Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2018
Рассматривать как милость Божию…

Рассматривать как милость Божию…

В Англии установлен Романовский крест работы скульптора Елены Безбородовой
Нина Катаева
13.09.2018
Рассматривать как милость Божию…

В память 100-летия мученической кончины императора Николая II, его семьи, а также основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве Великой княгини Елизаветы Федоровны 7 июля в муниципалитете Ист-Каус на юге Великобритании, по благословению епископа Сакраментского Иринея (Стинберга), администратора Великобританской и Ирландской епархии РПЦ Заграницей, профессора патристики Оксфордского университета, был установлен Романовский крест. Владыка и освятил его на торжественной церемонии. Работа российского скульптора Елены Безбородовой принесена в дар городу Ист-Каус членами Общества Великой княгини Елизаветы Романовой в Великобритании. И это единственный памятник Романовым в Западной Европе.

Заслуженный художник России Елена Безбородова участник более 100 художественных выставок, автор памятника Андрею Первозванному в мордовском поселке Атяшево, проектов памятников во Ржеве – («Превратились в белых журавлей») и в старой столице Черногории Цетине («Иоанн Креститель»), скульптур-символов «Спецназ России» и «Евангелист Лука», 30-ти монументальных и декоративных произведений, установленных в России. Работы скульптора находятся в музеях и частных коллекциях России и многих стран мира. Для будущих монументов воплощены образы подвижников православия Патриарха Тихона, Луки Крымского, Лазаря Четвертодневного.

К работам Елены Безбородовой дважды было обращено внимание Патриарха Алексия II. В Крестовоздвиженском храме на Чистом Вражке в центре Москвы с безбородовским «Распятием с предстоящими» случалось чудо оно мироточило. «Рассматривать как милость Божию» - повелел Патриарх Алексий II.

Елена Анатольевна, в обществе столько наговорено о гибели царской семьи, каково было вам браться за эту работу?

– Вcе эти разговоры и вся клевета мной изначально отметались, для меня Николай II – выдающийся государственный деятель, святой человек, страстотерпец. За работу взялась с большим подъемом в первый день Великого поста, а закончила в последний. Тем, кто знает законы духовной жизни, известно, что такие работы никогда легко не даются, вот и у нас долго утрясался момент, как вместе с царской семьей нужно изобразить Елизавету Федоровну, убиенную в Алапаевске. Вместе их никогда не изображали. Непросто шел сбор средств по миру, но, слава Богу, все нашлось.

1.JPGЯ благодарна замечательным русским женщинам, с которыми довелось сотрудничать и общаться в ходе работы над памятником – председателю Общества Великой княгини Елизаветы Романовой в Великобритании Марии Харвуд, Наталье Юровой, Инне Орловой, Наталье Баевой.

Крест, напомнивший англичанам кельтский, по моему эскизу заказали в Англии, а исполнили в Индии. Эта форма была важна, потому что напоминает нам о связи между русским и английским царскими домами - через королеву Викторию. К тому же, посмотрите на новгородский Воймерицкий крест XII-XIII века или на Труворов крест в Изборске, так что эта форма не чужая и русским. А королева Виктория – родная бабушка сестер Александры Федоровны и Елизаветы Федоровны, их мама – ее дочь. В поместье Осборн-хаус в Ист-Каусе находилась летняя резиденция королевы Виктории, и внучки в детстве гостили у бабушки. В августе 1909 года вся семья Николая II, по приглашению короля Эдуарда VII, приплывала туда на яхте «Штандарт» на парусную регату. Ист-Каус - в двухстах километрах от Лондона, на острове Уайт, на юге Великобритании.

Что взяли вы за основу, когда делали крест, на что опирались?

– Мысль о том, что рельеф с ликами Романовых должен быть укреплен именно на кресте, появилась мгновенно, потому что безвинно убиенные приняли крестную смерть и тем самым обрели жизнь вечную. Но композиция родилась не сразу: император Николай II, ниже сестры, еще ниже дети, и на одной оси, прямо под ликом царя, царевич Алексей – четкая мужская линия. Рельеф вызывает, как я потом услышала от зрителей, самые разные ассоциации – с облаком, цветком, а один батюшка даже сказал, что по внутреннему триединству на «Троицу» Рублева похоже.

Церемония прошла торжественно: открывали памятник лорд-лейтенант (официальный представитель монарха) острова Уайт генерал-майор сэр Мартин Уайт и заместитель председателя Объединения членов рода Романовых князь Ростислав Романов. Само место чудесное – парк с кедрами и соснами, рядом Ла-Манш. Дети раздавали кедровые шишки, вечером памятник освещен прожекторами. Епископ Ириней, коренной американец лет сорока, поразил нас своей искренностью. Был и протоиерей Андрей Филлипс, настоятель православного храма в Колчестере, англичанин, знаток русской литературы. В беседе он мне рассказал, что англичане, увы, почти отошли от веры, англиканские храмы продаются… И лет через сорок, по его мнению, останутся только мусульмане и православные. К православию люди тянутся, чувствуя, что там теплится истинная жизнь, в храмы приходят русские, украинцы, греки, румыны, сербы, да и сами англичане.

