Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Теленеделя: Обыкновенный гипноз

Теленеделя: Обыкновенный гипноз

Телепрограммы погружали зрителя в ностальгическую дрему
Александр Ефремов
15.01.2007

Удельный вес советского и вообще "прошлого" на ТВ зашкаливает. Количество старых фильмов и песен во время двух праздных недель возросло лавинообразно. Кажется, исполнены были все хиты, до сих пор годные к употреблению: от марша из "Веселых ребят" до песен "ABBA" из мюзикла "Mamma mia". Были с утратой всяких норм приличия прокручены все сколь-нибудь любимые в народе фильмы: от "Иронии судьбы" до "Место встречи изменить нельзя". По отношению к говорухинскому сериалу о Жеглове телевизионщики особенно циничны. Раз смотрят, можно показывать хоть каждый день.

Ни одной новой запоминающейся мелодии, ни одного нового яркого фильма никто не увидел. Да и не мог увидеть, если не сходил в кинотеатр и не посмотрел, скажем, "Апокалипто" Мела Гибсона. Скупердяйская администрация Первого расщедрилась лишь на приобретение гнусного по сути боевика "Флэшка", в котором рядовым смертным прочитали нехитрую мораль олигархического режима - "сиди и не дергайся, а то убъем".

Канал "Россия" показал на Рождество фильм Лунгина "Остров". Скажу честно, менее всего в светлый праздник мне хотелось увидеть кающегося на протяжении полутора часов предателя. Вообще, не слишком понятно, почему большая часть православной общественности с таким одобрением восприняла "Остров". Православие – это вовсе не обязательно спание в куче угля, сжигание сапог ближнего, добровольное метание на куске вечной мерзлоты… А ведь именно такое мнение о нашей религии может составить неворцековленная зрительская масса, особенно молодежь. И в церковь как не ходила, так и не пойдет. Поражает и финал фильма, где бывший изменник Родины, расстрелявший своего товарища, покровительственно-разрешающе говорит ему, оказывается, выжившему, "иди с миром". Ничего жизнеутверждающего, позитивного для себя из просмотра я не вынес.

Как выяснилось после созвона со знакомыми, подобное мнение есть не только у меня. Что-то не слишком светлое примешалось к порыву создателей картины…

Как мы и предсказывали, ни одной внятной передачи на православную тему в рождественские дни в сетке вещания не появилось. Хорошо еще, что во время трансляции праздничного богослужения с участием Патриарха нам перестали рассказывать про "дикирий" и "трикирий". О том, что православие существует на Украине, в Грузии, Абхазии, Молдавии, Сербии, Болгарии зритель мог догадываться лишь по смутным ощущениям. Существует оно, помимо нефтяных трубопроводов, как это не удивительно, и в Белоруссии. Но вместо того, чтобы установить рождественский телемост между главными христианскими центрами Украины, Белоруссии и России, нам долго и нудно пели песнь о "тарифах за прокачку".

Говорить в этой ситуации о творческом подходе, о поиске современных форм подачи религиозной темы вообще как-то неуместно. Правда, робкую и не слишком удачную попытку сделала программа "Русский взгляд" (Третий канал). Перевод еженедельного дайджеста в режим плохо продуманного ток-шоу успешным не назовешь. Формат, в котором предполагают теперь существовать "руссковзглядовцы" больше подходит для ежедневных студийных посиделок, идущих по всем кналам. И если новое ток-шоу не добъется именно ежедневного режима, оно обречено.

Как это ни печально, телепоказ НТВ с его несколькими голливудскими боевиками "второй линии" ("Миссия невыполнима", "Расхитительница гробниц"), более или менее сбалансированным новогодним представлением и концертом Александра Новикова единственный из всех претендовал на относительную адекватность.

Упование теледирекции на советскую фильмотеку, на звуковую дорожку восьмидесятых, ритуальная демонстрация "Приключений Шурика" и возведение в культ весьма обычной комедии "Ирония судьбы" - все это, конечно же, не похоже на спонтанное развитие.

Подобное вещание несет в себе существенную гипнотическую составляющую. Обставленный декорациями минувшего, обволакиваемый образами из жизни навсегда ушедшей страны, заговариваемый голосами любимых (и, увы, тоже ушедших ) актеров, человек погружается в сладкую дрему. Ему уже кажется, что он вновь очутился во временах благословенного застоя. Когда не надо было думать о безопасности, о том, что на лестнице подъезда могут проломить голову, в этом же подъезде "снаркоманить" детей. Когда не надо было думать, чем заплатить за квартиру. А танки и полки державы спокойно стояли в Берлине, и в страшном сне не могло присниться то, что Грузия будет объявлена вражеской территорией, а в Эстонии расположится НАТО и снесут памятник воину-освободителю.

Наш измученный зритель тихо дремлет в кресле, на экране беззаботно танцуют такие знакомые и родные герои "Обыкновенного чуда". Иногда лишь появится ведущая программы "Время" Екатерина Андреева, чтобы выкрикнуть повестку дня в свете последних судьбоносных решений. Или то, что до нашего ледового телешоу, как она выразилась, "англичанам не дотянуться". Мол, по фигурному-то уж катанию, а уж тем более по телешоу мы впереди планеты всей. "Да-а, англичанам не дотянуться", - соглашается полудремлющий в креслах. В программе "Время" ему не рассказывают, что англичане никуда и не собираются "тянуться", а просто живут в большинстве своем нормальной здоровой жизнью нормальных людей. Той самой, о которой на пространстве СНГ способны напомнить лишь естественным образом стареющие фильмы былой эпохи...

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..