Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 мая 2019
Леонардо да Винчи: гений на все времена

Леонардо да Винчи: гений на все времена

Италия отмечает 500-летие кончины великого художника и ученого
Ирина Баранчеева, Рим
02.04.2019
Леонардо да Винчи: гений на все времена

Более 500 различных мероприятий проходят во многих итальянских городах. Они посвящены универсальному человеку Возрождения, каким остался в памяти потомков Леонардо да Винчи – незаконнорожденный сын богатого нотариуса и бедной крестьянки, появившийся на свет в 1452 году в Тоскане и скончавшийся 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, близ Амбуаза, во Франции. Между этими двумя датами уместилась не такая уж долгая по нынешним европейским меркам (всего 67 лет), но необычайно плодотворная жизнь художника, скульптора, инженера, исследователя, музыканта, сценографа, изобретателя, конструктора, который не устает удивлять нас и сегодня.

Большую часть жизни Леонардо провел, путешествуя от одного княжеского двора к другому по всей Италии и состоя на службе у могущественных правителей – Медичи, Сфорца, д’Эсте, Борджия. Три последних года перед окончательным переездом во Францию он прожил в Риме. И сейчас итальянская столица, по случаю юбилея мастера, открывает торжества двумя выставками, каждая из которых проливает новый свет на личность и творчество гения.

Музеи Ватикана выставили в крыле Карла Великого при соборе св. Петра картину «Св. Иероним в пустыне» – единственную живописную работу мастера, хранящуюся в Ватикане и вообще в Риме, – дополнив ее документальным материалом об истории картины.

Леонардо жил в Риме с конца 1513 до 1517 года, приехав в город по приглашению кардинала Джулиано де Медичи, брата папы Льва X. В то время Рим уже был крупным мегаполисом, в котором работали выдающиеся художники и архитекторы того времени. Рафаэль заканчивал расписывать Станцы в Ватикане. Микеланджело только что закончил роспись свода Сикстинской капеллы. Однако Леонардо решил не вступать в соперничество со своими более молодыми коллегами, занявшись при папском дворе математикой и естественными науками, а также проектированием каналов и работой над осушением почвы.

Самым важным его итальянским проектом было осушение Понтийских болот к юго-востоку от Рима, который был одобрен папой Львом X, но так и не реализован из-за целого ряда неблагоприятных обстоятельств, как не раз случалось в жизни Леонардо.

В архивах Ватикана сохранился документ, экспонирующийся на выставке, о приеме и размещении знаменитости. Из него мы узнаем, что Леонардо получал за свои услуги 33 золотых дуката в месяц, а также о том, что в апартаментах, предоставленных ему в Бельведере, было все необходимое для того, чтобы он мог писать картины. По свидетельству Джорджо Вазари, художник написал в Риме две картины... но «Св. Иероним» к ним как раз и не принадлежит.

Картина, которая сейчас находится в коллекции Музеев Ватикана, была приобретена в 1856 году папой Пием IX. Это редкий случай, когда никто из искусствоведов не сомневается в авторстве Леонардо, хотя исследователи расходятся в датировке полотна. Одни считают, что оно было написано еще во Флоренции. Другие относят его к раннему миланскому периоду художника, видя в прекрасно выписанной фигуре святого своеобразную живописную иллюстрацию к исследованиям Леонардо в области анатомии. Третьи датируют картину ближе к 1490 году, находя в ней аналогии с картиной «Мадонна в скалах» и даже приемы, которые впоследствии были использованы в «Тайной Вечери».

Интересные факты окрылись, когда картина была исследована инфракрасными лучами. В верхней ее части были обнаружены отпечатки пальцев Леонардо, который распределял рукой краски по поверхности. Можно проследить, как в процессе работы изменялся пейзаж, и заметны некоторые детали, как, например, церковь в правой части, которые сейчас невидимы глазу.

Хорошо просматриваются также швы, скрытые последующими реставрационными работами. Дело в том, что одно время картина, написанная темперой на дереве и оставшаяся незаконченной, была разделена на две части. Одна использовалась как створки комода, а другая, с головой св. Иеронима, служила… скамеечкой для ног. Честь нахождения и соединения разных частей картины принадлежит кардиналу Жозефу Фешу, дяде Наполеона.

О пребывании Леонардо в Риме осталось мало свидетельств. Здание Бельведера, в котором он жил, впоследствии было перестроено. Память о нем хранит мемориальная доска в Восьмиугольном дворе Ватикана и фреска Рафаэля «Афинская школа», на которой Платон наделен чертами лица Леонардо да Винчи.

Большая выставка «Наука прежде науки» в выставочном комплексе «Scuderie del Quirinale» посвящена Леонардо-исследователю и ученому. Десять его рисунков из Атлантического Кодекса и более 200 других экспонатов, среди которых модели машин, сделанные по рисункам Леонардо, рассказывают о его фигуре в контексте научных открытий того времени.

