Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Хип-хоп побеждает

Хип-хоп побеждает

Валерий Панов
26.03.2013
Хип-хоп побеждает

В минувшую субботу состоялся третий показ этого проекта. Осталось еще пять аналогичных «сеансов» по два с половиной часа, но подводить итоги уже можно. Специалисты от шоу-бизнеса, телевидения и участвующие в проекте мастера российского искусства в один голос твердят, что такого грандиозного шоу на нашем ТВ еще не было. Восемь команд по сто человек из восьми городов –Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону – борются за звание, - ни больше, ни меньше! - танцевальной столицы России.

Звучит громко, тем не менее, даже предположить невозможно, какой именно смысл вкладывается в это понятие: танцев в их классическом понимании увидеть пока не удалось, и вряд ли удастся. Редкий случай, но СМИ, оказывается, честно писали, что это будет «настоящая битва», то есть - «баттл», как называют такие поединки участники уличных танцев. И правильно называют, потому что о состязаниях по хип-хопу и его разновидностям - брейку, джаз-фанку, брейк-дансу, хаус-дансу, r'n'b, рок-н-роллу и пр., - сказать иначе нельзя: улично-дворовый «батлл» – он и есть «батлл» на американской ли улице или в европейском дворе. Но при чем тут Россия, где этот самый «батлл» центральное телевидение представило на всенародное обозрение?

В очередной раз приходится констатировать: нас потчуют тем, что родилось на задворках мировой культуры, пытаясь выдать этот афроанглосаксонский суррогат за высокое искусство.

Главное, рассказывал прессе постановщик этих т.н. танцев британец Пол Домейн, «…чтобы они были в синхроне. Для танцоров - это отличная возможность. В России немного шоу, в которых могут участвовать танцоры в таких масштабах.Вдохновляет то, что танцуют 100 человек». Как хореограф Домейн в определенных кругах известен тем, что работал с такими музыкантами, как Джордж Майкл, Шер, Тина Тернер, Кайли Миноуг. В России мало что о нем знают. Да и говорит ли что-нибудь широкой телевизионной аудитории такое имя, как, например, Миноуг? И надо ли вообще, чтобы говорило? У нас, вроде, своих талантов всегда хватало.

Тот же, скажем, мастер хореографии Евгений Папунаишвили, которого нынче включили в состав жюри «Больших танцев», разве не смог бы реализовать аналогичный российский проект? А Федор Бондарчук, которому в танцевальном проекте отведена скромная роль одного из ведущих?

Но с «ельцинских» времен, а точнее – еще с петровских, так уж повелось, что предпочтение отдается иноземцам.

Домейн еще - и главный постановщик в разных странах Европы шоу «Voice», «X-factor», «World Music Awards» и др. Переводить, думаю, не надо: эти названия десятки и сотни раз звучали на нашем ТВ, а «Танцы со звездами», «Две звезды» давно и прочно вошли в дома большинства российских обывателей. Одна из ведущих нового танцевального шоу Наталья Стефаненко говорила, «что такие уникальные проекты как «Битва хоров» или «Большие танцы» очень важны. Они помогают людям совершенствоваться и учат работать в команде. И потом, они дают понять, что мечты сбываются!» Какие мечты, у кого сбываются?.. Ладно… Короче, великий танцевальный маэстро прибыл в Россию для того, чтобы научить нас «быть в синхроне» и «работать в команде». Так сказать, поучаствовать в процессе стандартизации, а проще говоря, подгонки нашего сознания под шаблоны всеобщей и полной глобализации. Для чего, собственно, и импортируют к нам разного рода телевизионные «баттлы».

Вроде, например, откровенной подделки под танцевальные конкурсы - телешоу «Танцы со звездами», российской версии английской программы канала ВВС «Strictly Come Dancing». А еще - «Батлла хоров», пардон, «Битвы хоров», адаптированного на русский ладамериканского телешоу «Clash of the Choirs». Запущенный на канале NBC в 2007 г., проект затем был продан более чем в 13 стран, в том числе в Швецию, Норвегию, Финляндию, Данию, Испанию и Францию. После чего и в Россию попал. «Этот проект - невероятный шанс для всех, кто мечтал петь, - говорил ведущий шоу Валерий Меладзе. - В нем может принять участие любой человек, независимо от возраста… даже, если он уже на пенсии». «Большие танцы», заметим, - это аналог украинского шоу «Майдан`s», стартовавшего в Киеве три года тому назад, куда, в свою очередь, эти «танцы» попали из Западной Европы.

Проект «Голос», с успехом прошедший не так давно на «Первом канале», – тоже российская версия (то есть реализуется в России) международного проекта «The Voice», который был представлен более чем в 50 странах мира.

