Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Теленеделя: "Под покровом ночи"

Теленеделя: "Под покровом ночи"

Передачи об истории и культуре можно отыскать лишь в самых «темных углах» телевизионной сетки
Александр Горбунов
04.10.2006

Помню, какое сильное впечатление на меня произвели дореволюционные фотографии купцов из города Городец. На них русские запечатлены такими, какими были до геноцида. Сильными, умными, самостоятельными, уважающими себя. Глядя на них, понимаешь, почему им было достаточно честного слова, и сделки осуществлялись безо всяких бумаг. Позже я видел их большие просторные дома на берегу Волги, в которых до сих пор живут люди или располагаются учреждения. На одном надпись: "Здесь было местное отделение ЧК".

…Передачи Алексея Денисова, которые стали вновь появляться на канале "Россия" – это стократно усиленное телевидением воздействие правды о нашем народе на современного зрителя.

Да, грусть по утраченному в этих передачах есть. Но есть и надежда. Видно, что Денисов любит Россию и верит в ее возрождение. Для того и снимает. Но его сюжетам дозволено занимать в программной сетке незавидное место. Ближе к полуночи в будний день. То есть основная часть аудитории уже отсечена. Хотя поздний вечер – это лучше, чем дневной показ фильма Татьяны Земсковой о художнике Константине Васильеве. Однако при ближайшем рассмотрении и то, и другое – всего лишь стороны лукавства по отношению к истории и культуре.

#comm#Кстати, когда ВГТРК требуется насытить содержанием свой международный канал "РТР-Планета", вещающий на дальнее зарубежье, фильмы Денисова оказываются незаменимыми. #/comm#

Русских, живущих за рубежом, невозможно потчевать бесконечной криминальной хроникой, идущей внутри страны в самое востребованное время.

Разумеется, повторять, да к тому же после небольшого перерыва можно лишь нечто достойное. Разве мог не привлечь внимание рассказ о крейсере "Варяг", столь тщательный, бережный и вместе с тем эмоциональный. Автор описывал в подробностях последний бой, а после показал чудом сохранившееся, с пороховыми прожогами знамя крейсера, сохраненнное русскими эмигрантами. Разве могла не привлечь внимание история о предательстве англичанами русских казаков в Лиенце и жестокой расправе над ними. Как и в случае с "Варягом", в фильме не идеологичекие авторские пассажи, но люди. В них то единственное, что способно приблизить событие, заставить "прожить в нем" в течение нескольких десятков эфирных минут.

…Теоретически помним об освобождении Болгарии от турок русской армией.

#comm#Уверен, подавляющая часть молодежи не подозревает, что именно нашим предкам обязаны своим существованием ныне устремившиеся в НАТО и Евросоюз балканские славянские государства.#/comm#

Конечно, в Москве есть памятник героям Плевны. Но вот кто они, эти герои – многие ли понимают? Денисов понимает и умеет это передать, собирая факты, производя съемки на местах событий. Солдаты, штурмовавшие Шипку, из застывших фигурок на монументе, из строчки в учебнике превращаются в красивых людей и воинов или, как бы сейчас сказали, супергероев, во главе с генералом Скобелевым, прозванного за бесстрашный цвет мундира "белым генералом".

Точно так же необходимо было показать, что философ Иван Ильин – это не просто "достояние России", перенесенное из-за границы и перезахороненное. Как и в случае со Скобелевым, автор "оживил" портрета мыслителя. А через его судьбу показал трагедию всего русского зарубежья.

Русские в Австралии – новая тема Денисова. Причем, интересуют его именно те соотечественники, а вернее, их потомки, что спаслись на "зеленом континенте" бегством от террора, а не наши современники, бегущие в поисках комфорта и денег (для них есть передача Сорокиной "Русские").

Но не стоит думать, что Денисов всего лишь упрямый адепт "белой России". История для него непрерывна, просто видит он ее адекватно, как человек разобравшийся во многом и пытающийся вернуть нам всем нашу страну.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..