Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Суд над исламистами

Суд над исламистами

Турецкие разборки или как повторяется история
Аждар Куртов
04.04.2008
Суд над исламистами

В столице Турции – Анкаре - 1 апреля начались слушания в конституционном суде по делу, которое может породить кардинальную перелицовку нынешней властной генерации политиков. Инициировавшая судебный процесс прокуратура Турции добивается ни много, ни мало как роспуска Партии справедливости и развития.

При этом речь идет не о какой-то маргинальной политической партии, нарушившей, скажем, требования законодательства в отношении численности ее рядов, необходимой для регистрации и ведения открытой политической деятельности. Партии справедливости и развития – это правящая в настоящее время партия в турецком парламенте – Великом Национальном Собрании Турции, в котором она располагает внушительным большинством мандатов – 330 из общего числа в 550. Другими словами, это партия, которую поддержало на последних выборах большинство граждан Турции и которая пришла к власти, получив мандат народного доверия, а вовсе не узурпировав ее в результате фальсификаций или государственного переворота. То есть с позиций политической науки мы имеем прецедент: попытку использовать силу правового механизма разделения властей против демократической сущности парламентаризма.  

Данный судебный процесс примечателен сразу в нескольких отношениях.

В формально-юридическом смысле он демонстрирует, что в Турецкой Республике действительно существует разделение властей, и третья власть – судебная способна реально воздействовать на политику, проводимую двумя другими ветвями – законодательной и исполнительной.

 Этим могут похвастаться далеко не все современные государства, в большинстве которых принцип разделения властей лишь провозглашается, но не выполняется на практике. Для Турции это обстоятельство тем более знаменательно: ведь речь идет о стране восточной традиции, где исторически на протяжении столетий господствовала совершенно иная идеология, воспевающая целесообразность существования иной модели власти. Эта модель подразумевала не разделение, а соединение в одном целом (фигуре султана) всей полноты власти, включая и прерогативы высшей судебной инстанции.  

Наконец, знакомясь с тем, что сегодня происходит в Турции, невозможно избавиться от явного ощущения дежавю. За последние полстолетия турки с завидной постоянностью разыгрывают одну и ту же пьесу под условным названием «Суд над исламистами». Кажется, что над этой страной царит какой-то рок, вынуждая вновь и вновь всех ее граждан переживать очередной «день сурка».  

Еще в начале прошлого ХХ века Османская империя покоилась на незыблемых религиозных основах шариата. А учитывая, что владения империи османов простирались в тот период и на священные для всех мусульман места Аравии, это обстоятельство делало турок одной из самых значимых мусульманских наций в тогдашнем мире. Но все поменялось в достаточно короткий по историческим меркам период. После поражения в Первой мировой войне великая империя приказала долго жить. Создатель же современного турецкого государства – Мустафа Кемаль-паша, прозванный Ататюрком, своими реформами сотворил первое в мире ислама светское государство. Конечно, Кемалю во многом помогло то, что он был национальным героем для большинства турок, спасшим их от иностранной интервенции. Не будь этого ореола «героического отца нации», ему вряд ли удалось провести радикальные секуляристские преобразования.  

Високосный 1924 год стал для идеологии турок переломным. 29 февраля прошла последняя церемония пятничного посещения последним халифом Турции мечети в Стамбуле.

Вскоре после этого парламент Турции под председательством Кемаля фактически без долгих проволочек и обсуждения принимает ряд важнейших законодательных актов: о ликвидации халифата, изъятии вакуфного имущества, отмены системы шариатского судопроизводства.

 Непосредственным исполнителем религиозной политики нового государства стало учрежденное Управление по делам религии. Далее последовал принудительный переход населения на ношение европейской одежды. Реформа алфавита также была направлена против старой религиозной традиции. В 1926 году принимается новый Гражданский кодекс. В 1928 году из конституции изымается положение о том, что ислам является государственной религией Турции. С 1924 по 1932 год число учащихся религиозных школ уменьшилось более чем в 200 раз! Наконец, в 1937 году в тексте конституции появляется фиксация принципа светского государства в качестве фундаментального принципа, не подлежащего отмене.  

Однако уже после смерти Ататюрка ислам в Турции стал постепенно отыгрывать свое. Государство вынуждено было немного смягчить свой прежний ригоризм, вмешательство в религиозную жизнь граждан перестало быть тотальным. В некотором смысле одной из причин таких изменений была попытка властей при помощи использования религиозности турок помешать распространению в обществе радикальных левых идей. Так или нет, но ислам опять стал проникать в сферу властных отношений, как на местном уровне, так и на уровне парламента страны.  

Этот процесс привел к появлению легального политического движения, базирующегося на исламских ценностях. Первой такой партией стала созданная в январе 1970 года Партия национального порядка. Основателем этой структуры стал выпускник столичного технического университета Эрбакан. В программных документах данной партии не было четких указаний на то, что она отрицает светскую турецкую модель государственности. Оно и понятно, в тот период такая запись была немыслимой, ведь, случись такое, турецкие военные моментально «скрутили бы шею» всем членам этой организации. Но в партийной программе все же имелась недвусмысленная критика принципа светского турецкого государства: «Мы против использования светскости – гаранта свободы религии и совести – в качестве инструмента давления на религию и неуважения к верующим. Границы светскости сводятся к тому, чтобы они никоим образом не сводились к практике, сводящей этой принцип к враждебности в отношении религии».  

