Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Разделенный народ Европы (часть 1)

Разделенный народ Европы (часть 1)

Русины продолжают отстаивать свои права
Евгений Осадчий
20.06.2008
Разделенный народ Европы (часть 1)

О существовании на европейской этнической карте довольно многочисленного (до одного миллиона человек совокупно), но разделенного на множество частей государственными границами народа русинов, к сожалению, знают только специалисты. Средний европеец, как и средний россиянин, вообще не слышал о русинах. Между тем это один их древнейших автохтонных народов Европы, славянского корня, проживающий, согласно летописным источникам на землях от Высоких Татр на Западе, до склонов Карпат на востоке, вплоть до Среднедунайской низменности на юге.

Многие историки и филологи (к примеру, В.О.Ключевский, академик О.Н.Трубачев) считают, что земли, населенные русинами, были общеславянской колыбелью, из которой они разошлись по разным направлениям – на Балканы, к Балтике, за Днепр. Предки русин не оставили родового гнезда и, несмотря на исторические испытания, сохранили национальную идентичность даже в условиях многовекового существования в формате разделенного народа.  

Вопрос национального выживания русин, как это ни покажется парадоксальным, с особой остротой встал именно сейчас, в начале ХХI века, когда, казалось бы, на территории Евросоюза предпринимаются системные усилия по «сохранению языков и культур».

Русины, большую часть своей истории прожившие в составе Австро-Венгерской империи, хорошо познакомились с практикой ущемления национальных прав, вплоть до насильственного переселения – именно так русины оказались в Воеводине и в Хорватии. Однако в наши дни, когда большая часть народа оказалась в пределах Украины, русины почувствовали реальную угрозу своему национальному бытию - в новой демократической Украине русины не признаются национальным меньшинством и лишены каких бы то ни было признаков национально-культурной автономии. Именно эта драматическая ситуация вывела дискуссию о судьбе русинского народа на общеевропейский уровень, поскольку в рамках внутриукраинского законодательства и правоприменительной практики она не находит решения вот уже 15 лет.  

Проблема русинского народа уходит в толщу истории и без некоторого экскурса тут обойтись невозможно.  

Выдающийся ученый ХIХ века, историк и патриот края Михаил Лучкай (Поп) в шеститомной «Истории карпатских русинов» на основе глубокого анализа греческих, римских, византийских источников и произведений западноевропейских историков средневековья убедительно доказал: нынешние русины - это аборигены и автохтоны на территории возле Дуная, Тиссы и Карпат, первобытный и коренной славянский народ, который имеет свое историческое имя, свою историю и родственен с другими славянскими народами Центральной и Восточной Европы. Ученый приходит к выводу, что античные, византийские и средневековые историки называли славянские племена к востоку от Дуная «рутенами» (латинизируемое от «русины»). Это название у восточных славян в связи с княжескими междоусобиями уже в ХII веке было утеряно. Однако те русины, которые жили по эту сторону Карпат, не были подчинены князьям за Карпатами, сохраняют еще и сегодня свое историческое название. Эти русины не могли принимать активного участия в формировании как поздней Киевской Руси, так и украинской этнической и политической нации уже в ХХ веке в связи с географической оторванностью и принадлежностью к другим европейским государствам. При неблагоприятных исторических обстоятельствах им не удалось удержать заселенные ими земли от постепенного заселения более сильными славянскими и неславянскими народами. Поэтому подкарпатским русинам пришлось пережить немало чужих государственно-политических режимов, каждый из которых пытался «научно» подтвердить свое историческое право на господство в крае, а русинов выдавать за свой субэтнос или пресловутую родственную ветку.  

После Первой мировой войны территория русинского этноса по признанному Украиной Сен-Жерменскому Мирному договору (в 1919 году) была размежевана между соседними центрально-европейскими государствами, а нынешняя территория области под названием «Подкарпатская Русь» на правах широкой Автономии вошла в состав Чехословацкой Республики. В 1939 году, 15 марта русинская Автономия Подкарпатская Русь под названием – «Карпатская Украина» была провозглашена независимой в рамках Чехословацкой Федерации.

