Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 ноября 2018
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»

О спектакле Театра имени Моссовета «Дороги Высоцкого» в честь 80-летия барда
Нина Катаева
05.07.2018
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…»

Владимир Высоцкий. Легенда XX века. Человек, которого по популярности в соцопросах ставили в один ряд с Юрием Гагариным. Непризнанный гений, написавший за свою короткую жизнь более 600 песен, заряжавших позитивом миллионы людей. Феномен, проявившийся как поэт, бард, актер, сценарист и прозаик. Но при этом поэт, получивший право так называться лишь после смерти, когда в его творчестве вдруг узрели «многообразие тем», «остроту смысловых подтекстов», «экзистенциальные мотивы» и даже складывающуюся из его песенных циклов новую «энциклопедию русской жизни» (!).

25 января кумиру тех, кто был молод в 60–80-х, исполнилось бы 80 лет. Идет юбилейный год, и не секрет, что со временем голос Высоцкого звучит все тише: не всякий возьмется исполнять авторскую песню. И все же народный артист России Александр Домогаров и младший сын барда, директор его музея Никита Высоцкий рискнули. Идея спектакля родилась из их давних концертных поездок в подмосковные города, в которых когда-то пел кумир миллионов. Они и стали авторами спектакля, в котором прозвучали, как широко, так и малоизвестные стихи и песни Высоцкого. Для каждой песни Тимуром Ведерниковым и его оркестром была создана современная аранжировка, песни зазвучали по-новому.

В конце прошлого года спектакль был показан в Крыму – в Симферополе и Севастополе, в феврале – в восьми городах Поволжья: от Йошкар-Олы до Казани, а потом и в Москве – на Культурном форуме в Манеже и на сцене Театра имени Моссовета. И всюду был воспринят зрителями с энтузиазмом.

На встрече с журналистами, предваряющей московскую премьеру, Никита Высоцкий отметил, что интересно было общаться с людьми, которые помнили концерты Высоцкого. Через годы они пронесли память о живом голосе певца, и теперь приводили своих детей.

«Кажется, в Раменском к нам подошел человек и рассказал, как школьником наблюдал за работой звукорежиссера, который вел концерт Высоцкого. И запомнил это на всю жизнь. На каждом концерте я убеждался в правильности нашей идеи, потому что всякий раз происходило соединение если не поколений, то времен. Того, когда Высоцкий сам выходил к людям, и нынешнего, когда его образ оживал в голосах исполнителей».

Тем не менее, перед спектаклем в Москве авторы волновались: что за зритель придет, как воспримет то, что песни Высоцкого поются другими голосами. Но с первой песни «Холода» – из фильма белорусского режиссера Виктора Турова «Я родом из детства», друга Высоцкого – спокойной, лирической и такой знаковой – зал пошел на контакт.

Как нас дома ни грей –
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей, –
Будто с нами беда,
Будто с ними теплей...

То, что Александр Домогаров, один из ведущих актеров Театра имени Моссовета, еще и поет, для многих стало откровением. Конечно, некое напряжение поначалу висело в воздухе, но после «Холодов», «Песни о друге» и «Прощания с горами» из фильма «Вертикаль» зал безоговорочно принял домогаровскую манеру – деликатно, душевно, просто, не имитируя энергетику Высоцкого, донести до зрителя мысли поэта. И точно расставить акценты. А энергетики и харизмы, к счастью, исполнителю достало своей. Самое главное, зритель почувствовал, как солисту и музыкантам, не говоря о Никите Высоцком, важен и дорог этот вечер, что в чем-то он для них Рубикон, за которым откроется новая даль.
Непривычно было слышать песни Высоцкого в новых аранжировках, но громкого звучания, за редким исключением, публика не испугалась. Руководитель оркестра Тимур Ведерников и сам задорно спел «Про дикого вепря». «В королевстве, где все тихо и складно,/Где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь,/Появился дикий вепрь огромадный –/То ли буйвол, то ли бык, то ли тур» – эти проникновенные забавности нам предстояло вспомнить, и зрители с удовольствием погружались в воспоминания.

В исполнении Домогарова прозвучали все самые известные песни Высоцкого – «Он не вернулся из боя», «Притча о правде и лжи», «Лирическая» и совершенно невероятная – «Спасите наши души», настоящий колокол, набат, актуальный сегодня, как никогда.

