Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
"Фэнтези" Смутного времени

"Фэнтези" Смутного времени

Достоинства и недостатки фильма «1612»
Максим Кустов
13.11.2007
"Фэнтези" Смутного времени
В конце концов, авторы сумели создать зрелищный и увлекательный фильм об одном из самых важных и самых страшных моментов русской истории.

Должен признаться - перед тем, как писать эту статью, посмотрел первые серии новой разрекламированной экранизации «Войны и мира». И после этой телеверсии отношение к фильму «1612» заметно изменилось к лучшему. Конечно, к этой картине можно предъявить множество претензий. Об этом речь пойдет ниже.

Но режиссер фильма «1612» Владимир Хотиненко многократно подчеркивал, что не следует искать в фильме «исторической правды». Он убежден, что исторической правды просто не существует. Правда, мол, у каждого своя.

Точка зрения весьма спорная. Но, по крайней мере, в картине нет набивших оскомину ссылок на новые свехсекретные сведения, добытые из «покрытых архивной пылью» никому неизвестных документов, как это любят делать современные кинохалтурщики.




Царевну Ксению Годунову авторы фильма сделали наложницей одного из польских военачальников. Тот вынуждает царевну повиноваться себе, шантажируя ее участью дочери. На самом деле дочь давно умерла, но царевна об этом не знает. Поляк хочет въехать в Москву, жениться на Ксении и стать очередным царем.

Дочь Бориса Годунова – личность вполне реальная.

В фильме в монастырь она попадает лишь в 1612 году, побыв любовницей польского гетмана. Так что режиссер и сценарист всего лишь заменили самозванца, наложницей которого стала Ксения, на поляка. В принципе, горькая судьба царевны показана вполне достоверно...


По большому счету, фильм можно воспринимать как увлекательную приключенческую историю, показанную на относительно достоверном историческом фоне.


Конечно, авторы чрезмерно увлекаются огнестрельным оружием, так сказать, техническими новшествами XVII века. Вспомним хотя бы осаду города Наволока – каких только огнестрельных ухищрений не используют защитники. Впопыхах, правда, почему-то забыли применить старое доброе, проверенное тысячелетиями оружие осажденных, защищающих стены крепости – кипяток и смолу.

.Создателям фильма, судя по всему, очень нравились польские исторические фильмы, и гусары с крыльями за спиной мелькают все время. Кстати, если уж речь зашла о гусарах, то почему их атака в открытые крепостные ворота остановилась после единственного выстрела чудо-оружия, изобретенного и сделанного за одну ночь гением-самоучкой? Ну, хорошо, скосило хитрыми приспособлениями, вылетевшими из чудо-оружия первые ряды, так ведь это в сражении дело привычное, а остальные гусары, а пехота куда смотрят? Ворота-то открыты.

Эффективность самодельной кожано-деревянной пушечки не может не потрясать – вторым выстрелом сорвали атаку кавалерии и отбили штурм, а уж первым – так просто устроили настоящую Хиросиму полякам. Взрыв походного порохового склада, безусловно, мог причинить тяжелые потери, но то, что сотворили пиротехники фильма «1612», напоминает то ли взрыв нефтяного танкера, то ли применение гиперболоида инженера Гарина из известной фантастической повести.

Ну, любят сверхмеры режиссер Владимир Хотиненко и сценарист Ариф Алиев чудо-оружие и тактические ухищрения, что тут поделаешь.


У них и выскакивающий из-под воды самострельщик (самострел – русское название арбалета) имеется, заставляющий вспомнить о вьетнамских партизанах, похожим манером воевавших с американцами на рисовых полях. И японские сюрикены обрусели. Стали исконно нашими метательными подковами.




И катапульта, мечущая взрывные устройства, у них тоже есть.

Очень интересно также узнать – а какому это «бессмертному Идрису» поклоняется странный татарин Костка, если он мусульманин и произносит «Аллах Акбар»?

Вообще, таких вопросов можно задать очень много. Но… Так ли это важно? Ведь при желании даже в ставших классикой исторического жанра фильмах, например, в «Александре Невском» или «Петре I» можно найти множество исторических неточностей. Не это главное. В конце концов, авторы сумели создать зрелищный и увлекательный фильм об одном из самых важных и самых страшных моментов русской истории. О том, как народ, фактически утративший свою государственность, сумел найти в себе силы и победить в кровавой и тяжелой борьбе. Победить не по приказу сверху – приказывать-то было некому, а потому что пришло четкое осознание: Смуту надо заканчивать, надо спасать страну. Надо идти к Москве, надо во что бы то ни стало выбить оттуда поляков, надо выбирать нового царя. И никакие наемники не были способны это сделать. Лишь в полном смысле этого слова народное ополчение смогло одолеть врага. Авторы фильма смогли донести до зрителей именно эту основную мысль в наиболее доступной и зрелищной форме.

Судя по репликам девиц школьного возраста во время просмотра, они впервые вообще хоть что-то узнали о Смутном времени. Хотя бы только для этого и стоило снять фильм «1612».

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.