Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
У России не спросили

У России не спросили

Еврокомиссия разработала план строительства газопровода между Туркменией и Азербайджаном без согласия прикаспийских стран
Александр Шустов
03.09.2010
У России не спросили

В борьбе за контроль над экспортом энергоресурсов из бассейна Каспийского моря наступил новый этап. С весны этого года США и ЕС заметно активизировали усилия по реализации проекта газопровода «Набукко», призванного снизить энергетическую зависимость от России, обеспечив поставки среднеазиатского и ближневосточного газа. Недавно стало известно, что энергетическое подразделение Еврокомиссии разработало проект, позволяющий построить газопровод по дну Каспийского моря, из Туркмении в Азербайджан, без согласия прикаспийских стран.

Информация об этом уже вызвала негативную реакцию России, заявившей, что будет препятствовать реализации этого проекта. Между тем, без строительства транскаспийского газопровода долго вынашиваемый Евросоюзом проект «Набукко» имеет все шансы не состояться.

Подозрения в том, что США и ЕС попытаются построить столь необходимый для экспорта среднеазиатских энергетических ресурсов на Запад транскаспийский газопровод без согласия России и Ирана, существовали давно. Однако реальные основания для этого появились с начала 2009 г., когда ряд энергетических компаний ЕС, прежде всего германская RWE, активизировали энергетическое сотрудничество с Туркменией, приступив к негласному изучению вопроса строительства транскаспийского газопровода. Весной этого года ЕС удалось достичь существенных успехов в решении главного вопроса – обеспечения «Набукко» ресурсной базой, достигнув соглашений с Азербайджаном и Туркменией о поставках 2/3 необходимого для заполнения «Набукко» газа.

Строительство газопровода между Туркменией и Азербайджаном является последним шагом, необходимым для того, чтобы проект «Набукко» обрел наконец реальные черты.

О том, что энергетическое подразделение Еврокомиссии разработало проект документа, предполагающего заключение соглашения о строительстве транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном без согласия других прикаспийских стран, 5 июля со ссылкой на информацию агентства Bloomberg сообщил «Коммерсант». По данным издания, в июне ЕС организовал в Брюсселе переговоры между Туркменией и Азербайджаном, на которых обсуждалась проблема строительства транскаспийского газопровода. Исход этих переговоров пока неясен, но, учитывая усилия, предпринимаемые в последнее время Еврокомиссией для строительства «Набукко», достижение каких-то предварительных соглашений по строительству транскаспийского газопровода не исключено. Не ясно, впрочем, как Туркмения, Азербайджан и ЕС в условиях неурегулированности правового статуса Каспийского моря намерены преодолевать противодействие соседних стран, которое уже пообещала им Россия.

В конце 1990-х гг. проектом транскаспийского газопровода активно занимались США. Его строительство являлось частью общего плана по ослаблению влияния России в Прикаспийском регионе, центральным звеном которого являлось установление контроля за экспортом углеводородных ресурсов. В рамках этого плана был реализован проект ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) и построен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, введенный в строй в 2007 г. Однако судьба транскаспийского газопровода оказалась гораздо более сложной. Его строительству мешали две проблемы – неурегулированность правового статуса Каспийского моря, которое, будучи крупнейшим в мире озером, не подпадает под действие международного морского права, и противоречия между Азербайджаном и Туркменистаном по поводу принадлежности ряда нефтегазовых месторождений Каспия. Урегулирование правового статуса Каспия упирается в вопрос о том, как его делить. Иран, которому принадлежит всего 13% побережья, предлагает разделить его на равные части по 20% каждой из пяти прикаспийских стран. Однако у Туркмении и Азербайджана, которые при этом лишатся значительной части своего шельфа, такая перспектива никакого энтузиазма не вызывает. Кроме того, между Азербайджаном и Туркменией существует спор по поводу принадлежности месторождения Сердар (азербайджанское название - Кяпаз), а также Осман и Омар (Азери и Чираг), разработка которых ведется консорциумом западных компаний, включая ВР, ExxonMobil и Statoil, и в настоящее время дает Азербайджану основной объем добычи нефти.

