Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Таможня дает добро

Таможня дает добро

С 1 января 2010 г. начнет действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
Александр Шустов
20.11.2009
Таможня дает добро

Такой союз станет первым реальным экономическим объединением на территории бывшего СССР. Его образование позволит создать зону свободной торговли с едиными таможенными правилами, тарифами и границами, которая объединит большинство крупных и наиболее развитых экономик стран СНГ вокруг России.

На территории Таможенного союза производится более 85% валового внутреннего продукта и проживает около 60% населения стран СНГ общей численностью около 167 млн. человек, что позволит ему в будущем претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений. От успешности реализации этого интеграционного проекта во многом будут зависеть перспективы дальнейшего развития стран-участниц союза, а также их положение в мировой экономической системе координат.

История формирования Таможенного союза насчитывает, как минимум, полтора десятилетия. В январе 1995 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании Таможенного союза, к которому в марте 1996 г. присоединилась Киргизия, а в феврале 1999 г. – Таджикистан. В соответствии с договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 1996 г. высшим органом Таможенного союза являлся Межгосударственный совет в составе глав государств, правительств, министров иностранных дел, а также председателя Интеграционного комитета. Формирование союза планировалось завершить в два этапа, на первом из которых предполагалось полностью отменить тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а на втором – объединить территории государств-участников в единую таможенную территорию и перенести таможенный контроль на внешние границы союза.

Однако если первый этап формирования Таможенного союза удалось более-менее завершить, то на втором возникли существенные разногласия по поводу таможенных тарифов и изъятий из режима свободной торговли, преодолеть которые странам-участницам тогда не удалось.

В октябре 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе тех же пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Армения, Украина и Молдаваия получили в ЕврАзЭС статус наблюдателей. В отличие от Таможенного союза ЕврАзЭС ставил перед собой более амбициозные интеграционные цели. Помимо создания зоны свободной торговли, введения единого таможенного тарифа и системы нетарифного регулирования участники ЕврАзЭС декларировали стремление к созданию общего финансового, энергетического и транспортного рынка, свободному движению капитала и товаров, равным условиям доступа к инвестициям, совместной реализации межгосударственных целевых программ, сближению национальных законодательств и введению единой валюты. Однако большинство этих целей реализовать не удалось как из-за различий экономических систем и потенциалов стран ЕврАзЭС, так и разногласий по поводу ключевых параметров будущего объединения. Так, вопрос о введении единой валюты наталкивался на необходимость создания единого наднационального регулирующего органа и делегирования ему полномочий национальными центробанками, к чему государства-участники ЕврАзЭС были не готовы. Кроме того, экономическая интеграция требовала признания ведущей роли России, на долю которой приходится более 3/4 производимого в странах СНГ ВВП, а это устраивало далеко не всех участников вновь создаваемого интеграционного объединения.

Показательным в этом отношении является пример Узбекистана. После Андижанских событий мая 2005 г., когда Узбекистан оказался в полной международной изоляции со стороны США и Евросоюза, он принял решение войти в состав ЕврАзЭС и ОДКБ, завершив процедуру присоединения к началу 2006 г. До этого Узбекистан с 1999 г. являлся членом неформального прозападного блока ГУУАМ, куда кроме него входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Однако в ноябре 2008 г. Узбекистан заявил о своем выходе из ЕврАзЭС, мотивировав свои действия тем, что деятельность этой организации во многом дублирует функции СНГ и ОДКБ, а также сложностями вхождения в состав Таможенного союза.

По словам президента Узбекистана И. Каримова процедура присоединения к Таможенному союзу предусматривает принятие его условий «без каких-либо оговорок и замечаний, то есть без обсуждения и учета насущных интересов каждого государства», а для узбекской стороны «такая постановка вопроса неприемлема».

Членство в ОДКБ Узбекистан пока не приостановил, однако в создании Коллективных сил быстрого реагирования, формируемых Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, участвовать отказался.