Но уже на второй день была оккупирована хортистской Венгрией.

В ходе перенесения боевых действий против фашистской Германии на Запад Подкарпатская Русь, как составная часть суверенной Чехословакии, в октябре 1944 года была освобождена советскими войсками. В июне 1945 года на основании дого¬вора Фирлингера-Молотова она вошла в состав СССР сначала как «Закарпатская Украина» со всеми государственно-автономными институциями. Этим, казалось бы, были реализованы надежды русинов, как и других малых славянских народов, на защиту со стороны России, потом СССР, от чужеземных посягательств, при сохранении их государственности.  

Однако, уже в следующем 1946 году Москвой и Киевом государственность «Закарпатская Украина» была безосновательно ликвидирована и сведена к уровню «рядовой советской» области. Принятый съездом Народных Комитетов и поддержанный частью населения Манифест о правовом и цивилизованном воссоединении Русинского края с УССР был подменен грубыми административными мероприятиями центральной власти. Была ликвидирована, без любого мотивирования, Народная Рада Русинов, «как единственная центральная власть, действующая по воле (русинского) народа на территории Закарпатской Украины», ибо такие высокие полномочия этого органа местной власти никак не устраивали центральных «воссоединителей». Русины в сталинском СССР подверглись репрессиям, прежде всего со стороны украинских властей и были подвергнуты массовой национально-культурной украинизации, охватившей все сферы национального бытия – от административно-управленческой практики, до преподавания в школах на русинском языке и выборе языка богослужений.  

При этом следует учитывать, что русинская национальность как особая категория гражданства с разным форматом национально-культурных прав признавалась практически во всех государствах, а их более 20, в состав которых в разные периоды истории входили русины.  

Все государства, в состав которых входило Закарпатье в прошлом (Венгрия, Австрия, Австро-Венгрия, Венгерская республика, Чехословакия, Югославия) без любых дополнительных условий всегда признавали русинскую национальность, вводили ее в государственный реестр при переписях населения. Так, по Переписи 1850 года на территории нынешних Закарпатья и Словакии было 440 600 русинов, а в 1900 году – 410 283 русина (уменьшение - в результате эмиграции).  

Подкарпатские русины, осознавая свою этническую общность, в течение по крайней мере двух веков добивались для себя социальных и национально- политических прав.

 Об этом свидетельствуют события и правовые документы: революция 1848 -1849 годов – «весна народов». Делегация русинов, возглавляемая выдающимся русинским политиком А. Добрянским, вручила австрийскому императору Францу Иосифу II Программу Русинской Автономии из 12 пунктов, среди них:  

признание русинской национальности в Венгрии на государственном уровне; образования в русинском крае административных округов, где государственные чиновники должны владеть русинским языком; образование русинских школ, гимназий и юридической академии, издания государственной газеты русинским языком; равноправие с другими нациями и т.д. Вершиной на пути к приобретению государственного статуса вероятно следует считать период вхождения в Чехословакию на «правах самой широкой автономии, со своим автономным Соймом».  

К сожалению, и чехословацкая власть, ссылаясь на «отсутствие местных управленческих кадров» медлила с предоставлением Подкарпатской Руси самой «широкой автономии» вплоть до 1938 года. Кстати, этот «аргумент» успешно использовала и советская центральная власть, насаждая в русинском крае свои кадры, которые не знали ни истории, ни социально-экономических особенностей края, игнорировали реальные интересы его народа. Ещё к большему сожалению, эта практика продолжается и в условиях независимой Украины.  

В октябре 1938 года Национальное Собрание Чехословакии приняло законы о ее федеральном устройстве, согласно которым Чехия, Словакии и Подкарпатская Русь приобретали статус отдельных государств (как конфедерация). Но уже 14 марта 1939 года Словакия провозгласила суверенитет и выход из федерации, чем отрезала Подкарпатскую Русь от Чехии. 15 марта 1939 года. созванный Сойм (русинский Парламент) Подкарпатской Руси, принял Закон о переименовании Русинской Автономии в суверенную республику под названием «Карпатская Украина» (название принято под давлением Берлина и галицких сечевиков), избрал состав правительства, ее президента в лице священника Августина Волошина. Однако, через день республика была оккупирована венгерскими войсками.  