Песня была исполнена так, словно вчера написана. А премьерными для Домогарова стали – «Канатоходец», «Корабли» и «Баллада о борьбе», в которой внимательный слушатель найдет для себя ответ, как из «книжных детей», к коим относил себя Владимир Семенович, вырастали настоящие бойцы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если pуки сложа, наблюдал свысока,
А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни пpи чем, ни пpи чем.
Если путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В спектакль органично вписался женский вокал. Высоцкий оживал в своих лучших песнях в страстном и нежном исполнении заслуженных артисток России Ирины Климовой и Кати Гусевой. Ирина исполнила главную песню Высоцкого – «Кони привередливые», ясно обозначив кульминацию постановки, а Катя спела «Беду». В исполнении артисток прозвучали и изысканная – «Так дымно, что в зеркале нет отраженья…» и боевитая – «Так случилось – мужчины ушли». Эти выступления стали настоящим приношением рыцарю и поклоннику муз. Всегда вспоминаю, как в знаменитой анкете на вопрос «идеал женщины» Высоцкий ответил – «Секрет».

Сценария в этом спектакле нет, во многом он строился как импровизация, и главной его особенностью были «включения» Никиты Высоцкого – как чтеца и как исследователя творчества поэта. Акцент он сделал на кружении «коварной Лжи» вокруг имени его отца в последние годы; на постановке спектакля «Гамлет», который был сыгран 247 раз и одержал яркие победы на фестивалях во Франции и Югославии; на истории любви Владимира Высоцкого и Марины Влади.

Никита напомнил, что, по результатам соцопроса 1967 года в СССР: «С кем вы хотели бы встретить Новый год?» Высоцкий разделил пальму первенства с космонавтом номер один.

Сын барда с горечью признал, что в обществе стали раздаваться голоса, что Высоцкий – никакой не страдалец и не боец, и все в его в жизни было прекрасно. Концерты, поездки за границу, звездная жена, «Мерседес». Забывают, правда, о том, что ни строчки при жизни поэта напечатано не было, и квартира у него появилась лишь в 1976 году, за четыре года до кончины.

«Иллюзия и то, что у Высоцкого было много концертов, – сказал Никита, – для исполнителя его уровня совсем нет. И это только кажется, что рукописи не горят, а золото не ржавеет, иногда, к сожалению, очень многое забывается». Сын Высоцкого рассказал о том, что чем дальше идет время, тем чаще ему приходится слышать о том, что сам по себе Владимир Высоцкий ничего особенного не представлял, да и песни как бы не все его, потому что был он «проектом ЦК или КГБ», и за ним стояли «группировки, обеспечивавшие смелость высказываний».

«Хотите верьте, хотите нет, – отвечает Никита ниспровергателям, – но моего отца не репрессировали и не поднимали, потому что он был сам по себе, не имел ни одного звания или привилегии, которые, может, и полагались ему. Так что наш проект «Дороги Высоцкого» отчасти существует для того, чтобы бороться с этой неправдой.

Высоцкий потому так «попал» в людей, что не имитировал правдолюбие, а был правдивым человеком, не озвучивал ничью позицию, а имел свою, и все это чувствовали. Можно обмануть соседа, жену, а народ огромной страны нет. Популярность Высоцкого – только его заслуга.

Мой отец – светлый, сильный, талантливый человек, и стоял за ним очень серьезный деятель, его звали Владимир Семенович Высоцкий».

Что касается «Гамлета», я хорошо помню начало этого спектакля, когда Высоцкий из современного актера превращается в Гамлета и произносит свою песенную речь о фарисействе на стихи Пастернака. Он так пел эти стихи, что зрители считали – это его песня. Никита напомнил, как литературный критик Лев Аннинский спас спектакль на сдаче его комиссии. Была реальная угроза, что не пропустят, несмотря на уловку Юрия Любимова, пригласившего зрителей. Но после прозвучавших-таки разгромных слов Аннинский встал и сказал: «Достоинства этого спектакля перевесят его недостатки. В спектакле есть Гамлет, и он – герой нашего времени, он умеет ставить вопросы и решать их. Нам повезло, мы можем его видеть». Спектакль разрешили.

Об отношениях Высоцкого с Мариной Влади Никита произнес целую поэму, и это было тем более трогательно, что у сыновей Высоцкого были сложные отношения с последней женой отца. Конечно, Никита вспомнил последнее стихотворение Высоцкого, написанное на бланке парижского турагентства за полтора месяца до смерти. Посвящено оно Марине Влади.

Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.

…На смерть Высоцкого было написано около 2 тысяч стихотворений и песен, все они хранятся в музее. Песни Градского и Окуджавы прозвучали в спектакле. Окуджава написал: «О Володе Высоцком я песню придумать хотел,/но дрожала рука и мотив со стихом не сходился.../Белый аист московский на белое небо взлетел,/черный аист московский не черную землю спустился», и строки эти точно передают всеобщую растерянность, которая царила в конце июля 1980 года в душах людей.

А Никита Высоцкий рассказал о впечатлении на похоронах отца, которое, видимо, всегда стоит у него перед глазами. Театр, как известно, был окружен морем людей, опасались столпотворения, но когда автобус тронулся в сторону кладбища, люди, как волны, безмолвно стали вдруг расступаться, бросая цветы под колеса машины и уступая дорогу другим…

…При подготовке спектакля создателей больше всего заботило то, чем «взять» молодую аудиторию, признался Домогаров. То, что он прочитал в отзывах зрителей, надеюсь, рассеяло его сомнения.

«Еще вчера я была уверена, что песни Владимира Высоцкого никто, кроме него самого, петь не может. Спасибо Вам, Александр, что доказали обратное. Низкий поклон всем артистам, принявшим участие в спектакле. Пронзительно, незабываемо. Сто тысяч раз спасибо!».

«Целый день думаю, а не приснился ли мне этот вечер 26 июня?! Ошеломительный взрыв чувств и эмоций, все было похоже на сказку…».

Фото Владимира Коробицына.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Питерский
09.07.2018 13:44
Опять - бард? Сказано-пересказано, близкими к Высоцкому людьми, что слово "бард" применительно к себе он категорически не любил и не принимал. Вы бы его ещё менестрелем назвали! Уж лучше просто - актер, поэт и исполнитель авторских песен. Кстати, и определение "авторская песня" - ему самому принадлежит. Хотя при этом он же и говорил: "То, что я исполняю - это не песни, это стихи, положенные на некую ритмическую основу". Только вот основа эта оказалась покрепче музыки иной, а стихи с нею вкупе - до сих пор звучат ...
Наташа
07.07.2018 18:06
Дорогая передача! Во субботу чуть не плача, Вся Канатчикова Дача к телевизору рвалась. Вместо, чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться, Вся безумная больница у экрана собралась. Говорил, ломая руки, краснобай и баламут Про бессилие науки перед тайною Бермуд. Все мозги разбил на части, все извилины заплел, И канатчиковы власти колят нам второй укол. Уважаемый редактор! Может лучше про реактор, Про любимый лунный трактор? Ведь нельзя же, год подряд То тарелками пугают, дескать, подлые, летают, То у вас собаки лают, то руины говорят. Мы кое в чем поднаторели - мы тарелки бьем весь год, Мы на них уже собаку съели, если повар нам не врет. А медикаментов груды - мы в унитаз, кто не дурак, Вот это жизнь! И вдруг Бермуды. Вот те раз, нельзя же так! Мы не сделали скандала - нам вождя недоставало. Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков. Но на происки и бредни сети есть у нас и бредни, И не испортят нам обедни злые происки врагов! Это их худые черти бермутят воду во пруду, Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году. Мы про взрывы, про пожары сочиняли ноту ТАСС, Тут примчались санитары и зафиксировали нас. Тех, кто был особо боек, прикрутили к спинкам коек, Бился в пене параноик, как ведьмак на шабаше: "Развяжите полотенцы, иноверы, изуверцы, Нам бермуторно на сердце и бермутно на душе!" Сорок душ посменно воют, раскалились добела. Вот как сильно беспокоят треугольные дела! Все почти с ума свихнулись, даже кто безумен был, И тогда главврач Маргулис телевизор запретил. Вон он, змей, в окне маячит, за спиною штепсель прячет. Подал знак кому-то, значит, фельдшер, вырви провода. И нам осталось уколоться и упасть на дно колодца, И там пропасть на дне колодца, как в Бермудах, навсегда. Ну а завтра спросят дети, навещая нас с утра: "Папы, что сказали эти кандидаты в доктора?" Мы ответим нашим чадам правду, им не все равно: Удивительное рядом, но оно запрещено! А вон дантист-надомник Рудик,у него приемник "Грюндиг", Он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ.
Наташа
07.07.2018 18:03
Владимир Высоцкий - Чужая колея. Сам виноват - и слезы лью, И охаю - Попал в чужую колею Глубокую. Я цели намечал свои На выбор сам, А вот теперь из колеи Не выбраться. Крутые скользкие края Имеет эта колея. Я кляну проложивших ее,- Скоро лопнет терпенье мое, И склоняю как школьник плохой, Колею - в колее, с колеей... Но почему неймется мне? Нахальный я! Условья, в общем, в колее Нормальные. Никто не стукнет, не притрет - Не жалуйся. Захочешь двигаться вперед? Пожалуйста. Отказа нет в еде-питье В уютной этой колее, И я живо себя убедил - Не один я в нее угодил. Так держать! Колесо в колесе! И доеду туда, куда все. Вот кто-то крикнул сам не свой: - А ну, пусти! - И начал спорить с колеей По глупости. Он в споре сжег запас до дна Тепла души, И полетели клапана И вкладыши. Но покорежил он края, И шире стала колея. Вдруг его обрывается след - Чудака оттащили в кювет, Чтоб не мог он нам, задним, мешать По чужой колее проезжать. Вот и ко мне пришла беда - Стартер заел. Теперь уж это не езда, А ерзанье. И надо б выйти, подтолкнуть, Но прыти нет - Авось подъедет кто-нибудь - И вытянет... Напрасно жду подмоги я,- Чужая эта колея. Расплеваться бы глиной и ржой С колеей этой самой чужой,- Тем, что я ее сам углубил, Я у задних надежду убил. Прошиб меня холодный пот До косточки, И я прошелся чуть вперед По досточке. Гляжу - размыли край ручьи Весенние, Там выезд есть из колеи - Спасение! Я грязью из-под шин плюю В чужую эту колею. Эй, вы, задние! Делай, как я. Это значит - не надо за мной. Колея эта - только моя! Выбирайтесь своей колеей.

