Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Тысячи слов не стоят одного поступка

Тысячи слов не стоят одного поступка

Размышления над книгой «Душа вашего ребёнка»
Олег Павлов
04.03.2016
Тысячи слов не стоят одного поступка

Несмотря на крепкую советскую педагогическую школу (Макаренко, Сухомлинский и др.), к концу советского периода широкую популярность у нас получили западные системы воспитания, особенно американца Бенджамина Спока. Однако, излишние вседозволенность и потакание, проповедуемые знаменитым доктором, как показало время, не стали панацеей в этом вопросе. Та же Америка, целое поколение которой было воспитано на его постулатах, подвергла систему жесточайшей критике. И наши родители ощутили некий духовный вакуум, который, как оказалось, заполнить может только традиция, когда мелодия колыбельной интуитивно опознаётся как «своя».

В книге «Душа вашего ребёнка» (составитель Марина Нефёдова, изд. «Никея») особый акцент сделан как раз на традиционном для России православном укладе семьи, на тех подходах в воспитании, которые оттачивались и работали у нас веками. Сплав нового научного опыта с традицией и отличает издание от других ему подобных.

Как это нередко случается, увесистый том книги «Душа вашего ребёнка», построенный по принципу вопросов и ответов, вырос из простой рубрики в православном журнале «Детский вопрос». Вопросы задавали родители, а отвечали на них специалисты – священники, педагоги и психологи. Чем они могут нас удивить? – спросит иной скептически настроенный родитель непослушного чада. Но опыт, накопленный педагогами и психологами, не говоря уже о священнослужителях, позволяет именно удивлять.

Ведь все мы родом из детства, и его отпечаток ложится на всю нашу взрослую жизнь, позволяя брать сияющие высоты или заставляя раз за разом совершать ошибки.

Конечно, не все дети вырастают, скажем, в модных ныне политологов, но воспитание остаётся определяющим личность фактором, а из личностей складывается наше общество. Никто не будет спорить, что тот же политик должен быть ещё и этичным человеком, человеком, которому в детстве привили нужные навыки, простые житейские истины. Но, несмотря на их простоту и ясность, не всегда понятно, как их привить подрастающему поколению. Как научить не обижать слабых, как развить свои таланты, уважительно относиться друг к другу, мужчине к женщине. В книге даются, кстати, ответы на многие вопросы гендерного характера: почему мальчикам нельзя обижать девочек и всегда ли это верная установка; почему мальчикам нужно уметь плакать, в чём разница воспитания по признаку пола и многое другое.

Нет никакого специального процесса воспитания. Есть просто праведная жизнь рядом с детьми - это одна из главных идей книги.

Воспитание неизбежно и непрерывно. И достигается только личным примером. Говорят, что тысячи слов не стоят одного поступка. В то же время, и слово может быть поступком. Ведь мы судим хорошо или плохо воспитан ребёнок по тому, насколько его поведение соответствует или противоречит нашей системе ценностей и стараемся передать их. Таким образом, воспитание – это передача своих ценностей. Как это сделать наиболее эффективным образом и рассказывает «Душа вашего ребёнка», книга из сорока глав, каждая из которых рассматривает один из сложных для любого родителя вопросов.

Конечно, воспитывая личным примером, мы зачастую сами не близки к идеалу, как хотелось бы. Но это и не так важно. По воспоминаниям одного человека, его отец курил, но стыдился этого и всячески скрывал эту привычку от ребёнка. Сын вырос, ни разу не взяв в руки сигарету. Отношение оказалось важнее, чем действие.

Один из постулатов книги - вовсе не надо ставить перед собой никаких воспитательных целей. Угадать траекторию воспитательного процесса практически невозможно. Авторы исследования уверены, что воспитание - это процесс, во время которого стоит постоянно спрашивать себя: «Правильно ли я поступаю сам? Что видит и чувствует мой ребёнок в этот момент? Какое послание он получает, наблюдая за мной здесь и сейчас?».

Даже если семья неполная, главное, чтобы ребёнок чувствовал: тут он родной человек, здесь его любят. А дальше, как говориться: «От нас труды, а результат от Бога».

Перечень экспертов, которые дают ответы родителям на интересующие их вопросы, серьёзен. Это детские психологи, руководители детских школ православной и светской направленности, специалисты семейных клубов и преподаватели со значительным стажем, главные редактора специализированных журналов, психиатр, патопсихолог и психотерапевт. Многие из них - авторы книг по воспитанию, авторы многочисленных публикаций. И что немаловажно – они родители, подчас в многодетных семьях.