И здесь Леонардо преподносит нам немало сюрпризов, поскольку его личность оказывается намного более сложной и весьма далекой от клише «гения-одиночки», к которому мы привыкли. Он совсем не был баловнем судьбы, но прежде всего смиренным учеником, который до конца жизни не прекращал своих штудий. Не получив хорошего научного образования, Леонардо непрерывно занимался самообразованием, о чем свидетельствует его библиотека, насчитывавшая более 150 томов на самые разнообразные темы – от басен Эзопа до книг по математике, философии, астрономии, истории и даже... кулинарии.

При этом сам Леонардо называл себя «неученым человеком», считая себя больше практиком, чем теоретиком. К сожалению, его библиотека была утрачена после его смерти, но часть входивших в нее томов установлена по записям Леонардо.

Среди предоставленных Амброзианской библиотекой для экспозиции книг есть одна, принадлежавшая художнику, где на полях остались пометки, следанные его рукой.

С самой юности, еще учась в мастерской Андреа Верроккьо, Леонардо интересовался инженерией. Его воображение пленил подъемный кран, спроектированный Филиппо Брунеллески, с помощью которого был установлен каркас купола флорентийского собора. Его зарисовки остались в записных книжках Леонардо, а позже он спроектировал свой подъемный кран для установки бронзовой сферы в верхней части купола.

Многие разделы выставки посвящены современникам и друзьям Леонардо, которые тоже, кто в большей, кто в меньшей степени, были универсальными людьми, совмещая несколько профессий. Однако отличие Леонардо-изобретателя состояло именно в его даре художника. В его воображении, в качестве его рисунка, как он представлял себе тот или иной механизм.

Поражает неохватность тем, которые занимали его ум. Он проектировал и ткацкие станки, и гидравлические прессы, и военные машины, и невероятные летательные аппараты.

Многие из его проектов, однако, были отвергнуты – настолько они по тем временам казались фантастическими и невыполнимыми.

Только в XX веке некоторые из них были реализованы. На выставке экспонируется одно инженерное изобретение, в проекте которого с большой долей вероятности принимал участие Леонардо. Это деревянные створки шлюза канала Навильо Мартезана у площади Сан Марко в Милане, бывшие в употреблении с XVI по XIX век, устройство которых совпадает с чертежами Леонардо.

Интересен макет, воспроизводящий план Леонардо по осушению Понтийских болот, над которым он трудился в Риме, а также макет идеального (и почти современного!) города по переустройству Милана, воссозданный по его рисункам. Добавим к этому винтовые машины (прообраз вертолета), «орган с 33 трубками» (прообраз пулемета), саморазрывающиеся снаряды, парашют – вот только малый перечень изобретений гения.

Известно, что Леонардо состоял на службе у сильных мира сего прежде всего как инженер и сценограф, а затем уже как художник, который, к тому же, имел репутацию человека, не доводящего до конца свои начинания.

Однако слава художника на многие годы затмила его научные изыскания, и только во Франции в эпоху Наполеона заново открыли Леонардо-ученого.

Но можно ли считать его ученым в строгом смысле этого слова? Марко Мальвальди, исследователь его творчества, например, считает – нет. Однако это абсолютно не умаляет величия его гения, поскольку Леонардо двигался в верном направлении, предопределив многие научные и технические открытия последующих веков. Он видел мир во всем его мнообразии и этим остается примером для нас, современных людей, зажатых собственной узкой специализацией.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Алексей Вячеславович
03.04.2019 19:45
Простите, на геостационарных.
Константин2
03.04.2019 18:55
Алексею Вячеславовичу.
То, что Коперник в Италии переводил греческие тексты, которые попали туда с Востока на латинский язык, об этом можно прочитать в Википедии. Большая часть его работы - перевод, это тоже общеизвестный факт, то что в древности у греческих (и у индийских) авторов существовала гелиоцентрическая система тоже легко найти в Интернете...
Я подозреваю, что даже работа Ньютона (а это 17 век) - перевод. Чтобы в Европе были написаны такие монументальные книги, должна была быть школа, ее в Европе не было. Она только начала зарождаться на основе работ восточных (греческих и арабских) авторов...
Алексей Вячеславович
03.04.2019 15:02
"работа Коперника - всего лишь перевод"
..
На мой взгляд (взгляд дилетанта, ознакомившегося с темой полчаса назад), если Коперник и подглядывал в восточные труды, то ключевой шаг сделал именно он. Уважаемый аш-Шатир, как и его научный "отец" аль-Туси, развешивали планеты на ГЕОцентрических кругах. Да, круги были большие и малые; да, они расходились с птолемеевой картиной, НО!
Но главные, гениальные прозрения, что:
а) что центры кругов, всё-таки, в одном месте;
б) что центром является Солнце; и
в) что Земля САМА прикована к таком же кругу,
- это, всё-таки, Коперник.
А что подглядывал? Сэр Ньютон как-то молвил: "Я видел дальше других, потому что стоял на плечах титанов". Коперник в этом месте потупил взор.
Резюмируя: предлагаю считать,что сила его гения с лихвой окупает слабость его натуры. Аминь!
БОЛГАР - РУСОФИЛ В КРОВИ
03.04.2019 3:51
Дорогой Константин2
Полностью согласен с вами !
Я бы хотел ,чтобы мои друзья были умные как и вы !
Читал ,что арабы взяли Испанию ,и сделали халифат, в 8-10 веке!
И случилось ето после того , как у КОНСТАНТИНОПОЛЯ наш болг. кхан ТЕРВЕЛ с болгарскими войнами помог византийцам разбить арабы , они повернули на Европу через Африку, да ?
Вот и создали они в г.Кордоба самая большая библиотека- 70 000 томов- когда в те времена в европейских церквей имели не больше 10 -15 книг ,и то -богословские !
А иранский звездоброец-астроном , доказал про Марса ли было , про 10 планет вокруг Солнце -не помню- но 300 лет до Коперника и Йохана Кеплера !
Про Ибн -Авицена вы знаете !
Поклон русским людям- наши братя , хочу напомнить вам !
И ето относится к нашим народам, , а не прадажных правителей всех мастей !

