Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2017
Михаил Сиворин: «У нас отвыкли делать кино о людях и для людей»

Михаил Сиворин: «У нас отвыкли делать кино о людях и для людей»

Беседа с известным актёром театра и кино
10.10.2017
Михаил Сиворин: «У нас отвыкли делать кино о людях и для людей»

Актёр Михаил Сиворин стал известен широкой публике после того, как исполнил главную роль в картине санкт-петербургского режиссёра Алексея Рыбина «Скоро всё кончится». Всеми отмечается мощный драматический талант Михаила, что, возможно, со временем поставит его в число наиболее известных отечественных артистов. Но говорить о Сиворине начали много раньше: ценители театрального искусства узнали его после спектаклей «Допрос» и «Ты чё такой похнюпый?», созданных на основе произведений Захара Прилепина.

– Какой была твоя первая реакция на сценарий фильма «Скоро всё кончится»?

– Сценарий мне практически сразу понравился. Например, там, в качестве одной из сюжетных линий, идут нынешние взаимоотношения Украины и России. Лейтмотив фильма – включенный телевизор, постоянно передающий новости с пылающего войной Донбасса. Он создаёт тревожный настрой, напоминая, что война может перехлестнуться и на нашу собственную территорию... А эта тема мне не чуждая. Что бы сейчас ни происходило, я все равно уверен в том, что мы один народ, одна нация. И поэтому нынешние события воспринимаются очень болезненно. У меня муж сестры – украинец, с Украины родом и один из моих близких друзей. При этом они русскоязычные, своей жизни без России не мыслят.

– Фильм вторгся в заповедные области, коснулся тем, которых обычно наши кинематографисты не желают или не осмеливаются касаться…

– Да, во многом это так – но в том вина не самих кинематографистов. Например, великий режиссёр Владимир Владимирович Бортко хочет снимать картину про войну в Донбассе – но госчиновники отказываются её финансировать. Мол, это рассорит нас с Украиной… Хотя куда уж больше мы можем поссорится, чем сейчас?! Ну, у Бортко масштабный проект, там нужны серьёзные деньги. А Лёша Рыбин, напротив, задумал сделать картину камерную, недорогую. Снимались мы, главным образом, в натуральных декорациях, в собственной одежде – примерно так же, как Балабанов некогда делал первого «Брата». Между его и нашим фильмом я вижу, кстати, известное сходство: и там, и здесь действие происходит в Петербурге, сюжет строится вокруг простого парня из народа, поражающего, тем не менее, своей внутренней силой… Рыбин, как режиссёр и автор сценария, был сам себе хозяин в этом проекте, на который он самостоятельно нашёл денег вместе со своим другом Игорем Гудковым. Лёша не боится экспериментов. Некогда он был гитаристом группы «Кино» Виктора Цоя, потом увлёкся кино и телевидением, стал хорошим сценаристом, а потом и режиссёром. При работе над фильмом он ни от кого не зависел, ни перед кем не отчитывался – и мог снимать картину по своему усмотрению. Именно поэтому она такой сильной и получилась.

Твой герой, Носов – он, по-твоему, абсолютно правильный человек?

– Он очень близок мне мировоззренчески, я разделяю многие его взгляды. Носов – один из тех, кто в минуту опасности для государства беспрекословно берёт оружие и идёт его защищать. Носов – патриот, один из тех, кого либералы называют «ватниками». Он не бандит, не мент, не банкир, не офисный сиделец, а заводской рабочий. У нас давно отвыкли делать кино про подобных людей, и фильм «Скоро всё кончится», в известном смысле, ознаменовал возврат к хорошим традициям советского кинематографа. У нас очень не хватает картин про обычных шахтёров, машинистов, металлургов, монтажников, слесарей, педагогов, воспитателей детских садов и т. д. Но полностью правильным человеком я Носова всё же не назвал бы – учитывая особенности его личной жизни. По ходу сюжета он влюбляется в проститутку c Украины, разглядев в ней не просто красивую куклу, а живого человека – и это вовлекает его в неприятности. Дальше не буду рассказывать, дабы избежать спойлеров. Но если предположить, что могло произойти с Носовым после окончания фильма, то я надеюсь, что эта история стала для него хорошим уроком на будущее.

– «Скоро всё кончится» содержит в себе мощный протест против идеологии наших современных либералов-западников. Вы не опасались, что либеральная тусовка начнёт вас травить?