Посредником в урегулировании этого спора и пыталась выступить Еврокомиссия. Разделив между собой месторождения центральной части Каспийского моря, Азербайджан и Туркмения могли бы прийти к соглашению о строительстве трубопровода по дну Каспия, отсутствие которого является главным препятствием на пути реализации «Набукко». Именно противоречия между Азербайджаном и Туркменией на рубеже 1990-х – первого десятилетия 2000-х гг. привели к тому, что транскаспийский газопровод тогда так и не был построен. Проект «Набукко» появился несколько позже, в 2002 г., и первоначально был рассчитан на иранский, а отнюдь не туркменский газ. Однако введение США санкций против Ирана привело к тому, что c обеспечением «Набукко» ресурсной базой возникли серьезные проблемы. Вместо Ирана в качестве основных поставщиков газа для него стали рассматриваться Азербайджан и Туркменистан. Ближневосточные участники проекта – Ирак и Египет – не могли гарантировать заполнение трубопровода газом даже на 1/3.

Особенно востребован новый экспортный маршрут был бы Туркменией, которая в результате резкого сокращения закупок туркменского газа «Газпромом» испытывает большие трудности с его сбытом, и, соответственно, наполнением бюджета. После аварии на газопроводе «Средняя-Азия-Центр-4» в апреле 2009 г. поставки туркменского газа в Россию почти на год были заморожены, так как в связи с общим понижением спроса и цен в странах ЕС его закупка стала для России невыгодной. «Газпром» предлагал Туркмении снизить цену или объемы закупаемого газа, однако руководство республики настаивало на соблюдении прежних условий контракта. В декабре 2009 г. конфликт был частично урегулирован и «Газпром» согласился возобновить закупки. Однако объемы приобретаемого у Туркмении газа снизились в несколько раз – с 42,8 млрд. кубометров в 2008 г. до 10,5 млрд. в 2010 г. В ближайшие три года наращивать закупки газа в Туркмении «Газпром» не планирует. При этом только в течение 2009 г. конфликт с «Газпромом» обошелся республике в 7-10 млрд. дол. доходов бюджета, что эквивалентно около 1/4 ее годового ВВП. В Туркмении стали наблюдаться задержки с выплатой пенсий и социальных пособий, была заморожена реализация ряда строительных проектов.

Выход из сложившейся ситуации Туркмения нашла в диверсификации экспортных маршрутов. Особая роль в этом процессе отводилась Китаю, располагавшему необходимыми для инвестиций финансовыми ресурсами и рынками сбыта.

В 2007 году Туркмения предоставила китайской компании CNPC лицензию на разведку и добычу газа на договорной территория Багтыярлык, расположенной на правом берегу Амударьи. В июне прошлого года Китай выделил Туркмении кредит в размере 5 млрд. дол. на освоение крупнейшего в мире месторождения газа Южный Иолотань, запасы которого оцениваются в 16 трлн. кубометров. В прошлом году китайская CNPC вместе с южнокорейскими LG и Hyundai, а также Petrofac Emirates из ОАЭ приступила к реализации проекта по разработке этого месторождения стоимостью 9,7 млрд. дол. В декабре 2009 г. была введена в строй первая очередь трансазиатского газопровода Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай мощностью 13 млрд. кубометров в год. К 2013 г. ее мощность планируется увеличить до 40 млрд. кубометров. С 13 до 20 млрд. кубометров в год планируется расширить пропускную способность газопровода в Иран. После того, как все эти газопроводы заработают на полную мощность, среди покупателей туркменского газа Россия опустится с первого на третье место, а главным внешнеторговым партнером республики станет Китай.

