Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Ландыши» от Нины Дорды

«Ландыши» от Нины Дорды

К юбилею замечательной советской певицы
Валерий Бурт
27.08.2014
«Ландыши» от Нины Дорды

Во времена моего детства люди только привыкали к телевизору. Его программа была короткая, умещавшаяся в несколько десятков строк. Ее текст знали наизусть: «Умелые руки», футбол, «Клуб кинопутешествий», фильм «Тихий Дон», «Новости». Гвоздь той программы – субботний «Голубой огонек»… Тогда-то в первый раз ее и увидели миллионы зрителей. И запомнили. Ее необычная фамилия – мягкая, обволакивающая – звучала для них загадочно, как пароль. Нина Дорда…

В песнях Нины Дорды отражались «Весна», «Ясная осень», «Синие сумерки», «Майское утро». Она шла «Звездным вечером», «Лунной тропой», горевала, что «Не встретимся». Просила: «Ну, улыбнись», спрашивала: «Ну, что тебе сказать про Сахалин». Робко признавалась: «Я люблю тебя» и слушала, как шелестит «Старый клен».

Она пела про то, что бывает с человеком, когда он любит, грустит, радуется, покидает дом, возвращается. В общем, что близко и понятно всем. Голос не звучал, а лился. Мягкий, солнечный…

Нина Дорда не была звездой. Да и понятия такого не было. Пожалуй, она была любимицей публики. Так же, как Майя Кристалинская, Гелена Великанова, Тамара Миансарова.

Каждая из этих женщин была неповторимой.

Концерты Нины Дорды в Москве, Ленинграде, Минске и других городах Союза шли с аншлагом. Залы были забиты - люди сидели в проходах, стояли вдоль стен. А на стадионе в Волгограде певицу слушали – и как! – 26 тысяч зрителей. В Тбилиси, когда она пела «Мой Васико», чувствительные грузины плакали…

Дебютировала Нина Дорда в 1945-м в джаз-оркестре Дмитрия и Даниила Покрасс при столичном Доме культуры железнодорожников. Братьев называли трубадурами того времени. В их мелодиях дрожала страсть романсов, искрилось танго, слышался шелест вальс-бостона.

Оркестр давал концерты фронтовикам на передовой, выступал в Мурманске прямо на подводной лодке. Заливистые, веселые песни напоминали бойцам о доме, мирной жизни…

В самом конце войны Нину Дорду привезли в Кунцево, на известную дачу. Она пела на освещенной сцене, а небольшой зрительный зал прятался в темноте. Она слышала чье-то дыхание, видела дымок – то ли от трубки, то ли от папиросы. Спросить, понятно, не решилась – для кого концерт? Однако – догадывалась, и сердце замирало…

Почему именно ее, двадцатилетнюю, неизвестную артистку, позвали в Кунцево? Кому она приглянулась? Неужто, самому?

Молодость – безоглядное время. Надежд, как цветов в букетах от поклонников, море. Но послевоенная жизнь не располагала к благости. Будущее замирало в тревожном ожидании.

Грянуло партийное постановление, запрещавшее гитару, саксофон и аккордеон, как «чуждые социалистической морали элементы буржуазной культуры». Джаз был объявлен идеологической диверсией. Отныне музыкантам не дозволялось импровизировать, играть полагалось строго по нотам. И петь то, что «прописала» советская идеология.

Но ведь не скажешь, что эстрада тех лет – тоска зеленая.

Иные мелодии, излеченные из патефонной пыли, и нынче трогают, пробуждают чувства. Если по ним судить о времени, то можно подумать, было оно веселым и беззаботным…

После постановления джазисты забились по углам. Ансамбль братьев Покрасс распустили. Нина Дорда осталась без работы.

Она не только горевала, но и голодала. С тоской смотрела на афиши с чужими именами, не чая, что когда-нибудь шагнет на сцену, окутанную тишиной зала…

Нина Дорда стала солисткой в ресторане «Москва». Когда она выходила к микрофону, звякали ножи и вилки о тарелки, звенели бутылки. Но едва начинала петь, воцарялась тишина. Замирали даже официанты с подносами.

В «Москву» публика шла, как на концерт. И персонально – «на Ниночку».