Но даже такая дипломатичность в формулировании партийных приоритетов не спасла тогда турецких исламистов от карающего меча правосудия.

Уже в 1971 году Партия национального порядка будет запрещена специальным вердиктом конституционного суда Турции именно за выступление против светского характера режима.

Одновременно репрессиям подверглось и руководство партии. Эрбакан, например, не раз побывал на скамье подсудимых. После военного переворота 1980 года он на восемь месяцев угодил за решетку «за враждебность к реформам Ататюрка».  

В 1987 году Эрбакана реабилитировали в политических правах, что дало ему возможность вновь встать во главе новой легальной исламистской по направленности партии – Партии благополучия. Прессинг со стороны военных исламистам удавалось обойти: они ловко меняли названия своих партийных организаций, что позволяло им перерегистрироваться по новой. Демократия в этом смысле работала на них. В 1994 году Эрбакан, возглавляя партию Рефах («благоденствие»), одерживает первую крупную победу на муниципальных выборах – он побеждает, в частности, и в Анкаре, и в Стамбуле.  

В декабре 1995 года его партия набирает 22% голосов на выборах в парламент и с лета 1996 года становится правящей, образовав тандем с Партией верного пути. Армейская верхушка вынуждена была временно смириться с этим, побуждаемая странами Запада, критиковавшими Турцию за «антидемократизм». Но терпение военных, как известно, редко бывает беспредельным. Не пройдет и года, как вновь конституционный суд Турции будет прессовать исламистов, невзирая на их поддержку электоратом. 21 мая 1997 года главный прокурор Саваш подаст иск в конституционный суд с требованием ликвидировать партию Рефах. Политику кабинета Эрбакана судьи назовут происламской и несовместимой с режимом светской власти. Причем в качестве доказательств обвинения тогда фигурировали не такие уж «смертные грехи» партии Рефах. Например, исламистам поставили в вину организацию в правительственной резиденции религиозной церемонии – трапезы с приглашением лидеров различных турецких общин и братств. Признаемся, что это не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Турецкий суд встал на сторону военных. 22 февраля 1998 года постановление суда о закрытии партии Рефах вступило в силу. Эрбакану и пяти его сподвижникам было в очередной раз запрещено заниматься политической деятельностью. Само постановление суда на 329 страницах перечисляло прегрешения исламистов. Основной вывод был категоричен: Эрбакан призывал к строю, основанному на религии.  

Турецкие исламисты пережили и этот удар. Уже в 1998 году преемницей Рефах стала новая партия Фазилет («добродетель»). Ее руководителем стал Реджаи Кутан. На выборах 1999 года она, собрав 15,4% голосов, добьется третьего по численности мандатов представительства в парламенте, став первой по значимости партией оппозиции. И опять против нее в 2000 году возбудили судебное преследование со ставшими уже традиционными обвинениями в прошариатской деятельности.  

Репрессии, в конце концов, в 2001 году задушат турецкую «Добродетель», но исламистская партия опять возродится под другим названием – Партия справедливости и развития. В конце 2002 года эта партия победит на выборах. Ее новым лидером станет Тайип Эрдоган.

В 2007 году исламисты, используя демократические процедуры, пойдут на роспуск парламента и проведение досрочных выборов, на которых они одержат еще более убедительную победу.

Это даст им возможность провести своего кандидата и на пост спикера и на пост президента Турции.  

И вновь, потерпев поражение в открытом соревновательном электоральном процессе, противники исламистов прибегли к другому процессу – судебного преследования. Прокурор Абдуррахман Яльчинкай подал иск в конституционный суд, опять требуя не только запрета самой Партии справедливости и развития, но и настаивая на пятилетнем запрете политической деятельности для всей партийной верхушки во главе с Эрдоганом. Всего в прокурорском списке потенциальных пораженцев в правах числится аж 71 турецкий политик.  

На этот раз формальные доказательства обвинения также не выглядят внушительно. Исламистам вменяют в вину утверждение в феврале парламентом правительственного законопроекта, разрешающего в вузах Турции ношение традиционного для мусульманок платка. Это ведь даже не формулировки в партийной программе. Но противники исламистов в Турции рассуждают по схеме: «коготок увяз – всей птичке пропасть»! В том смысле, что, если не дать укорот исламистам сейчас, то завтра они точно реформируют Турцию по исламским лекалам.  

Суд в Турции скорее всего будет обстоятелен в своих процессуальных действиях. Поэтому процесс растянется на несколько месяцев. Однако при любом исходе имиджу Турции, как динамично развивающейся страны, уже нанесен чувствительный удар. И этот удар вряд ли будет последним. Например, крупный европейский чиновник – комиссар по расширению ЕС уже сделал заявление, что судебный запрет на деятельность легальной правящей политической партии в Европе не будет понят, и переговоры о членстве Турции в Европейском союзе при таком исходе судебного процесса будут прерваны.  

Но турки – упрямая нация. Вероятно, они готовы в очередной раз наступить на грабли.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..