Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Теленеделя: "Неплохая Родина нам досталась!"

Теленеделя: "Неплохая Родина нам досталась!"

Поляны и кочки русского телераздолья
Татьяна Корсакова
27.09.2007

Не любим мы себя, и телевизор нас в этом только поощряет. Вся эта вывороченная наружу грязь измен, убийств, грубости душевной служит нам зеркалом, а мы и рады: есть во что посмотреться. Что это не зеркало вовсе, а всего-то телеэкран, догадываются не все.

Между тем именно современная Россия, если брать ее международный статус, уже вполне достойна уважения. Бряцать оружием и без нас умеют, но никто так не богат милосердием, как русские. Это и журналистам, да и самим властям следует давно приметить и взять на вооружение наравне с МИГами и прочим железом. Неплохая Родина нам досталась. Надо только уметь выявить достоинства ее и смочь подчеркнуть их, как умеет подчеркивать прелести прекрасной женщины хороший портной. Только вряд ли наших теперешних журналистов этому учат.

Информационный сюжет, прошедший на Euronews, вовсе, между прочим, не российском канале, был так невелик, что можно привести его практически целиком:

- Одной из главных тем встречи глав российского и французского МИДов, прошедшей во вторник в Москве, стал иранский вопрос. Министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции еще раз напомнил, что… ни одна проблема современности не должна решаться военным путем: "Мы убеждены, что ни одна современная проблема не имеет военного решения, и это относится и к ядерной программе Ирана". Глава французского МИДа Бернар Кушнер несколько смягчил свою позицию по Ирану. После встречи с Лавровым на пресс-конференции он сказал: "На вопрос о том, что могло бы стать наиболее страшным, я ответил: война. Я хочу сказать, что разделяю ваши чувства, и мы должны сделать все возможное для того, чтобы ее избежать". В минувшее воскресенье Бернар Кушнер во время встречи с представителями СМИ заявил, что мир должен готовиться к худшему – ядерной войне в связи с иранским ядерным кризисом".

За этими фразами: "несколько смягчил свою позицию", "я разделяю ваши чувства", стоят сотни и тысячи спасенных жизней как иранских, так и французских солдат, потоки женских слез, которым не суждено будет пролиться (оставим в стороне несколько ненаучный пассаж француза о возможности именно ядерной войны – он, видимо, не видит большого отличия ядерной от неядерной).

#comm#Но вот новый французский ястреб, согласившись с русским министром, внезапно поутих – какая тема! Как активно использовали бы этот вроде бы не очень заметный, а на деле значительный успех российской дипломатии иные, более продвинутые, западные журналисты! Но на российских каналах – не получилось. Над этим некому задуматься? Задумываться вообще не принято?#/comm#

На телеканале "Культура", если уж говорить о дипломатии, идет (причем в хорошее время) цикл передач "Иностранное дело". Это удивительно точные рассказы о посольствах России и СССР в других государствах. Впрочем, точность удивлять не должна, поскольку один из авторов программы – профессор МГИМО Абдулхан Ахтамзян. Привлекает и непредвзятость изложения. Историческая тройственность нашего государства: Россия – СССР – Россия, о которую постоянно спотыкаются молодые исследователи, не жившие в СССР в сознательные лета и чурающиеся его как монстра, здесь ничуть не является препятствием для сценаристов: как было – так и было, и у большевиков тоже наблюдались крупные удачи в международных делах, в этом даже больше интриги. Актер, которому отведена роль ведущего в цикле, – Сергей Чонишвили – свободно перемещается из Парижа в Берлин, из Берлина – в Бонн и рассказывает историю российской дипломатии в золотых и строгих интерьерах наших посольств. Но дипломаты, принимающие участие в передачах, смотрятся еще краше известного артиста. Особенно впечатляет Чрезвычайный и Полномочный посол Юлий Воронцов – его воспоминания красочны, ироничны и полны того таинственного знания, которое никогда не выговаривается до конца.

Когда просматриваешь телепрограммы вдоль по времени, поперек – по ориентированности на того или иного зрителя, и по диагонали – на всякий случай, всякого-то случая, то есть интересной, захватывающей передачи, как правило, и не оказывается. Люди, которые отважились, например, посмотреть на Первом канале передачу о покойной Инне Ульяновой, что называется, актрисе от Бога, оказались разочарованы: об артистическом таланте поведано было меньше, чем о несуразностях ее жизни, – да ведь давно известно, что талантливый человек вполне может оказаться никудышным обывателем. Один мудрец еще столетья назад сказал, что ум – это умение видеть главное. Ума именно в этом значении порой так не хватает тем, кто по должности обязан корректировать юные дарования, убежденные в том, что вываливание на свет божий всё и вся без разбору – это и есть натюрморт кисти гения.

#comm#А вот опять-таки на "Культуре", в рубрике "Острова", прошла передача о Георгии Рерберге, от которой оторваться было невозможно. #/comm#

Георгий Иванович Рерберг, 70-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, был кинооператором. Причем кинооператором мирового уровня. Восемь лет его нет с нами. Как подавляющее большинство одаренных людей, Рерберг был личностью небесспорной, да что говорить – иногда и личностью с вызывающим поведением. Но если с ним работали такие же талантливые люди, они его понимали и прощали за один только благосклонный взгляд его кинокамеры. Ибо только глазами Рерберга, через объектив его операторского инструмента, мы увидели сложный, черно-белый, цветной, удивительный, "ослепительно прекрасный", по словам одного из участников передачи, мир таких картин, как "Первый учитель", "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", "Дворянское гнездо", "Зеркало", "Здравствуйте, я ваша тетя", "Мелодии белой ночи", "Плюмбум", "Сталкер" и другие. Чем картина хорошего живописца отличается от любительской фотографии: в ней присутствует не только наблюдательность простого человека, но и сердце творца. Передача оказалась насыщена знаменитыми кадрами Рерберга. Он выстраивал их так тщательно, что на пленке они оказались точнейшей и тончайшей копией самой природы. Вы ждали портрет ветра из "Зеркала" – и вот он, вновь перехлестывает через экран. Вы ждали лица героев "Сталкера", едущих в неизвестность, каждый несчастен по-своему, – и вот вам эти лица, портреты не эпохи, но мира и времени, ибо Зона может появиться в любой стране и в любом тысячелетии…

Можем, если хотим. Вернее, если хотим и умеем.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..