Еще один экспортный газопровод был бы для Туркмении не лишним, тем более, что стоимость поставок газа в Китай и Иран существенно ниже, чем в Россию. Китай закупает туркменский газ по 120 дол. за 1 тыс. кубометров, Иран – по 170 дол., а «Газпром» - по 190 дол., то есть в полтора раза дороже. В случае подключения Туркмении к «Набукко» есть основания рассчитывать на то, что газ здесь удастся сбыть по «европейским» ценам, близким к тарифам «Газпрома». Потенциально заинтересованность Туркмении в «Набукко» усиливает и начало строительства в июне этого года газопровода «Восток-Запад», по которому газ с восточных месторождений будет доставляться на запад страны. Ранее его планировалось направить в Россию по Прикаспийскому газопроводу, соглашение о строительстве которого было подписано в 2007 г. Однако после начала глобального экономического кризиса, вызвавшего падение спроса и цен на газ, Россия этот проект заморозила. Сам по себе газ с восточных месторождений Туркмении на побережье Каспия никому не нужен, а маршрут его дальнейшего следования пока не ясен.

Помимо Туркмении к «Набукко» может присоединиться Казахстан.

В июле этого года президент Н. Назарбаев неожиданно заявил, что Казахстан никогда не был против «Набукко», однако Евросоюз много говорит, но мало что делает для его реализации.

В качестве условий присоединения Казахстана к этому проекту он назвал строительство транскаспийского газопровода или заводов по производству сжиженного газа на восточном берегу Каспия. Ресурсы для того, чтобы направить их по «Набукко», у Казахстана есть. По запасам газа республика занимает пятое место в мире (3,3 трлн. кубометров). В течение последних лет Казахстан ежегодно добывал около 27 млрд. кубометров, однако после введения в строй крупнейшего Карачаганского месторождения этот показатель планируется довести до 40 млрд. куб. В настоящее время весь экспортируемый Казахстаном газ поставляется в Россию. Кроме того, республика располагает квотой в размере 5 млрд. куб. в год для поставок газа по трансазиатскому газопроводу в Китай. Присоединение же к «Набукко» позволит Казахстану чувствовать себя на газовых рынках более свободно, предоставив пространство для ценового маневра.

Многими заявление Н. Назарбаева было воспринято как дань председательства Казахстана в ОБСЕ, которую республика возглавляет в течение этого года. Однако тот факт, что в качестве еще одной заинтересованной в присоединении к «Набукко» страны им был назван богатый газом Туркменистан, говорит о том, что вопрос об участии в этом проекте рассматривается обоими прикаспийскими государствами всерьез. Участие Казахстана в «Набукко» приведет к существенному изменению конфигурации маршрутов газового экспорта в этой части Евразии. Если Казахстан сможет направить по «Набукко» достаточно крупные объемы газа (5-10 млрд. кубометров), а Туркмения и Азербайджан выполнят достигнутые на майских переговорах с ЕС договоренности предоставить для него, соответственно, 10 и 12 млрд. куб., необходимость в участии ближневосточных поставщиков отпадет или станет минимальной. В этом случае «Набукко» и прикаспийский газопровод как его ключевая часть будут ориентированы на экспорт в страны ЕС газовых ресурсов южных республик бывшего СССР, который ранее контролировался исключительно Россией. Помимо потери части своего прежнего геополитического влияния в этом регионе данный сценарий для Москвы может иметь и такие неприятные последствия, как падение стоимости газа на европейских рынках, где появятся дополнительные объемы голубого топлива, и сокращение доходов бюджета.

Главный вопрос на сегодняшний день заключается в том, каким именно образом Евросоюз рассчитывает блокировать противодействие России при строительстве транскаспийского газопровода.

В военном отношении Россия и Иран, также не заинтересованный в строительстве «Набукко» без его участия, доминируют на Каспии и в ближайшее время эта ситуация вряд ли измениться. По данным «Коммерсанта» туркменские дипломаты совместно с ООН в настоящее время разрабатывают документ, который позволил бы преодолеть возражения России. Но, обладая правом вето в Совете Безопасности ООН, Россия вряд ли допустит принятие невыгодного ей документа. Так что решение этого вопроса обещает стать для судеб транскаспийского газопровода ключевым.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.