Инициаторы установки креста в Ист-Каусе уверены, что это принесет им доход и с точки зрения туризма, приедет много паломников.

Критики пишут, что главная тема в творчестве Елены Безбородовой –духовность, но это такая, казалось бы, эфемерная вещь, спрошу наивно, как она «лепится» в бронзе?

– Все дело, наверное, в точно выбранных образах и нюансах, художник четко должен знать, что хочет выразить. Этика определяет эстетику. Когда читаешь духовную литературу, погружаешься в мир святых, ощущаешь, насколько эти люди были сильны духом и верой, они выполняли свою миссию, предсказывая, что Христос явится миру, писали Евангелия, благовествовали о Нем. Именно об этом я думала, когда работала над памятником апостолу Андрею Первозванному в мордовском поселке Атяшево, где построили храм его имени. Я сделала его спускающимся на наш берег с корабля и благословляющим русскую землю.

Одновременно с памятником апостолу работала над мемориальной доской лейб-медику Евгению Боткину, расстрелянному вместе с царской семьей, которую установили на здании Военно-медицинской академии в Петербурге. А на открытии памятника Андрею Первозванному епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин сказал мне, что мечтает поставить памятник знаменитому святителю Луке Крымскому в Ардатове, где тот начинал земским врачом. Уникальнейшая судьба – святой человек и великий хирург, наш современник. Он запечатлен на фотографиях и в кинохронике, живы люди, которые его помнят, один врач мне рассказывал, что его мать ассистировала епископу Луке. Когда одни священники принимали мученическую смерть и становились новомучениками, а другие оставляли священство в страхе перед гонениями, он, врач, профессор, позднее – лауреат Сталинской премии, которому предлагали клинику, лишь оставь мантию, открыто принимает монашество, проповедует и служит Христу. Конечно, он пострадал за веру, но даже в ссылках не переставал оперировать людей. Рабочая модель памятника святителю Луке – в моей мастерской.

Еще одна из новых работ – Лазарь Четвертодневный, которого воскресил Христос после четырех дней погребения. Надеюсь, мне удалось создать некий «знак Лазаря», в котором весь его жизненный путь – и смерть, и воскресение. Смотрите: внизу гробовые пелены, от которых Лазаря освободил Господь, и отмершая часть пальмы, а он сам указывает на Евангелие, и та же пальма расцветает за ним символом вечной жизни. После воскресения уехал на Кипр, стал епископом и прожил еще 30 лет. И никогда не улыбался… Но однажды, увидев, как воришка пытается украсть глиняный кувшин на рынке, улыбнувшись, сказал: «Глина крадет глину»...

Ну, а о том, как «заказ» на памятник патриарху Тихону пришел ко мне во сне, и рассказывать не буду, примете за фантастику…

Но многие ваши памятники не воплощены в задуманном масштабе…

– Да, возле меня часто появляются люди, которые предлагают работу, темы, а потом, когда модель уже сделана, могут пропасть, а чего вы хотите – кризис. Именно так «застрял» проект памятника воинам, отстоявшим Москву в 1941 году - «Превратились в белых журавлей», памятник Сергею Рахманинову (их у меня два – молодому и немолодому композитору), Лазарю, Луке, патриарху Тихону. А есть еще Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, тот же «Спецназ», который сделан как проект.

Вы сказали, что вам с детства виделся образ Христа, вами сделано не меньше десятка его скульптур…

– Началось все, наверное, с известных произведений искусства – с «Явления Христа народу» Иванова, с картины Крамского «Христос в пустыне», я училась в Московской средней художественной школе, которая напротив Третьяковки, и мы все время туда ходили. Я смотрела и понимала, что это какое-то удивительное явление, необыкновенно красивый человек, не такой, как мы… И впечатление это до такой степени сидело во мне, что я рисовала его лицо на промокашках, а лет в пятнадцать даже вырезала из куска липы голову Христа. Подруге так понравилось, что попросила сделать и ей. У мамы до сих пор стоит эта скульптура. Мне очень нравился евангельский цикл акварелей Иванова. Смотрела, и – дрожь пробегала по телу. А на картину смотрела и чувствовала, что я стою в этой толпе людей…

«Снятие с креста» распространенная тема в западноевропейском искусстве, что для вас заключено в ней?

– У меня три варианта решения одной темы, вы выбрали тот же, что и игуменья Херувима, настоятельница женского монастыря в Абхазии. Она сказала, что здесь хорошо видно православное отношение автора к теме. Разница между католическим и православным, на самом деле, колоссальная. Возьмите испанское, итальянское, немецкое искусство, там фиксация на страданиях и муках, которые Господь претерпел за нас. Художники, особенно в немецком искусстве, рисуют раны, кровь, а в православном – Христос на кресте бесстрастен: акцент сделан на победе духа над смертью.

