Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024

Умное кино

На гатчинском кинофоруме лучшим признан фильм о поэте М. Волошине
Нина Катаева
05.05.2017
Умное кино

Гран-при XXIII Российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине вручен документальному фильму Андрея Осипова «Забытые полеты». Главный герой этого фильма - ярчайший представитель Серебряного века русской поэзии Максимилиан Волошин, который в грозные дни Октябрьской революции и Гражданской войны не покинул Россию, а продолжал «молиться за тех и за других»…

Учредители фестиваля – Министерство культуры РФ, Администрация Ленинградской области, Администрация Гатчинского района, Санкт-Петербургская организация СК РФ. Все-таки это единственный в России кинофестиваль, который может позволить себе начать церемонию закрытия с диалога Андрея Рублева и Феофана Грека, тем более что главная ретроспектива в этом году была посвящена 85-летию Андрея Тарковского. Здесь не стесняются говорить «об умном», подобно героям осиповского фильма-лауреата – сподвижникам Максимилиана Волошина. И неслучайно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, вручивший приз за вклад в кинематограф кинорежиссеру Карену Шахназарову (в связи с его 65-летием), напомнил всем, где сегодня проходит линия фронта в борьбе за душу человека.

Литература и искусство» противостоят той чаше весов, на которой лежит «пластмассовая штучка», заменившая сегодня многим из нас кино, театр, картинную галерею, а главное – книгу. Куда проще читать короткие сообщения и новости, посылать друг другу картинки и фотографии.

А Гатчинский фестиваль нет-нет, да и преподнесет своим зрителям то замечательную экранизацию тургеневского «Месяца в деревне» («Две женщины»), то купринских повестей («Впотьмах»), то тендряковской «Находки». И напомнит: надо бы перечитать и сравнить ощущения. «Казалось бы, кино – эфемерное искусство, на каком-то куске простыни тебе показывают картины, – сказал, получая приз, Карен Шахназаров, автор второй ретроспективы, – впору задуматься, ради чего все делаешь? Но когда видишь, как трогают эти «картины» зрителей, как они плачут и смеются, и глубоко задумываются над происходящим, понимаешь, что все не зря. На мой взгляд, фильм рождается лишь на встрече со зрителями, тогда он и становится их биографией. Мне нравится идея фестиваля, потому что слово – основа кино, и образы, которые мы пытаемся создать, прежде нас создала литература. У фестиваля большое будущее, и я готов поддерживать его организаторов». В перерыве зрители, конечно, задали гендиректору «Мосфильма» вопросы по поводу его новой экранизации «Анны Карениной», прозвучала и критика, но Карен Георгиевич был стоек: «Я выразил свое мнение».

Воспоминаниями об Андрее Тарковском поделилась почетная гостья фестиваля Лора Гуэрра, муза знаменитого сценариста, художника, писателя Тонино Гуэрра, работавшего вместе с режиссером над «Ностальгией».

«Мне выпало счастье работать с Тонино и Тарковским над фильмом “Ностальгия”, – сказала Л. Гуэрра. – А знаете, почему он так назвал фильм? Ностальгия для него была, как невозможность разделить с близкими людьми радость от созерцания того, что он видел в Италии.

Сегодня, когда я услышала голос Андрея, снова подумала, что литература – основа кино. И Тонино, когда его спрашивали, кто он, говорил так: “Я старался всю жизнь быть поэтом, потому что слово дает простор воображению”.

Нисколько не умаляя значения кино, все-таки отметим, что в фильме нам говорят: “Вот это Ромео, а это Джульетта”, а когда читаем пьесу, герои у каждого свои.

Андрей, когда работал в Италии, страшно тосковал. И когда видел вспаханное поле, просил остановить машину и долго стоял у кромки. Наконец Тонино не выдержал: “Почему ты всегда останавливаешься?!” – “А потому что вспаханная земля везде одинакова. И сейчас я в России…”. Однажды мы поехали к старой церкви на кладбище – посмотреть знаменитую “Мадонну-роженицу” делла Франчески. Андрей мечтал об этом. Сторож, без всякой охраны, потихоньку открыл нам дверь. И вдруг Андрей в двух шагах от церкви остановился: “Я не пойду”. Тонино взорвался: “Как, я договорился?!” – “Не пойду, Тонино, потому что сейчас это не увидят со мной ни моя жена, ни Тяпа, ни мои друзья…”. А мне Гатчина подарила в этот раз встречу с друзьями, которых я не видела 12 лет…».

Анна Моденова вручила приз дирекции кинофестиваля вдове Тонино Гуэрра – за верность его идеалам.

Гранатовый браслет – подарок главы администрации Гатчинского района – был вручен на церемонии народной артистке России Евгении Симоновой – за роли, которые заставляют зрителей «духовно расти». Актриса рассказала, что в Гатчине родилась ее бабушка, а прадед служил в сиротском Институте им. Александра I, и она с детства слышала рассказы об этом красивом городе. Вместе с мужем Андреем Эшпаем праздновала победу, когда три года назад его фильм «Впотьмах» получил здесь Гран-при.

