Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 декабря 2017
Язык мой – враг мой?

Язык мой – враг мой?

Размышляя над сборником изречений отцов Церкви и святых старцев
Олег Павлов
14.04.2017
Язык мой – враг мой?

Задумываясь сегодня над современными вызовами, начинаешь вдруг осознавать, что трагедия случившегося с нами век назад заключалась прежде всего в том, что революционный процесс, в который мы были втянуты, направлен был в первую очередь на подрыв традиционных основ российской государственности. Именно отказ от христианского, православного образа мышления привел к тому, что события в стране стали развиваться по столь радикальному сценарию. Слава Богу, что цивилизационный код наш оказался настолько крепок, что мы смогли выстоять. Сегодня мы особенно ясно осознаем необходимость сбережения этого кода, а где-то - и его возрождения. И в этом нам помогает доброе Слово наших великих духовников.

Именно такие изречения и собраны составителем сборника Еленой Шатуновской в книге «Безмолвие» (изд. «МОО «НССИ») с говорящей рубрикацией: «О Слове и Языке», «Злословие, клевета, лесть, сквернословие», «Многословие и пустословие», «Ложь», «Укоризна и осуждение», «О пользе молчания», «Монашеское безмолвие», «В помощь».

Сборник изречений из Священного писания, сочинений святых отцов и современных духовных писателей недаром использует афористичную форму, свойственную древним патерикам, ведь в них отразился духовный опыт монашества в период его наивысшего расцвета.

Чтение такой книги требует серьёзной работы мысли, чтобы оценить высказывания, явившиеся плодом многолетних духовных исканий монашеской братии.

Кто, как не монахи, отрешённые от мирской суеты, могут в полной мере раскрыть и все «ловушки» нашего языка. Равно как и раскрыть его замечательные возможности.

Сборник «презрел время». Его авторы хронологически далеко отстоят друг от друга: от древних евангелистов до современных духовных промыслителей; от не так далеко по времени отстоящих от нас старцев до монахов, чьи имена с трепетом произносятся сотни и сотни лет и кто ближе всех к Создателю, о котором так проникновенно рассуждает Иоанн Кронштадский: «…без Которого немыслимо ничто, в Котором начало, продолжение, жизнь и сохранение всего; который бесконечно выше и времен и пространства…». Но может ли человек, «букашка, тля и несусветное ничтожество», рассуждать о Творце всего Сущего? «Тот, кто сотворил вселенную, внимает тебе так, как будто в мире есть только Он и ты», - предлагает ответ архимандрит Рафаил (Карелин). А преподобный Силуан Афонский уточняет:

«Каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа…».

Если человек ведёт праведную жизнь, Благодать может его коснуться. Это не всем по плечу – в мире, который во главу угла поставил выгоду и прагматизм. Но тем не менее…

Наш мятущийся ум, привыкший во всём видеть возможности для собственного возвеличивания, пытается увязать нечто, по его разумению, «полезное-приятное» в одной связке, но послушайте Исаака Сирина: «Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, - и всю жизнь свою будешь оказываться мудрым». Это не некий оторванный от жизни духовный постулат. Это настоящая житейская мудрость, хоть и относящаяся к сфере «духовных научений».

Сборник открывает нам новое, не мирское понимание Слова: слово-созидатель, слово, проясняющее многое вокруг нас. Труд собирателей драгоценных изречений с несколько парадоксальным названием «Безмолвие» пытается установить некий ориентир, дать нам проводника, который отделит в нашей речи зёрна от плевел.

«Душа безмолвника, - говорит архимандрит Рафаил (Карелин), - подвергается особым демоническим искушениям…».

Тут ещё необходимо понимать, что под отказом от слова имеется в виду отказ в первую очередь от праздного слова.

Если мы проанализируем нашу каждодневную речь, то поймём, сколько наносного и ненужного окажется в ней. Строго говоря, мы произносим в день в сотни раз больше того, что необходимо.

Великий подвижник Игнатий Брянчанинов напоминает нам: «Сохраняй себя от многословия: молчание в разуме – благо. Если говоришь много, и всё доброе, но к доброму примешивается и злое. Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтоб после не раскаиваться».

Что говорить – подвиг безмолвия доступен немногим. Это пик духовного самосовершенствования. И книга предлагает несколько рецептов сознательного очищения. Для начала посредством мудрых речений срывает покровы с казалось бы безобидного явления «несоответствия фактам».

Навряд ли кто-то будет спорить, что тщеславие – один из мощнейших импульсов, что позволяет лживому слову беспрепятственно катиться по земле. Книга напоминает нам словами Евангелия, кто есть отец лжи и что ложь как инструмент исходит от того, в ком нет Истины, в ком нет ни подобия, ни образа Божьего.

Святой Авва Дорофей предостерегает не только от ложных слов, но и от ложных целей. «…иной лжёт мыслию, иной словом, а иной и жизнью своей…»(!)

В век гиперинформации и недостоверных новостей актуально звучит изречение Ефрема Сирина: «Кто гнуснее лжеца? Разве тот, кто охотно внимает ему. Дверь уха так велика, что ею взошла в мир смерть, которая, поглощая все поколения, остаётся ненасытимой. Посему замкни уши затворами и запорами, чтобы не вошло злоречие».

Что такое «затворы и запоры» по Сирину? Неужели мудрец призывает отгородиться от внешнего мира? Вовсе нет. Кому-то стоит отказаться напрочь от информационного шума для того, чтобы спасти свою душу, другому достаточно иметь просто правильный ориентир, который не позволит заманить его в болото лжи.