Интеграционные процессы активизировались в августе 2006 г., когда на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза в составе трех, реально готовых к этому государств – России, Казахстана и Белоруссии. Отсутствие среди участников этого объединения Киргизии во многом связано с тем, что она с 1998 г. является членом Всемирной торговой организации (ВТО), и не может стать членом Таможенного союза, не решив связанные с этим вопросы, а Таджикистана – с неурегулированностью ряда экономических проблем. Кроме того, участие в подобных интеграционных проектах малых экономик, к числу которых относятся Киргизия и Таджикистан, проблематичнее ввиду их уязвимости перед товаропроизводителями из более развитых стран, и требует более длительной проработки. Пример Киргизии, которая, став членом ВТО, столкнулась с массовым наплывом дешевых китайских товаров, является более чем показательным.

В решающую стадию формирование Таможенного союза вступило осенью 2009 г. 25 сентября на заседании комиссии Таможенного союза, проходившем в Алма-Ате, вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали единый таможенный тариф, с введением которого 1 января 2010 г. Таможенный союз начнет функционировать,. Одновременно начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Нистюк сообщил, что страны-участники союза согласовали проект единого Таможенного кодекса, в соответствии с которым будут внесены изменения в национальное таможенное законодательство. Таможенный кодекс планируется ввести в действие с 1 июля 2010 г., а к середине 2011 г. будет сформирована единая таможенная территория. 21 октября стало известно, что Комиссия Таможенного союза одобрила проекты необходимых для его создания международных договоров и соглашений, которые президенты России, Белоруссии и Казахстана планируют подписать 27 ноября на саммите ЕврАзЭС в Минске.

Один из наиболее острых вопросов создания Таможенного союза – механизм распределения таможенных пошлин, которые являются ключевой статьей доходов государственных бюджетов.

Так, в России таможенные сборы обеспечивают половину бюджетных доходов. В 2008 г. Федеральная таможенная служба перечислила в бюджет 4,7 триллиона рублей, а в этом году в связи с экономическим спадом планирует перечислить 3,5 триллиона. При этом ВВП России по данным Всемирного банка на 2007 г. составлял 1 триллион 291 миллиардов 11 миллионов долларов, превосходя ВВП Казахстана (103 млрд. 840 млн. дол.) в 12 раз, а Белоруссии (44 млрд. 771 млн. дол.)- в 29 раз. В связи с этим российский бюджет, по словам директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексея Лихачева, планирует получить 90% собираемых в рамках Таможенного союза импортных пошлин, что, по оценкам экономистов, соответствует макроэкономическим пропорциям участников этого интеграционного объединения.

Экономическое доминирование России предопределило и многие параметры Таможенного союза, за основу которого приняты российские нормативы. Так, по 80% товарных позиций будут действовать российские тарифы, включая те из них, которые введены на временной основе. Предполагается, что для Белоруссии и Казахстана импортный тариф повысится, а для России понизится примерно на 1%. В рамках Таможенного союза будут сохранены действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, направленные на поддержку отечественных производителей. По данным на конец октября было согласовано 11,2 тысячи позиций единого таможенного тарифа, при этом для России в едином тарифе сохраниться 9,3 тысячи номенклатурных позиций, для Белоруссии - 8,3 тысячи, а для Казахстана – около 5 тысяч. При том страны-участницы союза пока не планируют отказываться от антидемпинговых расследований для защиты своих производителей, а также смогут начислять дополнительные платежи к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара. В дальнейшем же все эти вопросы планируется передать на рассмотрение Комиссии Таможенного союза. Среди намеченных мероприятий - утверждение единой системы льгот на поставку товаров для подготовки и проведения крупных спортивных соревнований - Азиатских игр 2011 г. в Казахстане, зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи и чемпионата мира по хоккею 2014 г. в Белоруссии.

Вместе страны Таможенного союза будут вступать и в ВТО. В июне 2009 г. председатель правительства РФ В. Путин заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан намерены вступать в ВТО единым блоком, после чего все «сепаратные» переговоры о вступлении в эту организацию были прекращены.

Однако в ходе последующих консультаций выяснилось, что вступление в ВТО единым блоком проблематично.

