Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Памяти русского гения

Памяти русского гения

В Ялте состоялся литературно-художественный юбилейный вечер, посвященный А.П. Чехову
Валентин Молчанов
30.10.2015
Памяти русского гения

В октябре в Ялту приходит осень. На набережной уже не так многолюдно, тучи над пустынным ялтинским рейдом обещают дожди и ветра. Щедрое южное солнце прощается с полуостровом до будущей крымской весны. В такой же октябрьский день 1903 года в кабинете ялтинского дома, получившего впоследствии наименование «Белая дача», была поставлена точка в конце рукописи пьесы, которой предстояло быть поставленной на лучших театральных сценах мира и войти в сокровищницу мировой драматургии.

Речь о комедии «Вишневый сад» – последней пьесе великого русского писателя Антона Павловича Чехова, чей некруглый 155-летний юбилей нешироко, «нешумно» отмечает в этом году Россия.

Известно, что крымская природа казалась Антону Павловичу холодной. Его сердцу милее были мелиховский пейзаж («Северная природа «левитанистее») и «Донская Швейцария» («Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней как дома, и знал там каждую балочку»), но именно здесь в Ялте были созданы , пожалуй самые пронзительные и трагические его шедевры – «Три сестры» и «Вишневый сад», здесь окрепла его дружба с Иваном Буниным, отсюда писал он наполненные нежностью письма Ольге Книппер, здесь встречался с великими – Рахманиновым, Васнецовым, Станиславским...

И, видимо, неслучайно именно здесь в Ялте на сцене, носящей имя Чехова, организаторы литературно-художественного юбилейного вечера и решили поклониться памяти гения.

Авторы литературно-музыкального спектакля взяли на себя смелость представить зрителю нехрестоматийного, «живого» Чехова и, кажется, эта попытка увенчалась успехом, ибо автору этих строк довелось быть свидетелем того, как благодарные ялтинцы приветствовали артистов аплодисментами на протяжении всего спектакля и на следующий день, узнавая участников вечера на улицах города, просили не прерывать складывающейся традиции и представлять им новые работы, благо руководство театра, кажется, уже свыклось с присутствием в афише имен Пушкина, Грибоедова, Чехова, Шолохова...

Пронзительная Рахманиновская «Мелодия» в исполнении удивительной пианистки Полины Федотовой звучит в самом начале этого спектакля и приглашает слушателя в Россию начала XX века, настраивает на особый «чеховский» лад. Затем музыкальную ткань вечера определит фортепианная лирика П.И. Чайковского, а завершающей нотой вновь прозвучит музыка С.В. Рахманинова – «Романс» в трепетной трактовке скрипачки Софии Федотовой.

И сам Чехов и его герои предстают перед зрителем в увлекательной смене настроений, костюмов, выражений лиц. Они прекрасно переданы изобразительным рядом – точно и талантливо подготовленными видеосюжетами. Это изящная работа режиссера, автора сюжетов Ирины Панковой.

Волны непринужденного зрительского смеха ответят живым интонациям героев рассказа «Злой мальчик», которыми наполнит зал артистка Лариса Савченко.

Ретроспективу чеховских героев продолжат Нина Заречная, Раневская и Маша, Вершинин, Иванов и Лопахин в исполнении артистов мхатовской школы Татьяны Шалковской и Валентина Клементьева. И особенно запомнится зрителям монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» в щемяще- трогательном прочтении молодой актрисы Марии Пьянковой.

Органично, по-чеховски, прозвучат романсы русских композиторов в блистательном исполнении Владимира Кудашева и Елизаветы Соиной.

И все же главной темой вечера видится нам поиск ответа на вопрос, поставленный здесь же на сцене. Сотрудник Ялтинского Чеховского музея Юлия Долгополова, формулируя принадлежность творческого наследия Чехова, определила ее, как всемирную.

Автор спектакля, директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Панкова подчеркнула, что Чехов – писатель прежде всего русский, принадлежащий Русскому миру.

И здесь мы согласимся с Аллой Васильевной. В наследие нам, русским читателям, навсегда даны великие произведения Антона Павловича Чехова, навсегда дано великое русское Слово, навсегда дана Великая Вечная Россия!


Специально для Столетия

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России».



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..