывает Никонов, – а суть была проста: назвать карту и угадать,справа или слева она ляжет, когда банкомёт мечет. «Бессмысленна и беспощадна,как русский бунт», но в эту игру проигрывали имения,состояния и жизни, причем по всей Европе…Плюс мистика:на тройку, семерку, туза ставили на протяжении многих лет во всех петербургских салонах. Кстати, если бы Герман поставил на эти карты, он бы выиграл, в восемь раз увеличив свое состояние, но он был так увлечен ситуацией, что ошибся, поставил на тройку, семерку, даму… И вот эта “Пиковая дама” решила все финансовые проблемы Пушкина, включая карточные долги».

В 1833 году Пушкин пишет «Сказку о рыбаке и рыбке» и посвящает ее Ольге Калашниковой, которая стала требовать от него все больше – Пушкин оплачивал ее жизнь с мужем, купил ей дом. Мотив золотой рыбки легко угадывался, и Ольга Калашникова из Эдды и «Русалки» превращается в старуху, которая должна остаться у разбитого корыта. В сказке была еще одна глава, которая не вошла ни в одно из изданий, нов Полном Собрании сочинений присутствует. Вячеслав Никонов рассказал, что в этой главе старуха захотела стать Римскою Папою, и это ей удалось, но Пушкин сам исключил главу из сказки, видимо, не желая вызывать международные или межконфессиональные осложнения.

«Болдино-1833 – это и “Осень”: “Унылая пора! очей очарованье!”, – говорит Никонов, – и поэма “Анджело”, где соединение Шекспира с Пушкиным дает потрясающий эффект.

Считаю, что это – одно из самых сильных произведений Пушкина, в котором центральная мысль: “Власть верховная не терпит слабых рук”. Между прочим, один из главных принципов российской политики: как только у нас появляются “слабые руки”, сразу начинаются проблемы».

Во времена второго Болдино был написан и «Медный всадник», в котором Пушкин дал ответ Адаму Мицкевичу на его выпады против России в поэме «Деды». Польский поэт, который в 1824–1829 годах жил в ссылке в Российской империи, в частности, в Петербурге, водил дружбу с видными русскими писателями и поэтами, – обрушился с проклятьями на «унылую» и «бессмысленную» Россию, с ее «непонятно зачем построенным на берегах Невы ужасным городом с отвратительной архитектурой» и т.п. Кроме того, в своей поэме Мицкевич прямым текстом оскорбляет Пушкина из-за его стиха «Клеветникам России»1831 года, где поэтом дана оценка Польскому восстанию 1830–1831 гг. Пушкин по-своему ценил Мицкевича и ответил ему не впрямую, а «Медным всадником».«На берегу пустынных волн\ Стоял он, дум великих полн, \ И вдаль глядел…». Пушкин отвечает Мицкевичу, зачем «вознесся» этот великий город– для того, чтобы «в Европу прорубить окно». «Медный всадник» не вышел при жизни Пушкина: Николай I забраковал поэму, сделав много замечаний, и Пушкин, как и «Бориса Годунова»,положил ее в стол, в ожидании лучших времен, которые так и не настали. «Медный всадник» был издан после смерти Пушкина.

Еще этой осенью поэт пишет «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», задолго до «Белоснежки и семи гномов», в которой ключевой фразой Никонов определяет «Черт ли сладит с бабой гневной» –колоритно сказано о женщинах, которые не могут смириться с тем, что существуют на свете более «милые» и «румяные», чем они.


«Сказка ложь, да в ней намёк…». 1834-й. Третья Болдинская осень

Она не так знаменита, но важна в творчестве Пушкина. Третьей осенью написана «Сказка о Золотом петушке», которая в первом издании вышлабез знаменитых строк: «Царствуй, лежа на боку!» и «Сказка ложь, да в ней намёк– добрым молодцам –урок». Цензура почему-то не пропустила.

«Ну и Пушкин готовился написать ”Историю рода Пушкина”, – говорит Никонов, – и большую автобиографическую работу мемуарного плана.

Он собирался написать собственную автобиографию, уже начал, и, очевидно, что там были наметки широкого исторического масштаба, потому что Александр Сергеевич начинал родословную с очень древних времен и вписывал это в российскую историю. Уверен, если бы ему было отпущено время, он,конечно бы, написал “Историю Петра Первого”, которую также начал писать.

И, конечно бы, написал “Историю России”, у него было очень много набросков, и он, при его таланте и скрупулезности, сделал бы это ничуть не хуже Карамзина».