Конкурсную программу этого года из семи игровых и 12 документальных картин судило жюри под председательством кинорежиссера Андрея Эшпая. Ему помогали писатель Владислав Отрошенко, актриса Татьяна Догилева, оператор Сергей Юриздицкий и композитор Алексей Шелыгин.

И «фестиваль экранизаций», как иногда называют гатчинский форум, как и в прошлом году, проиграл документалистам. Тревожная тенденция.

Гран-при («Забытые полеты» Андрея Осипова), а также призы читательского жюри («Пермь-Юрятин. Транзит 1916» Павла Печенкина) и зрительских симпатий («Репортаж из рая» Анны Самойловой) получили неигровые ленты.

Ожидания от новых работ Андрея Осипова председатель читательского жюри Сергей Есин сравнил с временами, когда в обществе ждали новых повестей Валентина Распутина и Василя Быкова, фильмов Висконти и отечественных мастеров. Андрей Эшпай подтвердил, что фильм «Забытые полеты» о сподвижниках Максимилиана Волошина – Ольге Северцевой, хранительнице наследия философов, художников, ученых Габричевских-Северцевых, о феодосийском пейзажисте Константине Богаевском произвел сильнейшее впечатление на жюри.

«Ольга Сергеевна, которой недавно исполнилось 85, до сих пор каждое лето проводит в Коктебеле, – рассказал Андрей Осипов. – Полна замыслов и надежд, работать с ней одно удовольствие. А когда входишь в поле прошлого и знаешь, что за спиной история, опыт поколений, людей, которые пытались расширить границы контактов с жизнью, то и твоя жизнь становится более осмысленной и не такой одинокой». Могу добавить, что фильм Андрея Осипова, получивший Гранатовый браслет, зовет в полет – в Крым, в Коктебель, в Феодосию. В красивейшие места на земле, где ощущаешь себя по-новому и воспаряешь душой...

Что же касается читателей и зрителей, то их не обманешь. Кому неинтересно было узнать, каким увидел губернский город Пермь в первой половине 1916 года 26-летний Борис Пастернак? Ведь этот город стал тем самым Юрятиным в «Докторе Живаго». Приз Павлу Печенкину вручили «за невероятные киновозможности соединить в малой форме судьбу поэта, любовь к городу и тайну высокого каблука». Мнения читательского и большого жюри – совпали.

Приз зрительских симпатий им. Клары Лучко ушел к режиссеру Анне Самойловой за фильм «Репортаж из рая». Картина об Александре Петровиче Лепетухине, который стал писать сказки для детей, потому что понял, что самое главное – быть добрым человеком. А как иначе?! В Хабаровске Лепетухин очень известен.

Лучшим режиссером признали Сергея Соловьева, мастера экранизаций («Станционный смотритель», «Егор Булычев и другие», «Семейное счастье») – за верность своему стилю в фильме «Ке-ды» по рассказу Андрея Геласимова. Это открытое обращение к молодым, призыв оглянуться и осмотреться, вспомнить, чьими наследниками они являются, и подумать о том, что самое главное в жизни. Сергей Александрович через видео приветствовал участников и гостей фестиваля: «Пожалуй, больше всего на свете я люблю русскую литературу и русское кино. И рад тому, что молодой писатель Андрей Геласимов вернул мне веру в то, что называем вечно сменяемым литературным процессом, а вы отметили нашу картину». Аглае Шиловской вручили приз за лучшую женскую роль.

Но не все так безнадежно обстояло в стане игрового кино. Спасли ситуацию молодые. Приз за лучший игровой фильм «Софичка» по одноименной повести Фазиля Искандера Татьяна Догилева вручила дебютантке Кире Коваленко, ученице Александра Сокурова. Со словами – «глубоко раскрыты содержание и дух произведения Фазиля Искандера». Фильм снимался в Абхазии, в условиях сложной экспедиции, при помощи Фонда Александра Сокурова. Продюсер, принимавший приз, призвал мастеров помогать молодым авторам независимого кино. Трудно оценить slot v казино, ведь клуб настолько щедро относится к своим игрокам, что теряется весь смысл оценки. Огромное количество бонусов ждет игроков!

Настоящим открытием фестиваля стал Руми Шоазимов, ученик Владимира Меньшова, таджикский режиссер, которому еще нет и 25 лет.

Он представил притчу «Сон обезьяны» по рассказу Уильяма Джейкобса «Обезьянья лапка», наполненную элементами мистики и хоррора (ужаса), и настолько остро воздействующую на зрителя, что моя коллега, не выдержав переживаний, в какой-то момент вышла из зала. Притча на тему, которая взволнует каждого: можно ли переписать судьбу, безболезненно загадать желание обогатиться перед всемогущим амулетом. Ответ страшен, люди, доверяющие своему внутреннему голосу, никогда не поддадутся на эту удочку. Зрители бурно обсуждали сюжет с молодым режиссером, который успел побывать с картиной на многих фестивалях. В Гатчине фильму вручили призы – за лучшую музыку композитору Икболу Завкибекову и за лучшую мужскую роль Баходуру Миралибекову, который недавно на фестивале в Бишкеке получил приз как лучший актер Центральной Азии. Режиссер порадовался за лауреатов, а Евгения Симонова сказала, что актеры никогда не играют сами по себе, это всегда заслуга режиссера, и актерский приз режиссер по праву может считать своим.

