Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Мы – в зеркале эпохи

Мы – в зеркале эпохи

Размышления над кино-циклом «Семейный портрет»
Ирина Ушакова
19.01.2022
Мы – в зеркале эпохи

Известный русский историк Василий Ключевский говорил: «Центр России находится в провинции». Вот и решил автор кино-цикла «Семейный портрет» режиссёр-документалист Валерий Тимощенко, руководитель Краснодарской киностудии им. Н. Минервина взглянуть на историю страны именно из региона.

После ряда созданных им фильмов в цикле «Крестьянская история» – о судьбе крестьянства и казачества на Кубани в 1920-е годы, режиссёр и автор сценариев попытался осмыслить историю советского периода через историю конкретного города, отдельно взятой семьи. «Россия. Ставрополь. Семейный портрет» – первый фильм в новом цикле «Семейный портрет» уже прошел на телеканале «Культура-Россия». Этот проект будет охватывать, как и предыдущий цикл фильмов «О времени и о реке», всю страну.

Можно выдумать сюжет художественного произведения, можно ошибиться или приукрасить, пересказывая изустную историю, но кадры документальной киноленты не исправишь, не дополнишь, не исказишь. В них достаточно только вглядеться – пристально, пытливо, непредвзято.

Киножурналы советских лет сегодня в открытом доступе в архиве кино-фотодокументов. Важно только, каким взглядом мы будем смотреть на них. Понятно, что снимали тогда в основном официальные события. Понятно, что нужны были кадры, отражающие мощь страны, пролетарский задор строителей коммунизма. Но даже на этих официальных кадрах лица людей – не лгут.

Они запечатлели всё: и передел земли 1920-х годов – самые первые, «немые» кадры; и хронику военных и послевоенных лет – со всеми тогдашними стройками; и людей труда – за заводскими станками, у электроприборов; и художника Гречишкина – гордость Ставрополья, и 200-тысячного жителя Ставрополя, родившегося в 1970 году...

На последнем событии автор фильма остановился особо. Грандиозное празднование столетия со дня рождения Ленина. Председатель горисполкома Николай Наумов дарит родителям 200-тысячного жителя Ставрополя ключи от квартиры… Спустя полвека этот старик скажет: «Я думал: а вдруг этот мальчик будет новый Ленин»…

Чего-то не додумали эти честные, искренние, доверчивые люди, не смогли заглянуть чуть дальше, потому и ошиблись в чём-то важном. Юность Володи Одинцова пришлась на развал Союза, молодость – на войну в Чечне. К счастью, он вернулся с войны, только здоровье уже было загублено: контузии, обморожения. А внук председателя горисполкома почти совсем мальчишкой на той войне погиб …

В чём новизна фильма Валерия Тимощенко? А в том, что если бы режиссёр и автор сценария не смог найти героев тех документальных киножурналов пятидесятилетней давности – и Володю Одинцова, и 200-тысячного жителя Ставрополя, и председателя горисполкома Ставрополя в 1970-е годы – мы не узнали бы их судеб, и что кроется за теми скупыми кадрами с ними.

Те официальные кадры советских киножурналов как бы обрели живую плоть, новую жизнь, некую законченность, а, быть может, и новый смысл.

«Чтобы стать хорошим агрономом, во-первых, нужно любить землю, любить свой народ, хорошо знать своё дело и самому быть трудолюбивым», – говорит в кинохронике агроном одного из ставропольских совхозов. И вот, полвека спустя, мы снова видим этот совхоз, и поля, на которых трудятся новые специалисты по сельскому хозяйству. (Кстати, давно ли зритель видел на экране телевизора современного хлебороба, комбайнёра?) «Мы работаем по советским учебникам», – говорит молодой агроном. И его дети, совсем юные, тоже рядом, рады быть ответственными за свою работу, по сути – хозяевами родной земли… Есть у нас сегодня и такая молодёжь». «Вот золото, – говорит мужчина, держа в руках пшеничный колосок, – а не то, что блестит».

