Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Язык мой – враг мой?

Язык мой – враг мой?

Размышляя над сборником изречений отцов Церкви и святых старцев
Олег Павлов
14.04.2017
Язык мой – враг мой?

Задумываясь сегодня над современными вызовами, начинаешь вдруг осознавать, что трагедия случившегося с нами век назад заключалась прежде всего в том, что революционный процесс, в который мы были втянуты, направлен был в первую очередь на подрыв традиционных основ российской государственности. Именно отказ от христианского, православного образа мышления привел к тому, что события в стране стали развиваться по столь радикальному сценарию. Слава Богу, что цивилизационный код наш оказался настолько крепок, что мы смогли выстоять. Сегодня мы особенно ясно осознаем необходимость сбережения этого кода, а где-то - и его возрождения. И в этом нам помогает доброе Слово наших великих духовников.

Именно такие изречения и собраны составителем сборника Еленой Шатуновской в книге «Безмолвие» (изд. «МОО «НССИ») с говорящей рубрикацией: «О Слове и Языке», «Злословие, клевета, лесть, сквернословие», «Многословие и пустословие», «Ложь», «Укоризна и осуждение», «О пользе молчания», «Монашеское безмолвие», «В помощь».

Сборник изречений из Священного писания, сочинений святых отцов и современных духовных писателей недаром использует афористичную форму, свойственную древним патерикам, ведь в них отразился духовный опыт монашества в период его наивысшего расцвета.

Чтение такой книги требует серьёзной работы мысли, чтобы оценить высказывания, явившиеся плодом многолетних духовных исканий монашеской братии.

Кто, как не монахи, отрешённые от мирской суеты, могут в полной мере раскрыть и все «ловушки» нашего языка. Равно как и раскрыть его замечательные возможности.

Сборник «презрел время». Его авторы хронологически далеко отстоят друг от друга: от древних евангелистов до современных духовных промыслителей; от не так далеко по времени отстоящих от нас старцев до монахов, чьи имена с трепетом произносятся сотни и сотни лет и кто ближе всех к Создателю, о котором так проникновенно рассуждает Иоанн Кронштадский: «…без Которого немыслимо ничто, в Котором начало, продолжение, жизнь и сохранение всего; который бесконечно выше и времен и пространства…». Но может ли человек, «букашка, тля и несусветное ничтожество», рассуждать о Творце всего Сущего? «Тот, кто сотворил вселенную, внимает тебе так, как будто в мире есть только Он и ты», - предлагает ответ архимандрит Рафаил (Карелин). А преподобный Силуан Афонский уточняет:

«Каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа…».

Если человек ведёт праведную жизнь, Благодать может его коснуться. Это не всем по плечу – в мире, который во главу угла поставил выгоду и прагматизм. Но тем не менее…

Наш мятущийся ум, привыкший во всём видеть возможности для собственного возвеличивания, пытается увязать нечто, по его разумению, «полезное-приятное» в одной связке, но послушайте Исаака Сирина: «Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, - и всю жизнь свою будешь оказываться мудрым». Это не некий оторванный от жизни духовный постулат. Это настоящая житейская мудрость, хоть и относящаяся к сфере «духовных научений».

Сборник открывает нам новое, не мирское понимание Слова: слово-созидатель, слово, проясняющее многое вокруг нас. Труд собирателей драгоценных изречений с несколько парадоксальным названием «Безмолвие» пытается установить некий ориентир, дать нам проводника, который отделит в нашей речи зёрна от плевел.

«Душа безмолвника, - говорит архимандрит Рафаил (Карелин), - подвергается особым демоническим искушениям…».

Тут ещё необходимо понимать, что под отказом от слова имеется в виду отказ в первую очередь от праздного слова.

Если мы проанализируем нашу каждодневную речь, то поймём, сколько наносного и ненужного окажется в ней. Строго говоря, мы произносим в день в сотни раз больше того, что необходимо.

Великий подвижник Игнатий Брянчанинов напоминает нам: «Сохраняй себя от многословия: молчание в разуме – благо. Если говоришь много, и всё доброе, но к доброму примешивается и злое. Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтоб после не раскаиваться».

Что говорить – подвиг безмолвия доступен немногим. Это пик духовного самосовершенствования. И книга предлагает несколько рецептов сознательного очищения. Для начала посредством мудрых речений срывает покровы с казалось бы безобидного явления «несоответствия фактам».

Навряд ли кто-то будет спорить, что тщеславие – один из мощнейших импульсов, что позволяет лживому слову беспрепятственно катиться по земле. Книга напоминает нам словами Евангелия, кто есть отец лжи и что ложь как инструмент исходит от того, в ком нет Истины, в ком нет ни подобия, ни образа Божьего.

Святой Авва Дорофей предостерегает не только от ложных слов, но и от ложных целей. «…иной лжёт мыслию, иной словом, а иной и жизнью своей…»(!)