Последующие военные действия и освобождение от фашизма, в котором русины принимали самое активное участие, перевернули ход событий и накрепко увязали судьбу русин с Украиной.  

Воля народа была все же иной - 18 ноября 1944 года православные провели всекраевое собрание, на котором решили просить о вхождении в СССР в качестве союзной прикарпатской русской республики.

 Руководство Советского Союза решило иначе, в результате чего всех записали украинцами. При этом была запрещена и русинская национальность. Как считают русины, Москва своим решением нанесла весьма болезненный удар. Между тем, автономная Карпаторусская Православная Церковь (и, в свою очередь, большая часть греко-католиков) добровольно перешла из-под омофора Сербского Патриархата в Патриархат Московский.  

В разных государствах русины в разные периоды обладали различным статусом и связанным с этим набором прав и возможностей для национального развития. В Сербии, к примеру, русины обладают сегодня не только всеми общегражданскими правами, но и широкой национальной автономией на территории Воеводины, где их проживает около 40 тысяч человек. Они имеют свои школы, газеты, канал на телевидении, театр, художественную галерею и музей, получают целевое финансирование на национальные программы, а главное, сохраняя национальную идентичность, интегрированы в государственную жизнь Сербии.  

В современной Словакии русин называют «тихим меньшинством». Это преимущественно крестьянское население компактно проживающее в Пряшевской Руси, сейчас имеет весь перечень национально-культурных возможностей для сохранения своей самобытности. Но так было не всегда. В предвоенные годы были попытки культурной «цивилизации» и ассимиляции русин. После 1945 года национальные учреждения русин и здесь стали именовать «украинскими». На украинском же языке ставились пьесы в национальном русинском театре. И только в последние 10 лет справедливость в отношении русин в Словакии восстановилась. Они пользуются всеми гражданскими и национально-культурными правами, предусмотренными Европейской хартией региональных языков и меньшинств также и в Польше, и в Венгрии, и в Чехии. Важно отметить, что в 20-30 годы ХХ века именно чешскими учеными была проделана большая работа по изучению Подкарпатской Руси, языка, этнографии, культуры, природы. Чешские исследователи открывали для всей Европы богатства этого края и, как справедливо признается и самими русинами, сделали для этого народа много больше, чем правительство, тормозившее процессы автономизации края. Чехи, которые сейчас приезжают на знакомые места, бывают просто поражены драматическим ухудшением качества жизни народа, его правовым положением. Как написал о Подкарпатской Руси переводчик и писатель Франтишек Бенгарт: «покрыта рубцами вплоть до отчаяния от тех украинизированных местных названий, стоит летаргически покорная в бессмысленных очередях перед окошками бюрократов, которые верно продолжают советскую волокиту…»  

Положение современных русинов на Украине характеризуется целым комплексом взаимосвязанных проблем, которые невозможно эффективно решить без пересмотра самого статуса русинов в составе народов Украины. 

Первое и, можно сказать, системное нарушение это – непризнание за русинами на Украине статуса национального меньшинства и связанные с этим нарушения всего спектра прав национально-культурной автономии Подкарпатского края.

В этот печальный комплекс входят не только вопросы, связанные с языком, культурой, социальным статусом и социальными возможностями, но также и вопросы свободы вероисповедания, свободы хозяйственной и предпринимательской деятельности и, в конечном счете, вопрос незаконной варварской эксплуатации природных богатств края при гражданской и культурной дискриминации коренного населения – русинов.  

