Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Трудное дело – быть соседями

Трудное дело – быть соседями

Послесловие к неформальному саммиту СНГ в Петербурге
Лев Паршин
09.06.2008
Трудное дело –  быть соседями

Встреча лидеров Содружества Независимых Государств в Санкт-Петербурге вроде бы не принесла значительных практических результатов, но дала пищу для размышлений о настоящем и будущем отношений между странами этого многострадального формирования, возникшего на пространстве бывшего СССР.

Много раз ему предрекали скорую смерть. Некоторые государства – участники СНГ – устами своих руководителей заявляли, что никакого толку для себя в нем не видят, грозили выйти из его состава. Украина и Туркменистан при случае напоминали, что они, хотя и являются учредителями СНГ, но не подписали его устав, а потому, строго говоря, не являются членами Содружества. Некоторые лидеры попросту игнорировали работу Совета глав государств, который является высшим органом Содружества.  Однако на неформальную встречу в Петербурге приехали лидеры всех 12 стран, входящих в число участников СНГ.

 В повестке дня саммита значились рутинные вопросы - информация исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева о работе по формированию стратегии экономического развития, по укреплению транспортного сотрудничества и по обеспечению продовольственной безопасности, а также определение сроков проведения следующего саммита СНГ в Бишкеке. Некоторые лидеры ради этого вряд ли проделали бы путешествие на берега Невы. Их привлекло другое. Во-первых, саммит был приурочен к Петербургскому экономическому форуму, а это мероприятие стало событием большого международного звучания. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, хозяином встречи впервые стал новый президент России Дмитрий Медведев, его партнеры явно стремились установить с ним хорошие отношения, а то и - продвинуть решение каких-то своих вопросов. Наконец, в-третьих, формат встречи предоставляет отличные возможности для доверительных переговоров на двусторонней основе. Переговоры эти шли, понятное дело, за закрытыми дверями, если не считать краткого обмена любезностями перед телекамерами. Но выступления перед прессой по итогам переговоров присутствовавших на них официальных лиц, например, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, и последовавшие затем комментарии из столиц соответствующих стран дают основания для некоторых выводов.  

Две встречи, к которым было приковано особое внимание, это Медведев – Ющенко и Медведев – Саакашвили.

Оно и понятно: отношения Украины и Грузии с Россией в последнее время сильно накалились.  

В отношениях Украины и России одной из болевых точек является газ, точнее, цены на него и надежность поставок. Именно из-за этого возникали подчас конфликты, которые будоражили всю Европу. После разговора Медведева с Ющенко можно ожидать некоторого смягчения напряженности. Российский президент предупредил партнера о предстоящем существенном повышении с 1 января 2009 года цен на газ, доходчиво объяснил, чем это вызвано: центрально-азиатские страны, которые поставляют голубое топливо на Украину транзитом через Россию, переходят на европейские цены. Поэтому Украине придется платить больше. Судя по реакции Ющенко, в Киеве понимают и принимают эту реальность, хотя, конечно, на внутриполитической сцене по этой проблеме продолжатся ожесточенные баталии.  

Другой острый вопрос российско-украинских отношений – стремление Киева вступить в НАТО. Медведев выдвинул веские аргументы против этого, Ющенко отстаивал свою точку зрения. Реакция на Украине – резкая поляризация мнений. Те, кто против НАТО, еще более укрепились в своей позиции. Кто за – только сильнее ожесточились против России, обвиняют ее в том, что она мешает независимой Украине реализовать суверенное право обеспечить свою безопасность.  

Столь же непримиримыми обе стороны останутся в вопросе о Черноморском флоте. Киев уже сейчас, за девять лет до истечения срока договора о его базировании в Севастополе, бьет в чайник, выдвигает несуразные требования к России. Медведев обратил внимание Ющенко на то, что решение вопроса о нормальном функционировании Черноморского флота предусмотрено действующим соглашением, подменять работу по урегулированию имеющихся еще нерешенных вопросов нельзя односторонними актами. Более того, договор предполагает возможность продление пребывания Черноморского флота. Но в Киеве ни о каком продлении и слышать не хотят. Бывший командующий ВМФ Украины Борис Кожин даже поставил вопрос так: «Если Россия будет продолжать политические игры и не выведет своевременно свои корабли из Севастополя, Украина может на законных основаниях их конфисковать».  

Кое-какие подвижки в отношениях Украины и России наметились, но главные раздражители остались.

Впрочем, стороны будут продолжать обмен мнениями. Ющенко вскоре должен приехать в Москву для отдельного обстоятельного разговора.  

Примерно такой же итог и встречи Медведева с Саакашвили. Тбилиси, конечно, не откажется от планов вступления в НАТО, тем более, что может опираться на волеизъявление народа в ходе общенационального референдума. Точно так же Грузия не перестанет требовать прекращения того, что она называет «ползучей российской аннексией» в Абхазии и Южной Осетии. В краткосрочном плане самым острым останется вероятно спор вокруг российских железнодорожных войск, введенных в Абхазию для ремонта путей и мостов. Впрочем, наши ребята в Абхазии трудятся не покладая рук, месяца через три они могут закончить свою работу и вернуться домой. Тогда вопрос об их агрессии отпадет сам собой.  

Есть надежда, что отношения Москвы и Тбилиси потихоньку все же начнут переходить в тональность спокойного уважительного диалога. Официальный грузинский представитель сказал, что встреча Медведева и Саакашвили «прошла в приемлемой и непосредственной обстановке». Медведев предложил провести встречу двух президентов в более подготовленном формате. Предполагается, что она состоится в ближайшее время в Москве и пройдет один на один. Такое решение сторон само по себе должно снизить накал полемики между ними – хотя бы на время.  

Свои нюансы есть в отношениях России с Азербайджаном и Арменией, особенно в свете непримиримого конфликта между ними. Хорошо, что руководству этих стран хватает государственной мудрости удерживаться от военной конфронтации и искать мирных путей урегулирования. А Россия этому помогает, выдерживая при этом разумный сбалансированный подход. Медведев встретился и с Алиевым, и с Саркисяном. Первому он подтвердил свое намерение приехать с визитом в Баку, а второго пригласил посетить Москву.  

Алиев и Саркисян воспользовались оказией и провели в Стрельне встречу между собой – им-то ездить друг к другу в гости пока, видимо, зазорно.

Разговор получился конструктивный. Теперь стороны будут продолжать переговорный процесс на основе предложений, представленных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Мадриде.  

А украинский президент встречался с новым главой Туркмении Бердымухаммедовым и договорился о своем визите в Ашхабад, чтобы поговорить там о ценах на газ.  

Как видим, результатом большинства переговоров стали договоренности о новых переговорах. Казалось бы, немного. Но неформальную встречу в Питере ни в коем случае нельзя назвать пустой. Сложные проблемы в отношениях между государствами не решаются одним махом. В этом и состоит суть дипломатии – это трудный, требующий усердия и терпения поиск взаимоприемлемых решений.  

Во всех программных заявлениях российских руководителей, в концептуальных документах отношения со странами СНГ всегда провозглашаются абсолютным приоритетом внешней политики России. Это и понятно. На пространстве СНГ сосредоточены главные жизненные интересы России в области экономики, обороны, безопасности, обеспечения прав соотечественников. Россия старается выстраивать с соседями нормальные всесторонние отношения. Внимание прессы, общественности часто привлекают острые, конфликтные моменты, скандалы. За ними нельзя не замечать колоссального объема наработанных партнерских связей – в экономике, науке, культуре, социальной сфере, в человеческих контактах. Весь этот позитив должен, в конце концов, перевесить негативные моменты и шероховатости.  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.