Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Невидимый храм в Куропатах

Невидимый храм в Куропатах

Как белорусский художник обрел духовное видение
Ольга Егорова
09.12.2008
Невидимый храм в Куропатах

Есть возле Минска скорбное место – деревня Куропаты. Когда-то было селение. Теперь – большое кладбище безвинно убиенных. В разные времена разные люди пытались по-разному рассказать о произошедшей здесь трагедии.

Здесь в годы «перестройки» проходили столкновения народного фронта с омоном. Демонстрантов сносили водометами лишь за возглас о том, что это место расстрелов, которые случились во времена сталинизма. При Шушкевиче лидер белорусской оппозиции Зенон Позняк успел даже поведать о горе белорусов прибывшему в Минск всего на несколько часов Биллу Клинтону. При Лукашенко художник Анатолий Кузнецов (на фото) молится здесь каждый день за души погибших - это его послушание.  

Невидимый храм создан благодаря воле Божией и удивительному дарованию художника – умению разглядеть и воплотить в камнях, которые собирал тут же, образы православных святых…

Куропаты сейчас - практически лесной массив в городе, обнесенный черными крестами, освященный Митрополитом Минским и Слуцким Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.  

…Он стоял на коленях и молился, глядя на поле.  

Впереди, за полем, уже светился новостройками Минск. Рядом с черными крестами, которые, словно конвой, окружили этот невидимый храм, гудело шоссе, чуть дальше зеленели озимые.  

Что может быть совестнее мольбы за мучеников, за то, чтобы «расколдовать» это заколдованное веками и эпохами гиблое место? Надо бы признаться, что властями Куропаты признаны местом политических репрессий только в 2004 году.  

Анатолий Кузнецов - художник по призванию, человек крепкой православной веры. Он приехал в Минск из Ульяновской области. Привез с собою образ спасенной им старинной иконы Мати Божией «Достойно есть», которая стояла на полу, брошенной в коридорчике одного его знакомого. Когда-то в детстве он видел ее в доме своей бабушки. Из разрушенного храма разнесли по домам иконы. Сберегали! Анатолий реставрировал ее, а затем, уже в Минске, сумел разглядеть этот же образ на камне. Удивившись, начал свои опыты в творчестве. Всматривался в разные природные валуны и, узрев образ того или иного святого, писал и писал иконы...  

- Сам не ожидал, что может быть такое в моей жизни, но Бог открывает все новые и новые списы. И на крошечных камешках, и на здоровенных тяжеленных – разные лики! Тягаю камни, расписываю прямо на улице, здесь же, в Куропатах, где они и лежат, – расскажет он.  

Анатолий Кузнецов завершил молитву, но она, казалось, все еще продолжалась в его душе, мы долго не могли начать разговор.  

Чего только не происходило здесь, в Куропатах. Пока не знали люди о расстрелах, копали эти могилы черные копатели – искали золото и клады.

Разные легенды ходили вокруг Куропат. Одна версия – расстреляны белорусы по указанию НКВД. Другая – немцы расстреливали. Третья – расстреливали немецких пленных. Поди разберись в заросшем и затоптанном лесу!  

Кладбище не поднято. Хоть и обнесено крестами, неприбрано. Вообразить страшно, что превратилось оно в обычный городской лесопарк, где выгуливают собак и просто ходят люди… по косточкам людей безвинно убиенных, попавших в одну воронку черного рока.  

- Вандея! – кричала оппозиция властям в Куропатах.  

Обвинение было слишком жестоким. Нужно было понимание случившегося и как из этого горя выйти сообща, не раскалывая народ на своих и чужих.  

Прошло время и теперь понемногу понимаю – Куропаты - духовный урок всему обществу. Сколько же точно людей расстреляно здесь? Как то было? Кто они?..  

Вот уже и невидимый храм есть – множество икон на камнях, как и положено в храме, словно иконы эти на камни сошли не то что со стен – с небес… Посадил тут, в невидимом храме малые елочки и березки – поломали ветки. Он обвязал их разноцветными ленточками, давая понять, что они - рукотворные, что в храме, что нельзя дотрагиваться.  

Мне очень больно писать эти строки, но осмелюсь предположить, что после стольких лет забвения и умолчания уже невозможно установить имена всех расстрелянных здесь. Но несколько имен, все же, благодаря тем, кто не пожалел своего сердца, совести и молитв для восстановления истины, удалось восстановить. И даже обозначить место могилок! 