В век гиперинформации и недостоверных новостей актуально звучит изречение Ефрема Сирина: «Кто гнуснее лжеца? Разве тот, кто охотно внимает ему. Дверь уха так велика, что ею взошла в мир смерть, которая, поглощая все поколения, остаётся ненасытимой. Посему замкни уши затворами и запорами, чтобы не вошло злоречие».

Что такое «затворы и запоры» по Сирину? Неужели мудрец призывает отгородиться от внешнего мира? Вовсе нет. Кому-то стоит отказаться напрочь от информационного шума для того, чтобы спасти свою душу, другому достаточно иметь просто правильный ориентир, который не позволит заманить его в болото лжи.

Об этом предупреждает преподобный Иоанн Лествичник: «Никто из благоразумных не сочтёт ложь за малый грех; Ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнёс бы такое страшное изречение как против лжи…» И эту сентенцию тоже стоит понимать особо. Говорится здесь в первую очередь не о бытовой лжи, а о лжи, касающейся основополагающих вопросов (откуда мы пришли, куда идём и куда нам должно идти), о которых мы позволяем себе порой рассуждать легкомысленно.

В книге «Безмолвие» с особым тщанием говорится о многословии и пустословии, о клевете и лести, об укоризне и осуждении.

Но понять афоризмы великих подвижников можно только на основании личного опыта и большой духовной работы. Только стремящиеся к очищению сознания и мыслей от греховной составляющей, только налагающие на себя определённые дисциплинарные обеты способны приблизиться к их истинному пониманию. Начинать надо с борьбы за себя, свою душу, борьбы за спасение людей рядом с тобой посредством личного примера.

Только через посильный опыт аскезы, отречения, духовного труда во всей его полноте откроется и красота жизни тех, кто оставил нам это «наследие». Арсений Великий, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Нил Синайский, Иосиф Оптинский, Феофан Затворник… - более пятидесяти зрелых и испытанных умов послужили живительным источником мудрости для нас с вами, читателей сборника речений. Мало что может человек, много что может человечество. Но это при одном условии. Если нам хватит духовной щедрости помочь сначала родственнику, ближнему, потом другу, просто постороннему человеку и так далее, покуда хватит сердца. Эти духовные наставления могут принести в наш мир много добра и добролюбия.

Недаром сборник рекомендован к публикации Издательским советом Русской православной церкви.

«Язык мой - враг мой» – гласит народная пословица. Но невозможно переоценить значение языка как средства коммуникации, средства общения между людьми, средства взаимоотношения с непростой природой человека.

Филологи среди множества функций языка, среди которых важнейшее место занимает информационная, выделяют фатическую (коммуникативную) функцию – это функция помогает сохранять добрые отношения между людьми.

Ведь простые «привет, здравствуйте, доброе утро…» практически не несут в себе информации, но зато заряжены посылом доброты и здоровья, наполнены неким невербальным человеческим смыслом.

Но эта функция языка помимо его основной нагрузки часто ведёт, увы, и к излишнему многословию. Афористичность – это смысл в некоей превосходной степени, это точка сборки и разборки языка. Погружаясь в эту точку, мы открываем не один смысл, а целые мириады смыслов. Если Дух начинает диктовать Языку, рождается настоящая понятийно-музыкальная драгоценность, которая остается жить в веках. Такой афоризм глубок. Он вряд ли будет поражать внешним блеском, но его свет – это свет с вершин человеческой мысли, озарённой светом Всевышнего.


Духовные наставления из книги «Безмолвие»:

Да будет слово ваше: да,да; нет,нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Мф. 5-37                                      

Не столько приятны для Господа уста пророков, сколько уста людей кротких и смиренных.

Свт. Иоанн Златоуст

Долгие беседы разрушают внутренний мир подвижника.

Свт. Иоанн Златоуст

Можно и при затворенных дверях по миру шататься или целый мир напустить в свою комнату.

Свт. Феофан Затворник

Дорожи всяким словом и не бросай этого драгоценного жемчуга как попало.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Многословие расслабляет душу и ум наш, вносит в них пустоту.

Свт. (Игнатий Брянчанинов). Отечник

Многословным мы называем того человека, в речи которого больше слов, чем мыслей.

Архим. Рафаил (Карелин)

Многословие – это одновременно гордость, любящая самовыражаться, и отсутствие культуры мышления. К этому прибавляется также отсутствие уважения к собеседнику, у которого не спрашивают, хочет ли он слушать или же не знает, как выбраться на берег из этого потока слов.

Архим. Рафаил (Карелин)

Помнящий о смерти никогда не осуждает, памятствуя, что на суде Божием изречено будет о нем такое суждение, какое он изрек на ближних своих.

Свт. (Игнатий Брянчанинов).

Будь мудр! Молчанием загради уста обидящим и клевещущим на тебя, не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе. Это действие нечистейших духов.

Оптинские старцы

Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, - и всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Прп. Исаак Сирин

Царствие Божие не в словах, а в силе, нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение.

Прп. Амвросий Оптинский


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.