Наташа
07.07.2018 17:59
В.Высоцкий. Я не люблю.
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне и неспроста.
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Ярослав
06.07.2018 20:10
Спасибо, дорогой автор! К сожалению, приходится отнести к людям принижающим талант и личность Высоцкого и Захара Прилепина. Больно уж у него поверхностный взгляд на Поэта.
Наташа
05.07.2018 23:12
Владимир Высоцкий - Аисты
Небо этого дня ясное,
Но теперь в нем броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит,
И деревья в смоле, - грустно им.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.

Колос - в цвет янтаря, успеем ли?
Нет! Выходит, мы зря сеяли.
Что ж там цветом в янтарь светится?
Это в поле пожар мечется.
Разбрелись все от бед в стороны.
Певчих птиц больше нет - вороны.

И деревья в пыли - к осени,
Те, что песни могли, - бросили.
И любовь не для нас. Верно ведь?
Что нужнее сейчас? Ненависть.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты.

Лес шумит, как всегда, кронами,
А земля и вода - стонами.
Но нельзя без чудес - аукает
Довоенными лес звуками.
Побрели все от бед на Восток,
Певчих птиц больше нет, нет аистов.

Воздух звуки хранит разные,
Но теперь в нем гремит, лязгает.
Даже цокот копыт - топотом,
Если кто закричит - шепотом.
Побрели все от бед на Восток,
И над крышами нет аистов, аистов.
Наташа
05.07.2018 21:01
Спасибо огромное автору, спасибо Никите Владимировичу, актёрам, музыкантам за память, которую никаким злопыхателям не отнять у тех, кто хоть раз услышал пронзительные песни Владимира Семёновича Высоцкого, будь то песни о войне, о дружбе, лирические или шутливые. Память осталась в альбомах грампластинок, в книгах, а главное, в сердцах того счастливого поколения 60-80-х годов. Моё первое знакомство с песнями Высоцкого началось с кинофильма "Вертикаль", мне было около 10 лет. Потом, в Москве, новые магнитофонные записи песен на выступлениях Высоцкого в общежитии АЗЛК. Теперь мои дети и внуки слушают и поют его песни.

Эксклюзив
12.11.2018
Беседа с известным философом, исследователем русской духовной традиции.
Фоторепортаж
02.11.2018
Подготовила Мария Максимова
В Музее современной истории России открылась выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».