– Честно говоря, ничего подобного пока не было. Был лишь единичный случай на пресс-конференции в рамках «Кинатавра», когда одна журналистка обвинила нас в том, что мы, дескать, сняли «агитку» и «провокационную картину». А в целом зрители приняли наш фильм благожелательно – подходили, благодарили, жали руку. Говорили, что мы подняли нужные, правильные темы… Ну, несколько раз сталкивался с руганью «либералов» в свой адрес в социальных сетях. Но это уже из-за моего приятельства с Захаром Прилепиным. Некоторых Прилепин просто бесит – и они пытаются отыграться, в том числе и на его друзьях. Сам же я, как правило, никогда не лезу первым в конфликт… Но я всецело поддерживаю гражданскую позицию Захара, прекрасно понимаю, почему он поехал воевать в Донбасс.

– Либералы говорят, что Прилепин отправился туда, чтобы «поддержать террористов»…

Помилуйте, ну какие террористы в Донбассе? На кого сыплются мины и снаряды – на Киев или на жилые дома в Донецке и Луганске? Поэтому мне ясны побуждения Прилепина. Ну и, кроме того, он выдающийся писатель нашего времени. Я участвовал в двух спектаклях по его произведениям: «Допрос» и «Ты чё такой похнюпый?». «Допрос» мы собирались показать в Москве, на одной из столичных площадок. Нас уже поставили на афишу, но за неделю до показа спектакля сняли его с программы. Сослались на некие форс-мажорные обстоятельства. При этом сняли почему-то только нас, остальной репертуар благополучно показывали и дальше.

Логика понятна… А как ты относишься к «Матильде», которой возмущаются уже представители противоположного общественного лагеря?

Сам я «Матильду» не видел, судить об этой картине не могу. Предыдущий фильм Алексея Учителя «Восьмёрка» – кстати, по Прилепину – я смотрел, но он мне как раз-таки не очень понравился. Слишком уж велика оказалась разница между писателем и режиссёром в трактовке главных персонажей. Это, конечно, только моё личное мнение… О произведениях искусства следует судить по их художественным достоинствам – и делать это следует в формате корректной дискуссии. Если кино заранее не нравится – так не ходи, не смотри. Но когда я слышу призывы «запретить!», узнаю, что противники «Матильды» жгут кинотеатры и машины, меня это не может не возмущать. В цивилизованном обществе подобные вещи должны быть наказуемы, а подобные фанатики меня пугают. К сожалению, законом об оскорблении чувств верующих им развязали руки – и они творят, что хотят. Неплохо было бы их немного осадить.

– А как бы ты выразил свою гражданскую позицию?

– Крым – наш! (смеётся). При этом многое из того, что происходит у нас в государстве, мне решительно не нравится. Бюрократия, коррупция… С отрицательными явлениями нужно бороться. Здесь я полностью согласен со своим героем Носовым, который проговаривает эту позицию в фильме. Будь моя воля, я бы выгнал со своих постов значительную часть наших чиновников. Но я никогда не стану на сторону тех, кто, пользуясь внешним давлением на Россию, сеет раздор внутри страны. Нам не нужен свой майдан, государственный переворот, возвращение в 90-е, или даже что-нибудь похуже. Уж 90-е я-то хорошо помню. Нашей семье нечего было есть, и я, мальчишка, отправился на село, освоил трактор, комбайн. И в свои тринадцать лет пахал и сеял в поле по двенадцать часов в сутки…

К слову, «Ты чё такой похнюпый?», удостоившийся лестных оценок критиков – твой моноспектакль. Тяжело ли играть в подобного рода вещах?

Сложнее всего было во время репетиций, потому что раньше мне никогда не приходилось участвовать в моноспектаклях. Конечно, трудно быть одному на сцене, когда не «укроешься» за партнера. Приходится в одиночку овладевать вниманием зала, «раскачивать» его на обратную связь и «держать» до самого конца. Волнение достигает апогея в последние минуты перед выходом на сцену – лихорадочно прокручиваешь в мозгу свои предстоящие действия, одновременно наваливается мандраж: не забыть бы текст! А потом я погружаюсь в спектакль и уже не рефлексирую, внутренний диалог временно отключается. Каждое выступление – это тяжелый труд, по окончании я ощущаю себя вымотавшимся физически и опустошённым морально. Но, как правило, мне хватает на восстановление одного вечера.