А телевизионная франшиза (в смысле бизнес-варианта на ТВ) стартовала в 2010 г. в Нидерландах под названием «The Voice of Holland». Шоу было адаптировано для других стран. Создатели проекта подписали глобальное соглашение с одним из гигантов мировой звукозаписывающей индустрии «Universal Music Group», после чего ТВ-проект «запел» и в России. Руководитель дирекции музыкального вещания «Первого канала» Юрий Аксюта сказал о «Голосе» так: «Это ценно тем, что в поп-музыку возвращается понятие голоса. Не секрет, что в последние годы совершенно не обязательно было человеку петь, можно было просто записать фонограмму и под нее работать, собирая концертные залы. Так что это – революционный прорыв, точнее, возврат к тому, с чего начинается песенная культура, – к вокалу».

Ну, наконец-то, о своих талантах вспомнили. И не только вспомнили, но и разрешили петь на ТВ «вживую».

Но кто, спрашивается, допустил на то же ТВ откровенную «фанеру», на которой несколько поколений безголосых дельцов заработало миллионы долларов? На откровенном обмане людей заработало! Теперь с помощью иноземцев будем возрождать всемирно известный русский вокал.

Под этот многообещающий тезис подходит, видимо, и «Фактор А», музыкальная программа Аллы Пугачевой и телеканала «Россия», - тоже т.н. русская версия британского проекта «The X Factor».

Заметим, что вся адаптация сводится к тому, что проект реализуется в той или иной стране, но его сценарий, логика, антураж, вплоть до манеры и одежды ведущих (вроде американизированного Михаила Зеленского на канале «Россия 1»), создаются на иностранный лад.

Авторитетный в российских музыкальных кругах продюсер Евгений Фридлянд обо всех подобных проектах отзывается так: «…если немного копнуть, то выяснится, что и наше телевидение, и наш музыкальный шоу-бизнес абсолютно соответствуют всем другим сторонам нашей жизни: от ЖКХ и медицины до «успехов» в космосе и обороноспособности. Все телевизионные проекты, которые нас интригуют и завораживают, при ближайшем рассмотрении оказываются лицензионными программами, часто идущими уже несколько лет на крупных американских, британских, голландских или даже испанских телеканалах».

Число адаптаций в эфире крупнейших телеканалов России еще в 2011 г. увеличилось почти на треть в сравнении с предыдущим годом, - а это более 40 проектов, - подсчитала исследовательская компания «KVG Research». Основной рост обеспечили форматы, рассчитанные на привлечение молодой аудитории: развлекательные и реалити-шоу. Аналитики рассматривали адаптированные проекты, которые транслировались в эфире восьми телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Муз-ТВ» и MTV в период с 2005 по 2011 годы. Всего за шесть лет телеканалы показали 253 адаптации, большую часть которых составили телеигры (24,9%) и телесериалы (17%).

При этом пик адаптаций в России пришелся на 2006 год, когда телеканалы показали 43 проекта, сделанных по зарубежным форматам, в том числе ставшими популярными сериалы «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», шоу «Кандидат», «Танцы на льду», - это на 72% больше, чем годом ранее. Дажешироко почитаемое «Поле чудес» - всего-навсего трансформирмированное британское «Колесо фортуны». Адаптированными являются также: «Модный приговор», «Малахов+», «Пусть говорят», «Суд присяжных», «Федеральный судья», «Comedy Club» и т.д. В результате получается, что слегка «подретушированный» на русский манер чуждый нам образ жизни, но под российским «лейблом» ежедневно входит в наши дома, сознание, душу. И преувеличения здесь нет.

Большинство населения страны сегодня фактически изолировано от великой русской культуры. В стране исчезло более 10 тыс. драматических театров и более 30 тыс. хоровых и хореографических коллективов. Вдали от больших городов идет настоящее культурное опустынивание. Регистрация в казино RED PINGWIN https://red-pingwin.su/

За последние 10-15 лет цены на билеты в театры и на концерты выросли в десятки раз. В Москве и в областных центрах еще поддерживаются т.н. очаги культуры, и по доступной для обывателей цене. Однако у нас на тысячу душ населения в 10 раз меньше театров, чем, например, в маленькой Финляндии. В деревнях и поселках, на заводах и фабриках закрыты тысячи клубов, которые были порой для людей единственными островками культуры. Ликвидировали их за ненадобностью: американский хип-хоп и русская глубинка, согласитесь, не сочетаются. Хип-хоп победил, и окном в «большой мир» стал для большинства россиян телеэкран.

Специалисты «Connected TV&Video» констатируют, что время, которое проводят жители нашей страны перед телевизором, достаточно велико - около 220 минут в день. Недавно директор «Цифрового ТВ» ВГТРК Сергей Кошельков привел данные о среднем количестве телеканалов, которые доступны российскому телезрителю, и о том числе телеканалов, которые смотрят. Так, из доступных в 2011 г. 35 телеканалов абоненты смотрели всего 10. В 2012 г. доступных каналов стало 39, но люди все равно смотрели те же 10. Газпром-Медиа Холдинг приводит цифру в 17 тематических телеканалов на одного абонента. Но даже в тех сетях, где количество телеканалов достигает и нескольких сотен, средний телезритель выбирает и постоянно смотрит только небольшое их количество.