Все эти процессы взаимосвязаны: вытеснение русинской народной культуры, игнорирование достижений русинской литературы, исторической науки, центрально-европейской ментальности народа путем подмены понятий «русинская» на «украинская», «перелицевания» и фальсификации истории. Практика порочить их носителей - местных русинов приводит к гражданской дискриминированности одних и безнаказанности других - их гонителей. Новый проект mr-casino.ru поможет вам окунуться в мир азарта 

Как часто бывает, следствия и причины меняют местами. Отсталость края, возникшую в результате бесхозяйственности и дискриминации местного населения, провозглашают коренной чертой русинского народа. Автор «Истории Украины» О.Субтельный, справедливо подчеркивая парадоксальность возникновения так называемой «Карпатской Украины» на территории Подкарпатской Руси, пишет, что среди всех западноукраинских земель «этот регион был менее всего развитым в общественно-экономическом, культурном и политическом отношении». Все достижения в области культуры, науки тотчас же приписываются себе. Нынешние фальсификаторы истории края даже русинского подвижника Г.Лучкая, великого «будителя» русинов Александра Духновича называют «украинцами», в то время, как этого этнонима в годы их жизни и творчества вообще не существовало.  

Еще в процессе «вхождения» Закарпатья в состав СССР вопрос принадлежности русинов был решен административным путем, без принятия любого юридического документа и учета воли и желание населения и уровня его национального самосознания: всех русинов механически переписали в украинцев. Этим самым было вычеркнуто само название национальности «русины», что веками служило заслоном от окончательной ассимиляции подкарпатского русинского народа. Были отброшены богатейшие пласты культуры, народного образования, русинского языка, обычаев, традиций, которые формировались в течение веков, то есть все то, что имел в виду великий «будитель» Александр Духнович, завещая русинам «не забудьте о своем». В обстановке страха, запугивания, выселения недовольных в Сибирь, с одной стороны, и образованием государственности «Закарпатская Украина», - с другой стороны, местное русинское население вынуждено восприняло эту акцию терпеливым молчанием. Кстати, точно так вытесняют из сознания людей правду и сегодня, просто методы оболванивания сегодня более действенные и масштабные.  

Особенное давление испытывает русинский язык, который был выброшен из образования, прессы, радио, официального употребления.

 В школах, других учебных заведениях получил распространение дискриминационный срок «засорения» языка учеников, студентов, учителей, преподавателей, а также оскорбительные ярлыки. В этом - одна из причин того, что по количеству специалистов с высшим образованием и студентов вузов Закарпатье занимает последнее место в Украине.  

От решения этнокультурных проблем края самоустранились органы власти, предоставив пространство для продолжения фальсификации русинской истории и культуры, дальнейшей дезориентации общественности Украины. «Доводы» антирусинов базируются на ими же выстроенной провокационной «триаде»: во-первых, навязывание русинскому движению ярлыка «политического русинства»; во-вторых, обвинение русинов в антиукраинстве; в-третьих, обвинение в попытке выйти из состава Украины и присоединиться к другому какому-то государству, то ли к Будапешту, Праге, то ли к России. Все это, понятно, политические спекуляции. Ни одна из русинских общественных организаций никогда, нигде даже не обсуждала этих вопросов, не ставила их ни в одном документе. Цель этих провокаций ясна - дезориентировать общественность относительно благородных целей этнического русинства, остановить процесс культурного и социально-экономического возрождения края, перечеркнуть любое упоминание о русинах как исторических его хозяевах, которые сберегли свою землю и язык и с этим богатством присоединились к Украине. Национальная идентификация - это дело совести каждого.  

Трудолюбивость и работоспособность, толерантность и культура межнационального общения, добропорядочность и доброжелательность, уважение к государству и его законам - основные качества национального характера русинов. А национальный характер, согласно новейшим научным выводам, генетически изменяется лишь в течение нескольких веков, в десятках поколений. Поэтому всякие попытки искусственно сделать русинов этническими украинцами вредят консолидации общества,формированию полиэтнической украинской нации. Русин как патриот, сознательный гражданин Украины, намного ценнее для общества, чем деэтизированное лицо, способное продать «за чечевичную похлебку» свое первородство, а с ним - и будущее своих детей и внуков.  

 

Окончание следует... 

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..