Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Дом Лермонтова

Дом Лермонтова

Снова открылись двери старинного жилища поэта в Москве
Валерий Бурт
26.05.2014
Дом Лермонтова

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Знаменательная дата грядет в октябре, но Дом-музей поэта на Малой Молчановке уже обновился, прихорошился. Завершилась долгая, более чем трехлетняя реставрация, и жилище, где обитал юный стихотворец, приняло первых посетителей.

18 мая, в воскресенье, перед домом поэта на Малой Молчановке, под сенью деревьев толпился народ. После торжественного открытия, на котором было зачитано приветственное слово министра культуры РФ Владимира Мединского, начался праздник. Выступали музыканты, чтецы. Взрослые и дети декламировали стихи Лермонтова. Звучали «Бородино», «Демон», который поэт начал создавать здесь, на Молчановке. Возможно, многие вспоминали любимые строки Михаила Юрьевича.

…Позапрошлый век затаился совсем рядом с нынешним cтолетием. Достаточно шагнуть с шумного, говорливого Нового Арбата на патриархальную Малую Молчановку.

Там, посреди улицы дремлет старый деревянный дом с мезонином. Это нынче по мостовой шуршат шинами сверкающие авто и снуют нечастые прохожие. Во времена Лермонтова по булыжнику мостовой цокали лошадиные копыта, слышался стук сапог и башмаков. Неторопливо двигались кареты с лакеями на запятках, проносились пролетки, скрипели телеги, совершали моцион господа разных сословий, спешили мастеровые, торговцы, студенты, ученики. Среди последних был и Мишель Лермонтов. Его путь пролегал в Университетский благородный пансион. Вечером он возвращался назад, где его ждал ужин, приготовленный под заботливым оком бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

До августа 1829 года они занимали «деревянный флигель, состоящий в Арбатской части в 3 квартале под № 228, взойдя во двор на левой стороне». После того, как к ним приехал троюродный брат и друг поэта десятилетний Аким Шан-Гирей, Елизавета Алексеевна подыскала более просторное жилье. Она выбрала дом на Малой Молчановке, принадлежащий московской «купецкой жене вдове» Фекле Ивановне Черновой.

Бабушка и внук прожили в съемном доме до лета 1832 года. М.Ю. к тому времени был уже студентом университета. «В доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука», - свидетельствовал учитель Лермонтова Алексей Зиновьевич Зиновьев. 

в центр - копия 2.JPG…Я бывал здесь и не раз до реставрации. И от того, что тянула меня в этот заповедный уголок неведомая сила, и потому что знал, что здесь меня ждет словесный подарок от заведующей Домом-музеем Валентины Брониславовны Ленцовой (на фото). Эта милая, радушная женщина знает о Лермонтове если не все, то очень многое. И поэт давно - она пришла сюда работать в августе 1982-го, вскоре после открытия музея - стал для нее не просто любимым поэтом, но и близким человеком.

Да и не ушедший поэт для нее вовсе, а живой. Валентина Брониславовна сетует, что не сложилась у него личная жизнь, не давала покоя мятущаяся душа, а мысли – все больше о смерти. Цитирует с грустью: «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя, боялся грусть не утая, будить людское сожаленье...». Впрочем, по словам Шан-Гирея, «в домашней жизни Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера».

Он - фигура известная и… таинственная. Мы даже не знаем в точности, как он выглядел. Да, остались портреты стихотворца, написанные разными живописцами, но отражают ли он его подлинный облик?

«Какой же все-таки был Лермонтов? – вопрошает уже в который уже раз Ленцова. - Думаю, стоит верить его автопортрету».