Бывают ли персонажи, перевоплощение в которых даётся особенно трудно?

Честно говоря, любой персонаж даётся поначалу нелегко. Например, недавно я начал репетировать в спектакле «Циники» по Мариенгофу. Я играю там героя по имени Володя – человека, чей характер и поведение абсолютно мне не свойственны. У него там отношения с особой лёгкого поведения Ольгой – и Володя реагирует на это совершенно не так, как это делал бы я. И вот сейчас раздумываю – в каком ключе играть данного персонажа, с какой стороны вообще к нему подойти…

А в кино работать, наверное, легче, чем в театре? Ведь всегда есть возможность сделать дополнительный дубль?

– Нет, напротив, в кино-то как раз сложнее. Ты можешь, конечно, сделать один дополнительный дубль, даже второй, третий… Но десять дублей тебе не дадут, ведь время – деньги. И тот материал, что вошёл в итоговую версию кинокартины, ты его уже не исправишь при всём желании. А на сцене проще: если я сыграл в каком-то эпизоде плохо, то я это запомню и в следующий раз сделаю так, как надо. Когда ты работаешь вживую перед залом, тебе приходится многие нюансы «усиливать», акцентировать, чтобы вернее донести их до зрителя. Ну а, снимаясь в кино, ты должен вести себя абсолютно естественно – так, как в жизни. Актеры из театра, впервые оказавшись на съемках, далеко не сразу улавливают эту разницу, пытаются играть в привычном для себя ключе – и это не лучшим образом сказывается на фильмах. Проблема в том, что у нас сейчас, фактически, отсутствует такая отдельная специальность, как «актер кино» – этому не учат… Хотя то, как надо вести себя в зале перед зрителями, и как перед кинокамерой – очень большая разница. Однако, занятий, как держать себя на съемочной площадке, попросту не проводится. Этими знаниями я обзаводился уже непосредственно в ходе съёмок. Впрочем, могу сказать, что лично мне больше нравится играть именно вживую на сцене – очень ценю это чувство прямого контакта со зрителями. В кино ты, конечно тоже контактируешь с людьми, с участниками съёмочной группы – но послевкусие уже совсем другое.

– Тебе случалось жить и в глубинке и в столицах. В чём разница между мироощущением людей здесь и там?

Родился я и значительную часть жизни прожил в Скопине, в Рязанской области. Там начинал в маленьком провинциальном театре – и там до сих пор репетирую. Работаю сейчас в основном в Петербурге, а в Москву регулярно езжу навестить сына от первого брака. В целом попутешествовал я в своё время по стране изрядно, и вот что скажу: Россия – это ведь далеко не только Москва и Питер! Настоящая Россия, по мне, это скромные деревушки и маленькие городки вдалеке от мегаполисов. Это совершенно другая жизнь, во многом невообразимая для обитателей больших городов. И там вовсе не так все черно, не такой кромешный ад, как многим тут кажется. Люди живут, справляются с разного рода трудностями и не ждут ни от кого помощи. Да, многие уезжают, но большая часть все же остается на месте. И у них есть чувство внутренней свободы, собственного достоинства, степенность и основательность – чего зачастую не хватает обитателям больших человеческих муравейников.

– В каких текущих проектах ты сейчас занят?

– В сентябре в Петербурге началась работа над очередным сезоном криминального сериала «Мажор», там у меня небольшая проходная роль на несколько серий. Изображаю цыгана, который очень любит лошадей и оказывается вовлечённым в аферу. Недавно закончил съемки в Калуге, где делали сериал «Морозова» для канала НТВ. Там я сыграл плохого дядьку, которому дали по голове и сбросили с четвертого этажа, а он остался жив, только потерял память. Ещё из последних работ – сериал «Окрылённые», к столетию революции. Там у меня небольшая, но интересная роль: бомбист Гранковский. Обычные будни актёрской жизни…