В ресторан захаживали знаменитости, среди которых были Василий Сталин, Михаил Шолохов, Аркадий Райкин. Бывал там и будущий писатель Василий Аксенов. Он запомнил Нину Дорду и спустя много лет вывел ее образ в романе «Московская сага». Там она – Нина Горда. Замена одной буквы была символической, ибо певица впечатляла не только талантом, но и гордым нравом.

Но, разумеется, не таким, как в снятом по роману телефильме. Там показано то, что никак не могло быть. Например, как в ресторане в центре Москвы, рядом с грозным Кремлем, Горда поет песню на стихи Мандельштама, сгинувшего в лагере.

На самом деле Нина Дорда исполняла популярные мелодии советских композиторов. А в конце программы – песню-другую из репертуара Петра Лещенко. Эмигрант, но разрешался. Понемногу, как бокал дорогого вина…

Это сейчас женщины сплошь и рядом за рулем. А в середине прошлого века женщина-водитель была экзотикой. Нина же Дорда лихо раскатывала по Москве на «Победе». И победно поглядывала по сторонам.

Ей было грех жаловаться на недостаток внимания. Она концертировала по всему Союзу, однако из списков гастролеров, выезжающих за рубеж, ее, случалось, вычеркивали. Этим фактом заинтересовалась министр культуры Фурцева: «Разве Дорда плохо поет?» Надежде Алексеевне пояснили, что уж больно певица своенравна – на собрания не ходит, за званиями не гоняется.

Говорят, что Екатерина Алексеевна посоветовала ее перевоспитать.

Впрочем, Нина Дорда считала Фурцеву достойным человеком. И дала ей лаконичную, образную характеристику: «У нее была потрясающая хватка. Ничего не было от образования и все от Господа Бога».

Однажды Нина Дорда пела в зале, где находилась Фурцева. Слушая романс «Что ты жадно глядишь на дорогу», Екатерина Алексеевна прослезилась. Певицу толкнули в бок: «Нина, иди, проси у нее что хочешь!»

Но она никогда ничего не просила. И никому не кланялась. Разве что благодарным зрителям.

«Я вообще прожила жизнь с девизом «подальше от начальства», никогда не пела за столом, - рассказывала она в одном из интервью. - Все эти правительственные концерты просто терпеть не могла - нас, артистов, запирали в комнату и не разрешали даже выйти в кулисы, пока все сановные зрители в зал не войдут и не усядутся на первые ряды. Мы же были как крепостные - зависели от их настроения и вкуса. Дать орден или не дать, присвоить звание или не присвоить? Многие не выдерживали и ломались…»

Нина Дорда выдержала, преодолела все соблазны. Хотя ее карьера из яркой и могла превратиться в ослепительную. Талант позволял артистке взметнуться над коллегами.

Ее привечал сам Брежнев. Значит, певица могла обратиться к Леониду Ильичу с любой просьбой. Разве ее нынешние коллеги, приближенные к сильным мира сего, упустили бы такую выгоду?

Нина Дорда жила в эпоху, когда с кем-то и с чем-то неустанно боролись. Досталось и ей, когда идеологи обрушились на песни Оскара Фельцмана. Мол, пошлость, безвкусица…

Взрывная волна критики задела артистку, исполнившую песню «Ландыши». Кажется, не было в то время человека, который не напевал бы эту мелодию - она была простой, задушевной.

В той сложной жизни людям не хватало цветов, а композитор и Нина Дорда щедро осыпали «ландышами» весь Советский Союз. Они не увяли и по сей день.

Поэт Лев Ошанин выступил со статьей, где были такие строки: «Образец дурного пения - это Дорда и Трошин». Она утешалась лишь тем, что оказалась в «компании» с замечательным певцом, артистом театра и кино.

Ошанин, встретив Нину Дорду вскоре после публикации, смутился: «Не обращай внимания. Меня попросили так написать...» И добавил: «Ты - замечательная певица!»

Звание - нет, не народной артистки России, а только заслуженной, она получит лишь в 1995 году. Нина Дорда давно ушла со сцены, но ее почему-то вспомнили.

Завершу словами Бориса Пастернака:

«Меняются репертуары,

Стареет жизни ералаш.

Нельзя привыкнуть только к дару,

Когда он так велик, как ваш».

Голос, полный изумительной чистоты, волнует, как и прежде. Дай Бог вам здоровья, Нина Дорда!

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..