СОФИЯ – моя малка МОСКВА
03.04.2019 3:40
Дорогой Александър, и все русские люди здесь-позвольте мне обратить ваше височайшее внимание на 1 факт, о котором я не читал в прессе никогда - может и пропустил !
1 - Но был такой гений в Англии в 14 веке- РОДЖЕР БЕЙКЪН , так он за 200 лет до Леонардо предсказал ,что люди будущего будут летать на метальных птиц, и плавать на железных кораблях , и многое другое , что пархатые йезуиты заперли в сундуках под ключ и цепи на 300лет ,представьте себе насколько революционное было его мышление !
Его ещо те самые йезуиты схватили во Франции ,и держали в тюрме 20 долгих лет ! Но его работы никто и не увидел, вот так , когда не были ПАТЕНТНЫЕ БЮРА , жи-- ,те что „боговыбранные“ ,становились гениальными , хотя и через 100 лет !
2 - Другой гений был ПОАНКАРЕ ,который в 1905 год публиковал труд по физике о фотонах, , квантах и т.д. в специальный математический ЕВРО- журнал- но не патентовал его ! И „случайно“ работающий в Швейцарском патент-бюро Анщайн забрал его идеи через10 лет и обьявил себя Н-1 !
А квантовая теория принадлежит другому гению - Макса Планка !
И роль славянской жены Эйнштейна - Милевы Марич (сербки по национальности) в создании общей теории относительности полностью замалчивается.
Тот самый ПОАНКАРЕ , с его теорема, Poincar? recurrence theorem ,сделал тоже очень популярен ваш еврей- Григорий Перелман, который решил ее в наше время ! Он сення вернулся из Швеции ,куда не прижился туды , и в январе читал ,он в Петербурге голадает и жывет очень бедно.
-------------
Петербуржцы переживают за «погибающего в нищете» гения-затворника Перельмана
https://78.ru/news/2019-01-08/peterburzhci_perezhivayut_za_pogibayushego_v_nishite_geniyazatvornika_perelmana?utm_medium=referral&utm_source=lentainform&utm_campaign=78.ru&utm_term=1278470&utm_content=6956901
Инна Кимакович
8 января
Короче - все гении стоят на плечах прежных титанов чел. Труда , надо учитывать етот факт из уважению к нашим предкам!
Вы извините меня, я аматьор в етих делах!
Еlena
02.04.2019 21:38
В Турине, в Библиотеке Реале находится "Портрет старика" , известный как Автопортрет Леонардо. С апреля по май пройдет выставка , ему посвященная . На ней будут представлены 13 рисунков, с автографами Леонардо.
Ирху Панджшеру
02.04.2019 21:19
Естественно.
Константин2
02.04.2019 18:52
Не надо забывать, что во времена, когда он жил, в Италию хлынул поток книг, работ с Востока. И привозили эти работы переселенцы с Востока. Отсюда и начинается эпоха Возрождения, хотя на самом деле никакого возрождения не было, было банальное использование европейцами достижений Востока - это было и в литературе, в технике, строительстве... Никакой культурой, которую им приписывают, европейцы в древности не обладали. И преувеличивать заслуги Леонардо в технике не стоит. Нет сомнений, что он пользовался работами восточных авторов. Точно также, как я уже отмечал, например, работа Коперника - всего лишь перевод работ восточных авторов...
Панджшер
02.04.2019 16:50
Универсальный гений, единственный в истории человечества.

Эксклюзив
17.05.2019
Сергей Рыков
Заметки на полях международной конференции, организованной ФИП.
Фоторепортаж
21.05.2019
Подготовила Мария Максимова
В Мультимедиа Арт Музее Москва проходит выставка «Фотоальбом князей Юсуповых».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».