Темы, затронутые в книге, не оставляют сомнений в пользе такого издания: что развивать в первую очередь – интеллект или чувства, что делать с детскими страхами, как выбрать школу, как не проглядеть в ребёнке талант, дети и деньги, как выживать подростку, что делать с «плохими» словами и многое другое – более сорока вопросов, каждый из которых подразумевает и побочные, возникающие в процессе воспитания. Круг их обширен и разнообразен, но объединяет их – актуальность, самые острые моменты воспитания, о которые можно пораниться так, что шрамы останутся на всю жизнь как у ребёнка, так и у родителя.

Сегодня в современной России, стране, которая открывает для себя все «прелести» капиталистического "рая", бытует идея, что непременно нужно научить ребёнка "выгрызть" для себя место под солнцем, догнать и перегнать всех. Иные родители транслируют её детям чуть ли не с песочницы, забывая, что не все способны и могут становиться лидерами. Как не искалечить ребёнка стремлением к успеху и при этом помочь ему найти себя? Ведь от неверных установок родителей страдают дети. Психолог Екатерина Бурмистрова приводит пример, как ведут себя порой родители на детском празднике: вместо умиления от того, что ребята постарались, тревожное ожидание в глазах – «как бы мой ребёнок не оказался худшим». Всем важен результат, а не процесс. Но это весьма уязвимая позиция, пишет психолог, ведь желая лучшего и не оценивая, не отмечая реальные достижения, мы подрываем у детей веру в себя, что крайне опасно. Новый слот от провайдера ELK установили в игровой комнате Slot V. Волшебство, магия и прекрасный игровой потенциал уже завоевал сердца многих игроков космического корабля Слот В.

Можно ли изменить такое положение вещей, ведь конкуренцию никто не отменял? Да, конкуренция имеет большое значение, но лидерами, повторяю, рождаются не все. Нельзя требовать от ребёнка невозможного и осуждать его за неуспех. Во-первых, надо постараться не ожидать от детей того, что не удалось реализовать самим. Нередко это происходит на подсознательном уровне. А иногда, любуясь ребёнком, мы любуемся собой. По-научному - это признаки «семейной проекции». Мы раздражаемся, негодуем, если в реализации возможностей детей «что-то идёт не так». На вопрос, как вести себя правильно в этом случае, есть ответы в труде, в котором участвовало около пятидесяти специалистов, связанных с воспитанием детей.

Важно, что каждый вопрос рассматривается ими не под одним углом зрения, а проецируется на разные ситуации: однодетная или многодетная семья, разница в возрасте между детьми в семье, возраст родителей и их социальное положение – всё имеет значение и это прекрасно понимают участники заочной беседы, рассуждающие на ту или иную тему.

Книга написана простым и доступным языком, в то же время ярко и образно, пестрит примерами из жизни и точными формулировками.

  На вопрос  отвечает не один специалист, а несколько, что позволяет избежать как личностных аберраций, так и аберраций, связанных с той или иной педагогической школой.

Даётся немало и практических советов.

 Как научиться проигрывать и побеждать, почему иногда общаться важней, чем учиться, когда отцу подключаться к воспитанию ребёнка, как пережить детскую травму – это не сиюминутные вопросы, от их правильного решения порой зависит дальнейшая жизнь человека.

В современном мире, особенно в городах, родители зачастую крутятся как белки в колесе, решая вопросы материального обеспечения семьи. Но её нравственное, духовное обеспечение неизмеримо важнее. От наших детей и внуков зависит будущее страны, в которой им предстоит жить.

Вопрос «Что делать?», поставленный русской литературой и считающийся одним из «русских вопросов», вовсе не так запутан, мало того, он имеет чуть ли не единственный ответ – Человека! Разве может быть что-то важней? Ведь счастливый и спокойный, разумный и деятельный человек, несомненно, имеет больше шансов построить счастливое благополучное общество. И это в наших силах!

 Жизнь с детьми ставит порой такие вопросы, что их родители часто лишь задним умом находят на них ответы, иногда уже поздно. Это и конфликты братьев и сестёр, и «детсадовские вопросы», и даже усталость от ребёнка... Многое из того, с чем сталкиваются папы и мамы, нашло отражение и в книге.

Конечно, этот труд как и любой на эту не простую тему, по определению, не мог вместить в себя всех педагогических видений. Но и ответы на вопросы, которые поставлены в нём, очень ценны. Читать эту книгу стоит вдумчиво, соотнося свой небольшой опыт с тем, что предложено специалистами. От самого нежного возраста и до времени пубертата, когда происходит подчас довольно резкое дистанцирование подростка от родителей (детское враньё, вопросы виктимности и интернет-зависимости и т.д.), – с тактом, основываясь на опыте и эффективных педагогических решениях, прослеживает путь ребёнка это исследование. Оно наполнено конкретными и мудрыми советами доступными каждому.

  Книга будет полезна даже родителям-всезнайкам, ибо жизнь бесконечно разнообразна, а наши дети такие выдумщики, что скучать нам точно не дадут.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..