- Камни собираю! – вдруг отозвался Анатолий. – Дождь идет, а я по полю хожу с мешками, с ведрами, надо их носить к храму. Долго еще носить… Мы с женой Ларисой двадцать семь лет вместе. Приходим сюда с бутылками воды. Соберем камни, отмоем их, деревца польем… В день по сто шестьдесят литров сюда заносили. Деревца болеют - лечим… Я одно тут понял: молиться и пахать, пахать, пахать… Благословен владыкой Филаретом на иконопись на камне. А еще это и покаяние для всех нас!  

- Еду однажды в поезде с выставкой «Достойно Есть», погрузился в сон, и вижу: Богородица будто бы сходит ко мне с доски, берет меня за руку и ведет за собой. Мне страшно… А Она говорит: «Не бойся». Мы поднялись вверх. И все светилось серебристым светом… В храм я вошел через образы, которые Она мне и указала, через Святителя Николая Чудотворца и через другие…  

Увидел я, как лики святых со стен храма перешли на камни. А образ Богородицы соответствовал Куропатской иконе. Да, это была она! Второй ее образ нашел за пятнадцать шагов отсюда, прямо на тропе. Закатил камень, поставил между сосен и все понял: Она! Увидел Ее - глаза, нимб, руки…  

Анатолий всю жизнь увлекался археологией, историей своего родного села и округи. Начал писать иконы сперва на досках. Потом – на холстах. И только потом на камнях…

- А первая икона как появилась?  

- Два часа, наверное, молился я Преподобному Серафиму Саровскому, чтобы открыл, где искать. Завершил молитву -- пошел вдоль крестов, смотрю – крест один упал, сто раз здесь ходил и не видел… Увидел камень, не очень большой, но и не малый, рассмотрел его, а на нем образ батюшки Серафима. Покатил камень в горку. Идет бабушка. Разговорился с ней. И она мне сказала: «Кати, кати камень Серафима в гору…»  

Прикатил валун, расписал. Сейчас в куропатском храме больше девяноста образов. Обрисовываю проявленное в камне, как будто святые оттуда выходят ко мне…  

Самый большой камень нашел за триста примерно метров отсюда. Валуны все здешние. Есть камешки по два сантиметра, совсем крошечные, но и на них есть лики. Есть один: все Рождество Христово на нем! Богородица сидит. Рядом Волхв. Все святое семейство собралось... Надо только все это обрисовать.  

Поначалу сюда мне на помощь разные люди ехали, хотели помочь искать камни, собирали, носили, одного не понимая, что найти надо камень с готовым образом. А это милость Божия. Надо обращаться ко святым, чтоб открылось, где он лежит. И молиться, молиться, молиться…  

На одном камне открылся мне лик Преподобной Евфросинии Полоцкой, а с другой стороны Филарета Милостивого. Я почему-то раньше два эти образа прикрепил к своей фотографии, положил в мастерской, подумав, что они моими покровителями будут. Вот получилось, что именно их образы на одном камне!  

Мы все стояли на ветру и разговаривали прямо в этом невидимом храме. Вообще-то, не принято, нельзя разговаривать в храмах. Но тут особый случай. Шумит жизнь вокруг! Сияет первыми огоньками Зеленый Луг – один из самых красивых микрорайонов Минска. Носятся по шоссе машины. Смотрю, как люди проходят по тропинке – он их сам приглашает в храм. А дальше как воспримет душа, что Бог даст!  

Однажды Анатолий нашел небольшой камешек, на котором разглядел Святителя Патриарха Тихона. На сером камне были синие тоненькие прожилки, подчеркивающие святость. И еще увидел небольшую букву «Т», словно бы выдолбленную на валуне. И вспомнил, что сказал Тихон в восемнадцатом году: «Я так поступлю, как пророк Изекииль…» Из Изекииля: «И рече Господь: отверзу гробы ваши и изведу из гробов ваших». Это же и Куропат касается.

Так мы шли по невидимому храму. А вот и сам пророк Изеикиль явился на камне – нерукотворный.  

- Я только волосы обвел красками и все, - рассказал Анатолий. – А так весь образ цел был! Нос, глаза, усы, а вот и свиток: «И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут и не отверзнутся, и никтоже пройде ими яко Господь Бог Израилев внидет ими и будут заключенна».  

- Сделал несколько взмахов кисточкой – и произошло «Сошествие Иисуса Христа» на камне! – Анатолий посмотрел в небо. – Как назвать то, что происходит? Да, чудо из чудес. А на языке художника – реставрация сокровенного в камне с красочным покровом явления на нем…  

… Приезжал сюда, в Куропаты, и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Освятил храм. Молился здесь. Был потрясен тем, что увидел в Куропатах. Благословил и Анатолия Кузнецова, конечно. 

Фото автора 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.