Как отмечает «Коммерсант», нормы ВТО требуют, чтобы принимаемое в ее состав объединение представляло собой суверенное образование с самостоятельным управлением торговой политикой, а доказать это довольно трудно. Поэтому страны Таможенного союза решили вступать в ВТО неформальным блоком - по отдельности, но на основе уже достигнутых в ходе переговоров результатов. Скорее всего, Белоруссия будет вести переговоры на основе российских договоренностей, а Казахстан, который уже заключил с ВТО ряд соглашений на более низких, чем Россия, условиях, будет вынужден провести дополнительные переговоры. Кроме того, по словам «главного российского переговорщика» с ВТО Максима Медведкова, каждая страна будет самостоятельно вести переговоры по не входящим в ведение Таможенного союза темам: доступу на рынок услуг, интеллектуальной собственности в торговле, госпредприятиям в сфере торговли и вопросам господдержки сельского хозяйства.

Наибольшую тревогу создание Таможенного союза вызывает в Казахстане, который в отличие от России и Белоруссии имеет менее развитую обрабатывающую промышленность, и по большинству товарных позиций до сих пор придерживался более низких импортных тарифных ставок. Чтобы следовать единой таможенной политике, в большинстве случаев он вынужден приблизиться к российским тарифам. По словам главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Гульнур Рахматуллиной: «Наш внешний таможенный тариф с третьими странами в большинстве своем был ниже. У нас была более открытая экономика. Потому что мы являемся страной, которая импортирует готовую продукцию, и поэтому мы открыли свои границы. А России есть, что терять… Поэтому в процессе формирования единого таможенного тарифа мы вынужденно пошли на его повышение». Как следствие, на первых порах после начала работы Таможенного союза население Казахстана по большинству потребительских товаров будет вынуждено переключиться на российские товары, так как импортные окажутся дороже.

Прогнозируя последствия создания Таможенного союза для рынка потребительских товаров, казахстанская газета «Новое поколение» отмечает, что Казахстан больше других вынужден увеличивать таможенные тарифы, так как если у России и Белоруссии они совпадают на 90%, то у него – всего на 70%. В результате с 1 января 2010 г. произойдет «весьма чувствительное для кармана потребителя повышение цен». Подорожают одежда, сельскохозяйственная продукция, фармацевтика, косметика, парфюмерия, строительные материалы, спортивный инвентарь, авиатехника, автомобили (кроме медицинских), электрооборудование, (включая сотовые телефоны) и многое другое. Так, таможенные ставки на импорт одежды вырастут в 1,5-3 раза, причем больше всего они увеличатся в нижнем ценовом сегменте. Стоимость электрооборудования увеличится на 5-10%, наручных часов – на 20%. Растоможка автомашин обойдется от 1,5 до 20 евро за куб. сантиметр двигателя. Резюмируя ситуацию, газета утверждает, что «больше всего вынужден идти на повышение пошлин главный зачинщик Таможенного союза – Казахстан». Вместе с тем, Интернет-издание «Gazeta.kz» отмечает положительные стороны введения Таможенного союза для мебельной промышленности Казахстана. По словам президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Михаила Глухова Казахстану удалось отстоять нулевые импортные ставки на мебельные комплектующие и фурнитуру, а рост ставок на древесно-стружечные плиты в размере от 5 до 15% не будет для производителей критическим. Более того, это поможет Казахстану решить проблему отсутствия собственного плитного производства. Еще один плюс – в рамках Таможенного союза республика сможет воспользоваться льготными тарифами на перевозку древесного сырья по российским железным дорогам.

Создание обширного, не стесненного национальными границами таможенного пространства позволит не только отказаться от организации дублирующих производств, но и станет дополнительным генератором экономического роста.

По оценке ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза, заместителя генерального секретаря ЕврАзЭС Сергея Глазьева формирование единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана обеспечит им к 2015 году 12-15%-й прирост ВВП. Так что экономические дивиденды для участников таможенной интеграции очевидны.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..