Приз «за проникновенную художественную работу с реальностью» в лучшем неигровом фильме «Земля Иосифа» вручили Павлу Медведеву. Режиссер в ответном слове разделил лавры с коллегами – оператором Артемом Игнатовым и Еленой Некрасовой, благодаря которой через краундфандинг были собраны народные средства, и картина об Иосифе Бродском была завершена.

«Неигровой фильм вовсе не означает «нехудожественный», также как в литературе «нонфикшн» вовсе не означает, что произведение лишено замысла, завязки, развязки, – заметил Владислав Отрошенко. – В неигровом фильме тоже можно создать художественную ткань».

Приз им Андрея Москвина за лучшую операторскую работу вручили Александру Котенко (фильм Айны Мередовой «Чистый лист» по книге Алексея Голубцова «Письма Гриши»).

На фестиваль приезжали любимцы публики. Гоша Куценко со своей группой «ГК» дал концерт в Гатчине. Состоялись творческие вечера народных артисток России Ирины Муравьевой и Татьяны Догилевой. Большой концерт дал Александр Городницкий. Много интересного можно было увидеть в программе «Панорама». Например, шведский фильм «Серьезная игра» – чувствительная вариация на тему «Анны Карениной». Александр Шейн представил в этой программе свой фильм о питерских музыкантах-авангардистах «Тимур Новиков. Ноль объект», а также фрагменты проекта «Маяковский» – с Юрием Колокольниковым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.

Приезжали и писатели. Состоялись творческие встречи с Владиславом Отрошенко, Сергеем Есиным, Михаилом Кураевым, Екатериной Вильмонт. Леонид Юзефович представил свой новый роман о Гражданской войне «Зимняя дорога». По традиции собирались на круглый стол – «Экранизация русской классики и массовая культура». Вопрос о том, почему было не густо с экранизациями на Гачине–2017, мы задали Сергею Есину и Владиславу Отрошенко.

«Тема из вечных, – сказал Сергей Есин, – потому что экранизация всегда связана с проблемой совестливого и точного отношения к литературе.

А у нас появились сценаристы и режиссеры, которым стало казаться, что разрешено все. Это не так, литература живет по своим законам и не должна перешагивать через собственные смыслы. Вы знаете, как позволяют интерпретировать в театре “Трех сестер” – вплоть до рассказа о трех девицах легкого поведения, в кино то же самое.

В основе большого кино, по крайней мере, на Западе, всегда лежит крупное литературное произведение. Литература существовала и без кино, а кино началось не с "Прибытия поезда”, а с того, что стало экранизировать литературу. Не стоит об этом забывать.

Поясню, почему документальное кино вышло на первый план. Оно более смелое, активное, честно поднимает вопросы нашего бытия. Оперирует смыслами, а литература – часто придуманными символами, также часто игровое кино бывает вторично по отношению к тому, что уже было на экране. А документальное – неповторимо, как сама жизнь».

«На круглом столе речь шла о востребованности экранизаций зрителем, и о том, как этому препятствуют продюсеры, – сказал Владислав Отрошенко. – Например, экранизацию романа “Идиот” Владимира Бортко смотрела вся страна, хотя это “сложное” произведение, которое, по мнению продюсеров, публика не в состоянии воспринимать. Тем не менее, посмотрели, и смели с полок роман Достоевского. Та же история с экранизацией “Мастера и Маргариты”. Но продюсерское предубеждение, что “народ темен”, живет. От режиссеров требуют развлекательных фильмов, попроще, попримитивней. Раньше всем заправляла идеологическая цензура, а сейчас даже не деньги, а какая-то узколобость. И решать проблему надо всем культурным сообществом – писателям, режиссерам, журналистам. Устраивать больше читательских конференций, творческих встреч с писателями, на которых читатели дадут понять, что им интересны серьезные вещи в литературе и кино.

Мы пережили 30-летие полной свободы, если считать от перестройки, и всем очевидно, что читающая русская публика недооценена издателями и продюсерами.

Думаете случайность, что на фестивале совсем не было экранизаций классики? И это в России, с учетом колоссального багажа в классической и современной литературе?! Ей-богу, стыдно, когда к 200-летию Пушкина “Евгения Онегина” снимает английская телекомпания. В художественном кино нет мощных, больших биографий писателей: Толстого, Достоевского, Сухово-Кобылина, Андрея Платонова… масса имен! Куда ни глянь, поле непаханое…».

Вот на такой ноте, увы, закончился фестиваль в Гатчине. Но нет сомнения, что режиссеры-исследователи, подобные документалисту Андрею Осипову, водятся и в игровом кино. Дело за открытиями. Гатчина ждет.

Гатчина – Москва

Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.