Наверное, самое тяжёлое переживание, связанное с советской историей – это судьба Церкви и духовенства. Что это было? Откуда вдруг такая жестокость по отношению ко всему православному? Верующий человек скажет – духовное ослепление, помрачение. И точка. А как неверующему разобраться? Как молодёжи это всё уяснить для себя?

Выходит, нужно было споткнуться и так больно ушибиться, чтобы понять, что «без Бога не до порога», что «на крови» ничего построить не получится. Может, ради прозрения дано нам было пережить те же 1990-е годы? Кто-то скажет – бандитские, а кто-то – святые. Всё у нас так, на грани.

Не могли тогда не войти в киножурнал по Северному Кавказу за 1960 год и кадры борьбы советской власти с религией. Удивительный выпуск! Готовился он как антирелигиозная агитка. «Двадцать веков внушают христианские проповедники веру в Бога!..», «а все нити преступлений ведут к владыке епархии» – звучит наигранно злобный голос диктора.

Именно благодаря этой «агитке», где запечатлён показательный судебный процесс над митрополитом Антонием (Романовским), якобы за взятку, у нас есть сегодня возможность увидеть в видеосъемке 1960 года одного из истинных духовных пастырей и молитвенников тех атеистических лет.

Митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (в миру Василий Антонович Романовский, 1886-1962) – один из сотен и тысяч духовных лиц, пострадавших в годы советской власти. Владыка прошёл три лагеря ГУЛАГа, в том числе самый тяжёлый – Вишерский. (Вот бы сегодня так судили за взятки!) Чтобы узнать подробнее о личности владыки Антония, о том, что же происходило на самом деле в Ставропольской семинарии в 1960-е годы, автор фильма «Россия. Ставрополь. Семейный портрет» обращается к нынешнему преподавателю семинарии священнику Евгению Шишкину.

В фильме Валерия Тимощенко участвует и протоиерей Алексей Парфёнов (до своей недавней кончины – клирик Андреевского архиерейского подворья). Именно он, в 1960-е годы семинарист Ставропольской семинарии, попавший в кадр киножурнала, выступает на судебном процессе в защиту владыки Антония. Всё против них, против нескольких людей, оставшихся верными Церкви. Автор фильма убеждён, что в этом пространстве развернулся вечный евангельский сюжет.

А те «взятки», которые шли по копеечке к владыке Антонию со всех концов Кавказа, и не только на развитие семинарии, на помощь храму, помощь нуждающимся – поступали на счёт епархии. Значит, оставались ещё люди истинно верующие, которые перечисляли и приносили эти пожертвования тайно. Огромную по тем временам сумму власти конфисковали и перевели в Фонд мира. А митрополит Антоний как жил монахом в служебной каморке, так и скончался там. Его вину никто ни в чём не смог доказать. «На похоронах владыки улица была заполнена массой народа. На кладбище оказалось столько же народа. Гроб с телом владыки передавался по рукам», – рассказывает в фильме священник Евгений Шишкин.

На самом деле для идеологов того времени на руку было то, что вся эта история, произошедшая в Ставрополе, касалась Ставропольской семинарии. Просто нужно было закрыть это учебное заведение и завхозом туда назначить своего человека.

Кино-проект Валерия Тимощенко побуждает зрителя, прежде всего, оглянуться на свою семейную историю. Мне лично, хотелось бы видеть в цикле «Семейный портрет» серию о Твери, о Смоленске, с которыми связана история моих предков. А ещё – об Урале, о Челябинске, ведь именно туда, в Копейск, уезжал на заработки в 1950-е годы на угольные шахты мой дед...

Зарплата, между прочим, была у него 700 рублей в месяц – возможность молодой семье честным трудом заработать на собственное жильё, без ипотек и драконовских процентов по кредитам. А главное – было уважение к человеку труда.

В замысле фильма, по словам автора, – «услышать неповторимые голоса регионов, чтобы зазвучал оркестр России, проследить судьбы героев – самых простых людей, чтобы вступить в наследство, взять с собой лучшее и, наконец, распрощаться с худшим».

Сегодня Краснодарская киностудия работает над серией цикла «Семейный портрет» о Перми.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.