Названные выше «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Муз-ТВ» и MTV входят в их число. Ставка делается на то, чтобы импортированные в Россию телепроекты «прокручивались» именно на этих каналах, что обеспечивает максимальное число зрителей. Даже при том, что поколение, которое выбирает «пепси», почти не включает телевизор и с головой ушло в Интернет: «батллы» уличных танцев или столь же уличных (дворовых) хоров любого «хомячка» из Сети на волю, то есть к телеэкрану, выманят: как же - синхрон, мечта, команда, в общем, обожаемый либералами креатив в «миксе» с гламуром! Как писал известный политолог и русофоб Збигнев Бжезинский, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире.

Чтобы хоть как-то прикрыть убогость происходящего на сцене, организаторы теледейства, - будь то «Битва хоров», «Большие танцы» или « Голос», - отвлекают зрителей (заполняют дорогое телевизионное время) второстепенными деталями. По несколько раз показывают то, что происходило и происходит за кулисами, до съемок, во время и после них (а вот Маша шлепнулась после кувырка так, что сломала ногу, - бедная Маша! Петя и Галя за время записи программы успели пожениться – молодцы!), и т. п. дребедень. Длинные пустоты (паузы) заполняют ведущие (вроде «рыжих» в цирке). Зал бурно аплодирует и визжит, якобы, от восторга, но экстаз демонстрируется не бесплатно.

За участие в съемках, скажем, «Больших танцев» каждому зрителю полагается полтыщи рублей, в других проектах фигурируют суммы поменьше. За «Comedy Club», скажем, дают всего «стольник». Участники действа тоже «зажигают» не просто так. За первое место, к примеру, в «Больших танцах» команде-победительнице обещано пять млн рублей. Но самых больших денег стоят телепроекты, которые покупают только за границей. Так что суммы затрат, в конечном итоге, получаются огромные. И сегодня любое телешоу практически превращается в площадку для зарабатывания денег на рекламе. Солидную прибыль приносят и дорогостоящие СМС, с помощью которых проводится голосование среди телезрителей и тех же телезрителей обирают.

А в глубинке народ, сидящий перед телеэкраном, искренне верит в «великую силу» постиндустриального искусства типа хип-хоп. Плюется, но смотрит: а нечего глядеть более! И потихоньку привыкает к этому американизированному балагану.

Американский аналитик Харли Шлангер со знанием дела писал: «… телевидение предполагало идеальный способ создания гомогенной, массовой культуры, посредством которой можно было бы контролировать и удовлетворять общественное мнение таким образом, чтобы в итоге все в стране стали думать одинаково».А что касается непосредственно музыкальной сферы, то здесь успешно экспортируется хип-хоп. Распространяясь в большинстве европейских стран и в России, хип-хоп обрастает некоторыми чертами национального колорита, однако успешно справляется с миссией ликвидации культурных различий и утверждения массовой культуры США как приоритетной. Кроме того, элементом хип-хоп культуры считается не только музыка, но и эстетика (субкультура). А заместитель генерального продюсера канала «Россия 1» Искандер Хакимов сегодня говорит, что канал работает над новыми сезонами «Битвы хоров» и «Танцев со звездами», которые выйдут в эфир осенью 2013 г. Хотелось бы напомнить, что еще в 2006 г. президент Джордж Буш, обращаясь к правительству Соединенных Штатов, сказал: «Америка отвергает комфорт изоляции. Мы – нация, которая отстояла свободу в Европе и освободила гибельные содружества и помогла создать демократию, повернувшись лицом к лицу к зловещей империи. В очередной раз мы приняли на себя вызов истории освобождать, подавлять и продвигать этот мир к гармонии».

Именно для реализации этих целей была разработана «концепция глобальной культуры», согласно которой США стремятся навязать мировому сообществу, в том числе и России, свою идеологию, свой образ жизни.

Массовая культура, созданная по американским стандартам, порождает чувство неполноценности у других народов в отношении к собственным культурам.

Бывший шеф боннского идеологического центра Ганс Ян так сформулировал цели американизации культуры: «Облегчить человеку процесс мышления до такой степени, чтобы, в конце концов, совсем выключить мышление».

А доктор исторических наук, член Бюро Российской ассоциации американистики Владимир Печатнов в статье «Злое добро Америки» отмечал: «Россия съедает качество американское - что, однако, влечет за собой проблемы с пищеварением, а после – язву в виде больного общества марионеток в крепких руках умных и прагматичных кукловодов».

Насчет умных можно, конечно, и поспорить, но что касается прагматичных, то тут возражений, к нашему стыду, не находится. По данным, опубликованным в октябре прошлого года интернет-изданием «РИА Новости», самым дорогим СМИ России стал медиа-холдинг ВГТРК (Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания), в состав которого входят и «Первый канал», и канал «Россия 1». Всего на финансирование холдинга государством было выделено 616 млн долл. Так что «кукловоды» неплохо «осваивают» и государственный бюджет России, реализуя свои проекты на нашем ТВ за наш же с вами счет. Неужели в России нет уже ни средств, ни талантов, чтобы создавать свои, истинно национальные проекты?  

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..