Последним болдинским творением Пушкина стала повесть «Кирджали» – о болгарском Робин Гуде, которую он услышал в Кишиневе. Повесть заканчивалась хэппиэндом: Кирджали бежал из турецкого плена. Но Пушкин не знал, что той осенью разбойника вновь поймали и повесили в Яссах. Реальную концовку истории Пушкину рассказали в Петербурге…

Все пушкинские места в России, за исключением Болдино, памятники федерального значения. И депутат Никонов многие годы своего депутатства посвятил тому, чтобы добиться этого статуса для Болдино, но только в XXI векемузей-заповедник перешел в ведение региональных властей. Собственно, решен вопрос и с федерализацией, дело за тем, чтобы Минфин поддержал Болдино, включив его в реальное финансирование.

И все-таки удалось ли разгадать тайну феномена Болдинских осеней Пушкина?.. Никонов отвечает, что нет;подчеркивает, что рассказать об этой тайне мог бы только сам Александр Сергеевич, любитель тайн. У поэта в самом деле много зашифрованного в произведениях, та же 10-я глава в «Евгении Онегине», на расшифровку которой у специалистов ушло несколько десятилетий. У него много масонских знаков, весьма загадочных текстов и реплик. «Что касается феномена Болдинских осеней, – говорит Никонов, – думаю, дело все в сочетании жизненных обстоятельств, связанных с эпидемией, предстоящей женитьбой, думами о том, на что ему жить, наложившихся на безусловный гений и массу накопленных образов, которые жили в нем. Важно и то, что все это сочеталось с жесткой дисциплиной, которую он себе предписал. Восемь часов пишет, потом два часа бешеной скачки на лошади либо прогулка по окрестностям, ванна, причем часто со льдом, и – чтение, чтобы успокоить чужими мыслями роящиеся в собственной голове в связи с тем, о чем пишет. Иначе сложно будет приготовить себя ко сну. Очевидно, что голова у него продолжала работать и дальше. Просыпался, и на него тут же обрушивался поток строк, в том числе переработанных подсознанием за ночь. Гениальный ум, потрясающая работоспособность, причем на короткий период.

И тут важно сказать о нашей национальной особенности. Мы не можем систематически работать на протяжении года, но готовы совершать героические поступки в ограниченный период времени. Этому есть объяснение: сельскохозяйственный период в нашем крестьянском обществе, в силу природных условий, длился сто дней, в отличие от трехсот на Западе.

То, что в Западной Европе делали за триста дней, мы, на протяжении веков, за сто. Причем делали совместно, с героическими усилиями, а потом наступал период релаксации, думаю, коснулось это и Пушкина».


«1612-й. Как Нижний Новгород Россию спасал». К 800-летию Нижнего

«Смуты в России – это то, что уничтожает наше государство, – говорит Никонов. – История показывает,что мы абсолютно неуязвимы от ударов извне, со времен монголо-татарнасникто не завоевывал, но мы можем разваливаться изнутри, как было в 1991-м и в 1917-м. И, конечно, Смута – один из моментов крушения России, когда страна разваливалась, отбрасывалась в своем развитиина несколько десятилетий, если не веков, назад, и когда возникала угроза существованию страны как государства. И Польша, и Швеция, которые претендовали на Русь, были сильнее нас: более населены, с более сильными армиями и большим количеством денег. А когда Россия присягнула польскому королевичу Владиславу, тогда мы, как никогда близко,подошли к грани уничтожения как государства, продолжать существовать могли, только как польская провинция... Опасность была велика: поляки сидели в Кремле иделали, что хотели.Все наши национальные символы–царские скипетры, шапка Мономаха – были разворованы.

И удивителен фактор воли небольшого количества людей в регионе, в Нижнем Новгороде тогда жило максимум 6–8 тысяч человек, которые собрались, скинулись и начали собирать ополчение из профессионалов, готовых воевать и освободить Москву.

В этом я вижу великий подвиг Минина и Пожарского,чему и посвящена книга».

В прошлом году у Вячеслава Никонова,включая переводы и вторые издания, вышло, как мы уже отмечали, семь книг: «Код цивилизации» и следомеще четыре. «Двадцать восемь мгновений весны 1945-го» получилапремию «Клио» Российского исторического общества и Российского книжного союза как лучшая книга по истории 2020 года. Посвящена 75-летию Великой Победы. В конце года вышли два перевода: «Код цивилизации» в Великобритании и «Молотов. Наше дело правое» – во Франции, адаптированное издание, в котором, по сравнению сроссийским, в большей степени, речь идет о международных отношениях Франции и генерале де Голле.