Об этом предупреждает преподобный Иоанн Лествичник: «Никто из благоразумных не сочтёт ложь за малый грех; Ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнёс бы такое страшное изречение как против лжи…» И эту сентенцию тоже стоит понимать особо. Говорится здесь в первую очередь не о бытовой лжи, а о лжи, касающейся основополагающих вопросов (откуда мы пришли, куда идём и куда нам должно идти), о которых мы позволяем себе порой рассуждать легкомысленно.

В книге «Безмолвие» с особым тщанием говорится о многословии и пустословии, о клевете и лести, об укоризне и осуждении.

Но понять афоризмы великих подвижников можно только на основании личного опыта и большой духовной работы. Только стремящиеся к очищению сознания и мыслей от греховной составляющей, только налагающие на себя определённые дисциплинарные обеты способны приблизиться к их истинному пониманию. Начинать надо с борьбы за себя, свою душу, борьбы за спасение людей рядом с тобой посредством личного примера.

Только через посильный опыт аскезы, отречения, духовного труда во всей его полноте откроется и красота жизни тех, кто оставил нам это «наследие». Арсений Великий, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Нил Синайский, Иосиф Оптинский, Феофан Затворник… - более пятидесяти зрелых и испытанных умов послужили живительным источником мудрости для нас с вами, читателей сборника речений. Мало что может человек, много что может человечество. Но это при одном условии. Если нам хватит духовной щедрости помочь сначала родственнику, ближнему, потом другу, просто постороннему человеку и так далее, покуда хватит сердца. Эти духовные наставления могут принести в наш мир много добра и добролюбия.

Недаром сборник рекомендован к публикации Издательским советом Русской православной церкви.

«Язык мой - враг мой» – гласит народная пословица. Но невозможно переоценить значение языка как средства коммуникации, средства общения между людьми, средства взаимоотношения с непростой природой человека.

Филологи среди множества функций языка, среди которых важнейшее место занимает информационная, выделяют фатическую (коммуникативную) функцию – это функция помогает сохранять добрые отношения между людьми.

Ведь простые «привет, здравствуйте, доброе утро…» практически не несут в себе информации, но зато заряжены посылом доброты и здоровья, наполнены неким невербальным человеческим смыслом.

Но эта функция языка помимо его основной нагрузки часто ведёт, увы, и к излишнему многословию. Афористичность – это смысл в некоей превосходной степени, это точка сборки и разборки языка. Погружаясь в эту точку, мы открываем не один смысл, а целые мириады смыслов. Если Дух начинает диктовать Языку, рождается настоящая понятийно-музыкальная драгоценность, которая остается жить в веках. Такой афоризм глубок. Он вряд ли будет поражать внешним блеском, но его свет – это свет с вершин человеческой мысли, озарённой светом Всевышнего.


Духовные наставления из книги «Безмолвие»:

Да будет слово ваше: да,да; нет,нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Мф. 5-37                                      

Не столько приятны для Господа уста пророков, сколько уста людей кротких и смиренных.

Свт. Иоанн Златоуст

Долгие беседы разрушают внутренний мир подвижника.

Свт. Иоанн Златоуст

Можно и при затворенных дверях по миру шататься или целый мир напустить в свою комнату.

Свт. Феофан Затворник

Дорожи всяким словом и не бросай этого драгоценного жемчуга как попало.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Многословие расслабляет душу и ум наш, вносит в них пустоту.

Свт. (Игнатий Брянчанинов). Отечник

Многословным мы называем того человека, в речи которого больше слов, чем мыслей.

Архим. Рафаил (Карелин)

Многословие – это одновременно гордость, любящая самовыражаться, и отсутствие культуры мышления. К этому прибавляется также отсутствие уважения к собеседнику, у которого не спрашивают, хочет ли он слушать или же не знает, как выбраться на берег из этого потока слов.

Архим. Рафаил (Карелин)

Помнящий о смерти никогда не осуждает, памятствуя, что на суде Божием изречено будет о нем такое суждение, какое он изрек на ближних своих.

Свт. (Игнатий Брянчанинов).

Будь мудр! Молчанием загради уста обидящим и клевещущим на тебя, не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе. Это действие нечистейших духов.

Оптинские старцы

Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, - и всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Прп. Исаак Сирин

Царствие Божие не в словах, а в силе, нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение.

Прп. Амвросий Оптинский


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Наташа
19.04.2017 14:25
Спасибо большое автору за статью и святым старцам за мудрые изречения. Они, как свет во тьме.
николай
17.04.2017 12:33
Неожиданно наткнувшись на такой материал перед самой Пасхой, был приятно удивлен, что в таком политизированном издании появился такой поучительный текст. Побольше бы таких, может поумнее стали, да помудрее. Спасибо автору и Н.Нарочницкой за это.
ГОРБ
15.04.2017 16:06
Огонь сошел !!!!!! Слава Тебе Господи !
Неравнодушный
15.04.2017 10:50
Самая большая победа, это победа над собой,когда человек смог удержаться от спонтанно пришедшего на ум слова. Это церковное изречение прочел давно и пытаюсь следовать ему.Полезно, таким образом человек освобождается от необдуманных обещаний, от нечаянно высказанных оскорблений и так далее. Это спасает его от унизительных просьб о прощении,а его сдержанность вызывает уважение.  Изречения,и не только церковные, кладезь вековой мудрости предков.
Александр из Од.
14.04.2017 20:13
Да-а, слово не воробей - поймают и вылетишь!
И вообще, постановка неправильных целей приводит к быстрому их достижению...
Андрей
14.04.2017 15:16
Огромное спасибо за такой душеспасительный материал! Да еще в такой день - в Страстную пятницу!
Дай Бог нам всем сил следовать таким наставлениям! "Столетие", я тебя люблю!
ГОРБ
14.04.2017 14:50
Спасибо большое за эту статью ! Поделюсь со всеми с кем могу ! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ !

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.