Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Теленеделя: фигура умолчания

Теленеделя: фигура умолчания

На экране жизнь становится всё лучше и веселее
Александр Горбунов
20.03.2006

На географической карте Приднестровье образует узкую вытянутую вдоль реки фигуру, а в телевизоре – фигуру умолчания. В Госдуме российские политики выразили невнятный протест по поводу блокады республики. В новостных подборках пару раз промелькнули сами приднестровцы – с флагами России и Украины они вышли на митинги, отстаивая свое право на жизнь. Потому что за рекой – не жизнь, но голодная смерть под протекторатом полуголодной Румынии.

Но вот уже больше недели не видно на экранах толпящихся вокруг думской трибунки депутатов, ни тираспольцоцев с иконами и флагами на серых ранневесенних площадях. Не видно и не слышно. Пророссийская программа "Русский взгляд" тем временем озабочена желанием главного санитара Онищенко истребить ворон. Любопытна озабоченность руссковзглядовцев судьбой каркающих существ. В Приднестровье же людям скоро будет нечего есть.

…Конец Югославии тоже начинался со сдачи Белградом своих анклавов. Краина, боснийские сербы, косовские сербы, психоз-переворот, выдача уступчивого экс-лидера в Гаагу. Будто заслон от подобных ассоциаций "раскручивается" закладка атомного ракетоносца. Ракетоносцы, конечно, выйдут в море, но их судьбу определит современное информационное оружие. На кого обрушивать ракеты "Булава" будет непонятно. Неужто на обезумевшую толпу, которую тарифы, отчаяние и посулы политических сирен погонят на Красную площадь вершить "революцию веников"?

В своем фирменном ёрническом стиле большинство телеканалов попыталось замолчать триумф последних лет жизни и стоической гибели Милошевича. Российские корреспонденты, подчиняясь указаниям начальства, неумело пытались скрыть масштаб происходившего в Белграде и Пожареваце. Журналистка-робот, Зейналова с Первого канала, упорно занижала цифру пришедших проститься с последним суверенным правителем Югославии. Забавным образом трижды (!) давали отбой спецкору НТВ и трансляции с траурного митинга перед зданием югославского парламента. Якобы по причине плохой связи. Хотя слова репортера, начинавшего было докладывать обстановку, были хорошо слышны. Был виден и многосоттысячный митинг за его спиной. В завершении новостного выпуска телезрителю разрешили кое-что увидеть… Предварительно уведомив: "тысячи людей, собравшиеся на площади, разошлись примерно пять минут назад". Связь, разумеется, к этому моменту наладилась. Основным же пунктом, якобы волновавшим наши телеканалы, было не движение сербов, но приезд или не приезд на похороны вдовы умершего. Которую, к слову, на родине не любят и не ждут.

Умолчание производится и более мягкими средствами. Современный российский телесериал – изящное, развернутое умолчание. Заставив себя посмотреть кусок "мыла" "Две судьбы", я понял, что окончательно утвердился новый стиль – создание виртуальной благостной реальности. Случающиеся в виртуале смерти и даже убийства настолько не настоящие, что дадут фору индийскому кино. Умирают те, кого не жаль. Материально благополучны все. Нищих нет, бедных нет, беззащитных нет. То есть, девяносто процентов населения радостно отсутствуют за ненадобностью. Допускаю даже, что вечерами именно они примеривают несуществующие "судьбы" на себя и мечтательно вздыхают.

Да, а как вообще эти самые девяносто процентов могут оказаться "в формате"? Если "интеллигенция" на канале "Культура" постоянно внушает: "Бедный человек опасен для общества". Дело происходит в "Культурной революции" Швыдкого. Встает культурный депутат Гудков и делится тревогой: "Бедные могут пойти на социальный протест, совершаемый экстремистскими методами". Жил да был небогатый работник КГБ Гудков, сидел в кабинете под портретом "железного Феликса", смотрел вместе с детьми революционные фильмы, где чекисты не жалели патронов на кулачье, казачье, белых зверюг и прочих дворян. Таких в ведомстве Гудкова тогда прозвали недобитками. Теперь, когда Гудков разбогател (НТВ сообщил о том, что у депутата бизнес по охране богатых), и разряд недобитков пополнили бедные. Как сказал один обшмыганный телепродюсер, участвовавший в передаче: "Бедные должны вымирать". Ну, а уж нищие вообще оскорбляют обшмыгу…

Вползание в социальный фашизм, как и во всякий другой, происходит незаметно. При этом поначалу ощущается сладость, смешанная с подташниваньем. Ну, переживают немного. Жертвы бедные, все-таки. Жалко. Чтобы неприятные ощущения ушли, жертв наделяют несуществующими отрицательными качествами. Они живописуются как социально опасные люди, готовые действовать "эктремистскими методами". Таким не место в обществе, в квартирах, в сериалах, в СМИ в целом. Их не существует, так же как нет измученного Приднестровья. Лишнее напоминание мешает депутатской или телепродюсерской работе, а также пищеварению. Только вот, судя по всему, Гаагский трибунал, несмотря на "особое мнение" Охотного ряда, не распустят. Кормят в той тюрьме вроде бы неплохо. Пять лет протянуть можно.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..