Беседу вёл Владимир Веретенников

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
юрий-горгий.
17.11.2017 16:59
раньше артисты были скромнее и интереснее, а сейчас артисты  обнаглели все стали называть себя звездами, мега звездами, и тд, хотят наверное чтобы при встречи им кланялись в пояс. наш земляк
дюжев обнаглел в конец и не только он. хватит восхвалять себя на телеканалах. хапают деньги а сами
шуты шутами только и могут звенеть деньгами и хвалиться недвижимостью-противно смотреть. играют героев .а сами этих героев и мизинца ноги не стоят.
Дитя Арбата++
15.10.2017 22:41
//А эта тема мне не чуждая. Что бы сейчас ни происходило, я все равно уверен в том, что мы один народ, одна нация.//
Фильма не видел - посмотрел лишь рекламный ролик, что было достаточно. Вряд ли фильм этот меня когда-нибудь заинтересует, так как помню эпизод из заинтересовавшего меня фильма "Перегон", где Михаил Сиворин играл вместе с Даниилом Страховым. Михаил, видно,  подавал надежды, но попал в обстановку, не лучшим образом сказавшуюся на здоровье и превратившую его в "парня из народа".
Эта тема и мне не чужда. Мои предки скитались в поисках счастья по разным теперь странам, когда не было искусственных границ, а некоторые даже стали известны в народе не как победители, а как побеждённые защитники прежнего порядка. Правдивость слов о том, что все люди - братья, имеет под собой не столько солидное, сколько правовое основание, так как братья были излишне вспыльчивы. Я тут цитировал некоторые высказывания дальнего родственника - Н.В. Тимофеева-Ресовского. У упомянутого в его воспоминаниях Тимофея был брат Степан. Конечно, я слышал и сам пел песни о нём, как и все в то время, но в деталях истории могу ошибаться, так как помню лишь слова отца, рассказавшего как-то о своих встречах с Н.В. до его отъезда из страны задолго до моего рождения. Они помогли отцу поступить на Рабфак, где Н.В. преподавал, и посещать там занятия, давшие возможность получить потом высшее образование. Говорю это не потому, что горжусь своей родословной, о которой немного наслышан, а чтобы показать, что в народе веками сложились жалость к вдовам, сиротам и стремление к миру, спасавшие распавшиеся от междоусобия семьи. А поверил я в своё родство со Степаном, лишь когда встретил свою "персидскую княжну". Ту девушку, попытку описать две встречи с которой я предпринял в своём комментарии 07.10.2017 17:24 к статье http://www.stoletie.ru/kultura/stroptivyj_rovesnik_revolucii_849.htm, я предоставил инициативе Ю.П.Любимова, а женился потом на красавице моложе себя, избавившись от родового проклятия.
Время идёт, применяемое оружие становится всё опаснее, и слова названия фильма "Скоро всё кончится" могут неожиданно обрести здовещий смысл, если способные актёры начнут приобретать популярность в результате застолий и необдуманных знакомств.  Помню своё знакомство с упомянутым в статье Виктором Цоем, ещё не обретшим известности в музыкальных кругах, но, очевидно, уже обладавшим влиятельными друзьями, имевшими на меня какие-то виды, что однажды отразмлось на моём самочувствии. Хотелось бы поэтому, чтобы Михаил посмотрел фильм "Шофёр такси" ("Taxi driver") режиссёра Мартина Скорцезе и сравнил впечатления от него со своими достижениями.
СССР, к сожалению, не был страной Советов, тем не менее советские годы из ста, прошедших с 1917-го года, на мой взгляд, постоянно подтверждая необходимость демократии, а не автократии, не прошли совсем уж бездарно: успешность общедоступного образования, здравоохранения и социального обеспечения, эффективность отсутствия частной собственности на средства производства, преимущества принципа всеобщей трудовой занятости, планового хозяйствования и научно обоснованного ценообразования, правильность стремления к доброй воле, равноправию, дружбе, сотрудничеству и миру между народами заслужили  положительную оценку простых людей во всём мире.
Поэтому попытка повернуть после развала СССР к автократическому правлению у народа поддержки не нашла даже с помощью всесильных в прошлом имен и импорта товаров, успеха не имела и должна быть признана безрезультатной, так как трудно считать результатом продолжающиеся  несправедливость и кровопролитие.
"Смерч" Наташе
13.10.2017 5:22