Этот огромный «Русский мир»

Вячеслав Никонов с 2007 года руководит фондом «Русский мир», который занимается продвижением русского языка, русской культуры, наследия Пушкина в мире. Менялось ли отношение ко всему русскому за минувшие годы? «Начинали мы в спокойное время,– рассказал Вячеслав Алексеевич, –когдаотношение к понятиюРусского мира было позитивным, но после 2014 года начались серьезные обострения в отношениях с Западом. Оникоснулись сути Русского мира и оказали противоречивое воздействие на интереск русскому языку. Скажем, на Западе интерес этот пропадал и после распада Союза, потомучто программы русистики, финансировавшиесячерез дипломатические и военные ведомства, закрывались. Но в последние годы они вновь обретают финансирование, возрастает и интерес к русскому языку, цель все та же – изучение потенциального противника».

В фонде изменилось руководство, ушла из жизни бессменный председатель попечительского совета Людмила Вербицкая,и, в соответствии с указом президента РФ, создана новая структурауправления – Попечительский совет, в который вошли министры: просвещения – Сергей Кравцов, иностранныхдел – СергейЛавров,культуры – Ольга Любимова, науки и высшего образования – Валерий Фальков.Возглавил совет Дмитрий Козак, заместитель руководителя Администрации президента РФ. Председателем наблюдательного совета, в который вошли 16 человек, в частности, ректоры двух ведущих университетов и МГИМО Виктор Садовничий, Вячеслав Скворцов и Анатолий Торкунов, директор Эрмитажа Борис Пиотровский, историк и политолог Наталия Нарочницкая, митрополит Иларион, сталсоветник президента РФ Владимир Толстой. Правление фонда возглавил Вячеслав Никонов.

Пандемия весьма ограничила деятельности фонда. Конференции, круглые столы, и даже традиционная ассамблея были либо отменены, либо переведены в онлайн. И, что особенно огорчило, нарастала русофобия. Со сменой руководства университетом в Кракове, в прошлом году в фонде потеряли один из русских центров. Но открыли три новых – в Стамбуле, Цхинвале, Плевене и пять кабинетов фонда – в Русской школе им. Пушкинав Стамбуле, в Обществе Святого Александра в Лейпциге, в первом Русском музее Австралии в Сиднее, в Доме российско-ливанской культуры в Батруне, в Ливане, и в Витебской области в Белоруссии. В 2021 году открыли Русский центр в университете Додомы в Танзании и кабинет «Русского мира» в Луганском педуниверситете. Подготовили открытие Русских центров в университетах Алжира и Караганды.

Всего открыто 120 Русских центров в 53 странах и 139 кабинетов – в 65-ти, в целом проекты фонда осуществляются в ста странах мира. Работают в основном в соцсетях, много внимания уделяют знаковым юбилеям, выступают в качестве площадок для Тотального и Исторического диктантов.

Продолжают грантовую программу, гранты дают в основном на интернет-проекты. Вместе с ведущими университетами открыли курсы повышения квалификации по разным предметам на русском языке. XIV Ассамблею Русского мира, в формате видеоконференции, провели для15 тыс. человек из 102 стран, три с половиной тысячи участвовали в дискуссионных мероприятиях «Это огромный Русский мир». В конкурсе «Всемирный Пушкин» ужеприняли участие полторы тысячи начинающих авторов из 40 стран, на суд жюри представлено 6 тысяч произведений. Не уменьшается количество поклонников «Романсиады», конкурсы проводят по всему миру, заключительный в Москве, в этом году он прошел в Зале церковных соборов в храме Христа Спасителя.

В фонде активно работает интернет-портал, вещают телеканал и радиостанция«Русского мира». На вторую половину года запланированы крупные международные форумы: XV Ассамблея Русского мира, VIII Педагогический форум и VII конгресс Российского общества преподавателей русского языка. В фонде надеются, что смогут провести их в очном формате. А вот состоится ли конференция Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы МАПРЯЛ, не уверены, собрать русистов мира сегодня сложно.

«Фонд настроен на конструктивную работу со всеми, – резюмировал Вячеслав Никонов, – мы занимаемся гуманитарными проблемами и уверены в том,что хорошее знание русского языка,одногоиз основных мировых языков, безусловно, способствует развитию странового интеллекта.

То, что Украина делает сейчас с русским языком, на мой взгляд, чудовищно, и прежде всего, для самой Украины, потому что двуязычие всегда было квинтэссенцией украинизма. Мы знаем, что Тарас Григорьевич Шевченко вирши писал на украинском, но прозу и свои дневники – на русском, в этом смысл и суть украинской души и украинской культуры, которая на половину, а то и больше, всегда была русскоязычной.

Лишать себя собственного естества, на мой взгляд, признак варварства, но, ксожалению, последнее время наблюдаемв мире довольно много варварского».


