Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Россия совершенно одна...

Россия совершенно одна...

Дипломатическая война за непризнанные республики только начинается
Наталья Бурлинова
18.08.2008
Россия совершенно одна...

Итак, одна война закончилась, но тут же началась другая. Дипломатическая. И здесь у России меньше шансов на успех, чем в прямом вооруженном противостоянии, поскольку, если в ходе военных действий мы можем обойтись собственными силами, то на дипломатическом фронте - один в поле не воин, а если воин - то в режиме частичной или полной западной изоляции, как это происходит с Кубой, Ираном или Венесуэлой.

Конфликт в Южной Осетии продемонстрировал, что у нас, оказывается, совершенно нет союзников и нам, в общем-то, не на кого рассчитывать. Ни одно государство, даже из тех, кого мы привыкли считать нашими историческими партнерами, даже братьями, не выступило открыто в нашу поддержку. Возможно, слова поддержки были переданы по дипломатическим каналам, но встать на нашу сторону публично, не говоря уже о том, чтобы оказать военную или хотя бы гуманитарную помощь народу России и Южной Осетии, никто не осмелился, даже Лукашенко. Никто, кроме Кубы, единственной страны в мире, открыто поддержавшей своего бывшего, как сейчас принято говорить, стратегического партнера. (О поддержке России заявил и президент Венесуэлы У. Чавес).  

Где же политическая реакция СНГ? Где практическая реализация Статьи 4 Договора о коллективной безопасности ОДКБ о предоставлении военной помощи любому члену этой Организации, подвергшемуся агрессии, а нападение на российских миротворцев нельзя расценивать иначе как агрессию со стороны Грузии?

Вдруг оказалось, что Россия совершенно одна, и кроме как на собственную армию, флот и единство всех народов и народностей, проживающих на территории нашей страны, нам рассчитывать не приходится.

Возможно, это к лучшему - не стоит вообще никогда ни на кого надеяться. Теперь мы должны мобилизовать все свои дипломатические ресурсы, приложить максимум политического умения и влияния, чтобы и за столом переговоров действовать также твердо и решительно, как мы это делали в ходе боевых действий в Южной Осетии, чтобы подписанные Тбилиси шесть принципов соглашения о прекращении огня «по дороге» из Брюсселя до Совета Безопасности «случайно» не были бы подкорректированы нашими европейскими партнерами по лекалам Грузии.  

Вместе с тем радостно признавать, что в дни конфликта, несмотря на дипломатическое одиночество и грязную информационную компанию, развернутую Грузией и англосаксонскими СМИ против России, Москва, пожалуй, впервые после распада Советского Союза, продемонстрировала свою внешнеполитическую принципиальность и жесткость. Президент Медведев и премьер-министр Путин подали Европе четкий сигнал: Россия готова жестко отстаивать свои интересы в мире, особенно на пространстве бывшего СССР, и вам, ребята, это надо учитывать; а разговоры с Москвой с позиции силы или старшего брата больше не проходят. Саркози прилетел в Москву не потому, что Москва так нуждалась в посредничестве Европы, ведь силе посредника не надобно, а потому, что растерянная в первые дни войны Европа испугалась упустить свой шанс включиться в той или иной степени в ситуацию политического урегулирования.

Конечно, французское посредничество было нам полезно, но только с точки зрения общения с господином Саакашвили, который отныне "нерукопожатная" персона для руководства России.

 

Между тем, выстраивая свою дальнейшую внешнеполитическую линию по вопросу непризнанных республик Южной Осетии и Абхазии, российскому руководству придется учитывать несколько факторов.  

Первый фактор - США. Со значительной долей уверенности можно сказать, что нынешняя администрация Буша теперь будет проводить более жесткую линию в отношении России. Другого выхода у республиканцев нет - на носу выборы, а нынешний кандидат от республиканцев Джон Маккейн нуждается в дешевой популярности, которую он пытается повысить, как это очень часто бывает, за счет поиска внешнего врага.

Более того, поражение Грузии (представляемое Саакашвили, как победа) стало ударом по самолюбию американцев и конкретно госпожи Райс.

Продемонстрировав растерянность в первые дни войны, так и не сумев реально ничем помочь своему грузинскому сатрапу, кроме публикаций в англосаксонских СМИ пропагандистских статей времен «холодной войны» за подписью Саакашвили, нужно ожидать, что теперь американцы утроят свои усилия по дипломатической и информационной дискредитации Москвы с целью взять реванш за военное поражение грузин. Конечно, до прямого столкновения вряд ли дойдет, но политическая и дипломатическая риторика будет крайне жесткой. Усилится давление американцев и на европейские страны, прежде всего на те, чья позиция по конфликту по многим пунктам не совпадет с линией Белого Дома.  

Второй фактор - Европейский Союз. Европейский Союз, окрыленный политическим успехом миссии Саркози – «Миротворца», будет пытаться набрать еще больше политических очков за счет активной и шумной политической вовлеченности в процесс дальнейшего урегулирования ситуации. Принимая во внимание непредсказуемость режима Саакашвили, своих миротворцев в Цхинвал Брюссель вряд ли захочет отправить в ближайшее время. Разве что отдельные рьяные сторонники из числа членов ЕС будут готовы посылать своих солдат на помощь другу Михаилу. Но вот увеличить свое политическое присутствие в этом регионе за счет отправки большего количества наблюдателей вполне могут и обязательно сделают это.

Москве также нужно помнить, что для успешного отстаивания своей позиции по линии ЕС необходимо активнее использовать отсутствие у Союза внешнеполитического единства.

Задача российской дипломатии на ближайшее время должна состоять в том, чтобы изначально относительно нейтрально-лояльная реакция «Старой Европы», прежде всего Франции, Германии (чье руководство практически отстранилось от публичного комментирования ситуации и не заняло однозначно прогрузинской позиции), не поменяло своего мнения в противоположную сторону под давлением американцев, их «троянского коня» в ЕС - Великобритании и других союзников Саакашвили в Восточной Европе.  

Третий фактор - НАТО. Важно понимать, что, хотя шансы Грузии на вступление в НАТО в ближайшие несколько лет значительно упали, этот вопрос не снят с повестки дня. «Я думаю, приверженность Бухарестской декларации продолжает действовать. Союзники по НАТО решили в Бухаресте, что Грузия однажды станет членом Североатлантического альянса», - так прокомментировал перспективы Тбилиси генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер. И это действительно случится: если под давлением Запада наши войска/миротворцы будут выведены с территории Южной Осетии и Абхазии, то Грузия действительно очень скоро может вступить в НАТО.  

Четвертый фактор - интернационализация конфликта. Россия ни в коем случае не должна допустить возможной интернационализации миротворческого присутствия на Кавказе.

Нужно четко понимать - допустив на Кавказ европейских (американских, любых) миротворцев - можно будет поставить крест на интересах России в этом регионе в целом раз и навсегда.

 В случае отправки в Южную Осетию и Абхазию миротворческого контингента из Европы можно будет забыть о любой форме ассоциации этих республик с Москвой. Геостратегическую и геоэкономическую важность Кавказа, в том числе и для Запада, ни в коем случае нельзя преуменьшать, так что, как говорится - "don't even think of parking here".  

Главное: Москва должна не растерять преимуществ военной победы в Южной Осетии, но обратно - активно использовать их на переговорах с Западом и добиваться побед дипломатических и политических, при этом, четко транслируя для наших западных коллег главный и незыблемый постулат, подсказанный нам самой Историей: Кавказ - это зона российских стратегических интересов, мы будем присутствовать на Кавказе, как бы ни хотелось обратного некоторым странам.  

 

 



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.