Начнем с того, что даже по нормам ЮНЕСКО, Россия есть мононациональное, русское, русских больше 80% населения, моноконфессиональное, православное, государство, где только проживают представители других народов и конфессий. К сожалению руководство страны, политики, продолжают заниматься демагогией и талдычат о "многонациональности" России, вместо того чтобы давно все узаконить: статус страны и русской нации в ней, как ведущей и государство образующей и расставить все и всех по местам, а не ждать, пока "петух клюнет". Ведь никто в мире не лепечет о многонациональности Англии, Франции, Китая, Индии и пр., хотя это, конкретно, многонациональные страны. С чем и остаюсь.
Наташа
12.10.2017 22:49
"Смерчу". Не думаю, что Anton против православных и русских. А то, что каналы с якобы православным уклоном, как то "Спас", "Царьград" пошли вразнос и кроме злобы и раздора не сеют в нашей многонациональной стране ничего хорошего, кроме только встреч с В.Ю.Катасоновым, подтверждают слова Антона. Я считала, что верующие люди должны нести добро, терпимость, к которой нас постоянно призывает церковь, но нет. Одна передача "Белое слово" с лживым ведущим чего стоит. Поэтому прав был и В.Стасов в Х1Хв., когда говорил, что византийская церковь и культура чужда русскому народу, и А.Пыжиков, который изучает его труды и архивные документы по расколу русской православной церкви. То, что я вижу и слышу злобное в адрес советской власти с экрана, убеждает меня, что униатская церковь в действии, она не думает о сохранении России, а проводит, по крайней мере отдельные её представители на телевидении, националистическую политику. Моя мама всегда говорила, что бог любит тружеников. Но униатская церковь и бог - это разные вещи. Церковь призывает вернуться к монархии, когда миллионы русских крестьян и рабочих (тружеников) были в рабстве у богатых.  
Геннадий Букингемский
12.10.2017 8:32
Душевное кино "за жисть" снять и сейчас способны, я уверен в этом, но есть установка - снимать пошлость, хамство и жестокость. Это все в рамках либерального консенсуса. Решения Пятого съезда кинематографистов до сих пор в силе.
"Смерч"
12.10.2017 4:42
Антону, из Лондона, конечно виднее, что запрещать, особенно не в пользу православных, русских вообще!
ус
11.10.2017 15:49
Спасибо умному человеку.Согласен с ним что у нас "отвыкли снимать кино о людях и для людей".Это беда.Нью режисёрчики почему то решили,что людям(как и в ими любимой пиндосии) больше нравится криминал,море крови,пачки туфтового бабла и глупые тёлки.Поэтому все их фильмцы снимают по схемкам пиндостаника--примитивная режисура,на первом месте всегда бабло(зелёное),кровь и тёлки.Актёры визжат по пиндосовски бьются головой об руль,бросаются телефонами и избивают всех до последней капли крови.Хватит пиндосовским дерь.. кормить зрителя вернитесь у истокам русской цивилизации Гуманизму.Хотя очень сумливаюсь,что опиндосяренные актёришки способны думать о людях и для людей работать
"Смерч"
11.10.2017 6:55
В советское время, несмотря на коммунопрессинг и совпропаганду, к стати, сейчас в кино напрочь отсутствует воспитательное и охаивается патриотическое составляющие, было создано много хороших фильмов и были артисты, которых сейчас просто нет! На поток, для бабла, поставлено производство тупого криминального, сопливо-мелодрамного, как богатые плачут и провинция завоевывает столицы, кинопойла. Действительно почти нет фильмов о тех, на ком держится страна, об ученых, врачах, учителях, работников села, ИТР, военных, спецслужбах. От криминала и тупых, похожих друг на друга, мелодрам, уже тошнит. Молодежь не знает своей истории, тем более такой величайшей как русская, отсюда -  резко надо дать киношникам по башке, чтоб снимали исторические фильмы, только без своей дури типа Учителя! Проблема назрела и требует безотлагательного решения!
Наташа
10.10.2017 23:13
Творческих успехов, крепкого здоровья Михаилу. И так держать. Согласна с его мнением по поводу мироощущения людей в столице и глубинке. Очень хотелось бы посмотреть спектакль по А.Мариенгофу, другу Сергея Есенина. Но к сожалению в глубинке его не покажут.
Anton
10.10.2017 22:41
// К сожалению, законом об оскорблении чувств верующих им развязали руки – и они творят, что хотят. Неплохо было бы их немного осадить// - золотые слова. Этот закон открыл "ящик Пандоры". И закрыть его без отмены закона невозможно.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
06.12.2017
Наталия Нарочницкая
Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе.
Фоторепортаж
07.12.2017
Подготовила Мария Максимова
Центр моды и дизайна, открывшийся в Москве, представил первую выставку.