Насколько трудно женщине-скульптору преодолевать сопротивление материала?

– А я не работаю с материалами, которые сильно сопротивляются. В Суриковском институте, когда требовалось по программе, сделала работы из камня и дерева, но решила, что работать буду с бронзой, которая мне подходит по мировосприятию. Если посмотрите на мои работы, они все куда-то летят, в них могут быть достаточно сложные утонченные силуэты, идеальный материал для этого бронза. Вот на фонтане «Журавли», установленном в 2002 году в Покровском-Глебове в Москве, основание диаметром 50 см выдерживает фигуры птиц с размахом крыльев два с половиной метра. Конструктор говорил – рухнет, а мы с мужиками-литейщиками потолковали и нашли решение.

Как воспринимаете свою стезю скульптора?

– Среди коллег распространено мнение, что скульптор – это ремесленник, а я считаю, с таким отношением не надо идти в искусство. Хотя деньги можно зарабатывать и нашим ремеслом, но куда важнее выполнить свою миссию. К сожалению, ни в школе, ни в институте никто нам не говорил, что все деятели искусства находятся на службе у высшего промысла, что искусство – великое оружие, я сама это поняла в процессе жизни и общения с разными людьми. И заметила: если к чему-то стремишься, на твоем пути обязательно встретятся люди, которые будут помогать тебе.

Правдоподобна ли сцена с героем Папанова – скульптором, раздолбавшим все свои работы в фильме «Приходите завтра»?

– А почему нет, у меня была подруга в художественной школе, которая любила все долбать, лепит-лепит, а потом как швырнет об стенку, да я сама в молодости, если чувствовала что-то «не то», злилась, ломала и начинала заново. А со временем стала просто отставлять, а дня через три смотришь и думаешь, а чем ты был недоволен, зерно-то есть, надо лишь изменить кое-что. В фильме «Приходите завтра» Папанов создает художественный образ, так что преувеличения возможны. Вот мне игуменья Елизавета в Марфино-Мариинской обители рассказывала, как она девочкой из совершенно невоцерковленной семьи в 15 лет ушла в монастырь. В один момент изменила судьбу, как, собственно, и скульптор в фильме. Раздолбал работы, которые считал неживыми, и поехал куда-то «смотреть жизнь». Мой учитель – академик Михаил Федорович Бабурин тоже уничтожил много своих работ, оставив, как он считал, шедевры.

Какую вашу работу подарили в свое время Патриарху Алексию II?

– «Евангелиста Луку». Предполагалось этот приз-символ подарить победителю первой международной православной выставки «Свет миру» в Манеже, но поскольку участвовали художники слишком разных направлений, и даже не из православных стран, лауреатам вручили грамоты. А копии приза-символа подарили спонсорам. Когда же после выставки в Москву привезли мощи Евангелиста Луки, в честь этого события мою работу организаторы преподнесли в дар Святейшему.

Расскажите о какой-нибудь удивительной встрече в вашей жизни…

– Шестнадцать лет назад с группой художников участвовала в выставке в северной Италии, в городе Каррара. Мои работы пользовались успехом, потому что итальянцы не сторонники победившего постмодернизма. В Карраре, как известно, Микеланджело добывал мрамор для своих скульптур, здесь до сих пор стоит дом, где он жил. Ко мне подошел благообразного вида господин – местный меценат и сказал, что у него есть сюрприз для меня. Нужно только дойти до его дома, минут пять ходьбы. Мы с переводчицей тут же отправились. Заходим в старый дом, где много картин, и хозяин показывает мне живописный автопортрет Микеланджело, которого, говорит, нет ни в каких каталогах.

Посмотрели, поговорили, ушли. Дома рассказываю, а мне говорят – «Ты, что, не поняла, что тебе сам Буонарроти привет передал?!..»

Полный текст материала, опубликованного в «Литературной газете»



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рок
17.09.2018 21:06
Да ведь так понимаю, не англичане поставили памятник, а Общество св. Елизаветы, т.е. наши русские, проживающие там. Англичане просто выделили место. А памятник хорош, величественно, просто, проникновенно. Лики-то какие!
Наталия
17.09.2018 18:30
Не помогли в минуту смертную, а теперь памятники ставят! Не по христиански это....фарисеи...
"Смерч"
14.09.2018 7:03
Хорошее дело! Похоже, инглизы соломку себе стелить начали, раз разрешили установку памятника, хотят вымолить прощение у Всевышнего за то что сдали императора и его семью!
Денис
13.09.2018 18:08
Красивая и нужная работа сделана. Уважение скульптору. Может его копию напротив резиденции "ее ничтожества" установить, как напоминание, как отказали Николаю 2 в помощи в критическое время?

Эксклюзив
17.09.2018
Беседа с историком и политиком, президентом Фонда исторической перспективы.
Фоторепортаж
11.09.2018
Подготовила Мария Максимова
К 190-летию со дня рождения великого русского писателя.