Кстати, заведующая Домом-музеем и ее сотрудники во время реставрации потрудились изрядно. Опасались, не выветрился бы из дома дух эпохи. Жаждали, чтобы густел поток желающих приобщиться к великой биографии. Приходилось не только думать над новой концепцией и воплощать ее в жизнь, но и заниматься прозаическими вещами - двигать мебель, мыть полы, словом, наводить в доме глянец. А великий жилец, верно, глядел на них с небес и радовался, что старинное жилище снова ожило…

Следует отдать должное и людям, обновлявшим комнаты. Работали реставраторы и строители бережно, с душой. Изъяны можно найти всегда, но в данном случае они практически не заметны – Дом-музей, как и прежде, гостеприимная обитель поклонников великого поэта.

На первый взгляд здесь ничего не изменилось. Тем не менее, экспозицию расширили. Теперь она повествует не только о юношеских годах Лермонтова, проведенных на Молчановке. Теперь XIX век и нынешний дышат в унисон - медиа-киоск помогает посетителям подробнее познакомиться с биографией Лермонтова. К экспозиции добавлены элементы мультимедийных технологий.

Но все так же смотрят на улицу девять окон, остается главным помещением особняка мезонин, где находилась комната М.Ю. В нее, кстати, путь был заказан не только гостям, но и хозяйке. Чтобы никто не мог спугнуть трепетную рифму…

В доме на Молчановке Лермонтов написал около двухсот пятидесяти лирических стихотворений, семнадцать поэм и три драмы. Здесь все чаще осеняло его вдохновение, крепло перо, изумляя страстным талантом:

«Москва моя родина и всегда ей останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив».

В особняке хранятся клавикорды и «скрыпка», которыми Лермонтов владел отменно. И рисовал недурно – пером, акварелью, карандашом. К двенадцати годам он уже свободно владел немецким и французским, «был счастливо одарен способностями к искусствам...» - вспоминал Шан-Гирей.

В облике женщины «не гордой красотою», запечатленной в образе испанки, как полагают литературоведы, таится образ Варвары Лопухиной, нежные чувства к которой поэт пронес через всю жизнь. С трепетом создавал он портрет отца – уже после его внезапного ухода. В предсмертном письме Юрий Петрович вывел пророческие строки: «Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что одарен способностями ума, не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу!..».

Поэт слыл не только гуманитарием, как, например, Пушкин, который, между прочим, спустя несколько лет поселился рядом - в Доме Хитрово на Арбате, Лермонтов не только освоил «Курс математики» господина Этьенна Безу, но и был по этому предмету одним их первых учеников.

Среди множества увлечений М.Ю. есть и шахматы. Впрочем, о его навыках в этой игре известно немного. Друг поэта Святослав Раевский вспоминал: «И как ни была бы глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал ее кистью или пером изумительно легко, и я бывал свидетелем, как во время шахматной игры Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего поэтического пера быстрым очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиономий».

Но главной его страстью была, конечно, поэзия. Поэт вспоминал с иронией: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту прибирал их, они еще и теперь у меня…» К рифме его приохотил стихотворец Алексей Федорович Мерзляков, преподаватель пансиона. Он же давал М.Ю. частные уроки. Спустя несколько лет, когда Лермонтов написал «Смерть поэта», бабушка пребывала в страхе за его судьбу. «И зачем я, на беду свою, еще брала Мерзлякова, чтобы учить Мишу литературе: вот до чего он довел его!» - говорила она в отчаянии.

А мы, потомки, счастливы. Читаем Лермонтова и наслаждаемся, ведь его стихи – верные спутники и в грусти, и в радости. «Моя душа, я помню с детских лет чудесного искала…» - писал он на заре своей славы.

И нашел!

Остается добавить, что дом в Москве, где появился на свет поэт, был снесен во время строительства одной из сталинских высоток у Красных ворот. Все, что осталось от того жилища - мемориальная доска XIX века с лаконичным текстом: «В этом доме родился М.Ю. Лермонтов».

Она долго пылилась в запасниках Литературного музея, потом ее перевезли на Малую Молчановку. И сейчас эту мраморную глыбу можно увидеть в Доме-музее Лермонтова. Чем не сюжет для большого рассказа?

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..