Можно ли победить русофобию

Вячеслав Никонов дал четкую инструкцию на тот счет, как России выстраивать отношения с Западом в XXI веке. Он напомнил, что временем рождения русофобии стал рубеж XV–XVI веков, время царствования Ивана III и Василия III. России предложили тогда стать частью западного мира через принятие католицизма и короны от Рима. Русские цари не заинтересовались этим, и постепенно стремление привлечь Россию в свои ряды исчезло. В это время была широко развернута экспансия Запада: испанцы, французы, англичане ринулись за Атлантический океан в Африку, голландцы и португальцы начали осваивать Азию, а германцам и полякам остался Восток, только что освободившийся от монголо-татар. Но Россия «осваиваться», подобно американскому континенту, не захотела, и завоеватели стали писать и говорить, что здесь живут варвары. Хотя еще в начале XVI века писалось совсем другое.

Но, начиная с 1518 года, Россия стала совсем «плохой», вначале об этом объявили поляки, потом немцы, а в 1549 году барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи, написал «Записки о Московии», где прочтете все, что видите сегодня в американских и английских газетах.

«Такое восприятие России стало частью их идентичности, – говорит Никонов, – зеркалом, в которое они глядят, читая “Нью-Йорк таймс”: “Ой, мы не такие”, и если они от этого откажутся, то потеряют часть себя. Так что все наши надежды, что усилиями фонда “Русский мир” или Пушкиным можем изменить что-то фундаментальное внутри них – иллюзия, сделать это невозможно, тем более, в современной геополитической ситуации, когда американцы борются за свое место на вершине мировой пищевой цепочки. Все, что им угрожает, будет уничтожаться, а поскольку мы не уничтожаемся, отношениек нам будет плохое.

Вывод один – с этим надо жить. России в мировой истории рукоплещут только тогда, когда мы разваливаемся, вспомните пару месяцев после февраля 1917-го или несколько месяцев в 1991-ом. Но, по словам Сергея Лаврова, мир не состоиттолько из Запада, с 80-ю процентами человечества имиджевых проблем у нас нет.

А в Китае живет народу в полтора раза больше, чем вовсех западных странах, и, несмотря на все усилия американцев, по последним опросам, в большинстве стран именно Америку, а не Россию и Китай, считают угрозой демократии. Причем в число этих стран входят Германия и Франция.

Так что по мере того, как будет слабеть главный центр русофобии – Вашингтон, округ Колумбия, и США, будет слабеть и русофобия».


«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Такой обстоятельный разговор, сложившийся в перекрестье тем, поднятых в книгах Вячеслава Никонова «Пушкин. Болдинские осени» и «1612-й.Как Нижний Новгород Россию спасал», на фоне рассказа о работе фонда «Русский мир», не мог не закончиться обсуждением того, как надо сохранять русский язык. Никонов начал с места в карьер: «Пушкин со страшной силой тревожился по поводу засорения русского языка!». В самом деле, от века к веку какими только словами – тюркскими, монгольскими, французскими, немецкими, прибалтийскими– не засорялся русский язык, он все переваривал и оставался русским. То, что угроза очевидна, видим по вывескам на улицах городов. Юрий Лужков совершенно правильно требовал в свое время, чтобы все вывески были на русском. А сейчас в основном латиница и англицизмы…

В 2007 году в «Русском мире» проинспектировали учебники русского языка, их оказалось 60 – учебников разных русских языков. Сейчас издательством «Просвещение» ведется большая работа над тем, чтобы детей учили по единому учебнику русского языка, и чтобы методики его преподавания работали. Никонов не категоричен по отношению к ЕГЭ: «У нас всегда был письменный экзамен по русскому языку, раньше назывался сочинением, так вот, ЕГЭ,по сравнению с другими предметами, сдают неплохо. По поводу тотальной безграмотности… читая диссертации, дипломныеи курсовые работы, заметил, что исчезают причастные и деепричастные обороты, фразы становятся короче, видимо, чтобы укладывались в твиты. Воздействие клипового сознания, конечно, ощутимо, и с этим надо что-то делать, с другой стороны, может, в этом и выражается развитие языка? Длинные предложения, как у Льва Толстого, сегодня редкость, собственно, таковыми они были ужево времена Булгакова. Язык развивается, эволюционирует, потому что он живой, адаптивный, готовый всасывать любые слова, тут же их переваривать, даже не замечая этого».

Колоссальной ошибкой, по мнению Никонова, была отмена сочинений на экзаменах. К счастью, ее исправили, но за это время успело вырасти поколение учителей русского языка, которые не писали выпускных сочинений. Большим достижением, и своим, в частности, ученый назвал возвращение «устного компонента» в экзамены.

Но возвращение к советским временам, когда ребята сдавали по восемь устных экзаменов вместо 2-4 по ЕГЭ, а потом еще четыре экзамена в вуз, не приветствует. Зная, что дети часто перестают учиться по предметам, по которым не нужно сдавать ЕГЭ, предлагает установить средний балл, а также расширить количество экзаменов. Вячеслав Никонов, конечно, «за» историю, которую должны знать все.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..