Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Последний русский премьер

Последний русский премьер

На прошлой неделе пост главы правительства Киргизской Республики покинул Игорь Чудинов
Александр Шустов
30.10.2009
Последний русский премьер

Президент Киргизии Курманбек Бакиев, переизбранный в июле этого года на второй срок, приступил к исполнению своих предвыборных обещаний. Первым среди них стала масштабная реформа системы государственного управления, призванная сократить количество чиновников, снизить расходы на содержание органов власти и повысить эффективность их деятельности. Помимо существенного укрепления «президентской вертикали» в этой республике, получившей в свое время название «острова демократии» Центральной Азии, реформа привела к отставке возглавляемого Игорем Чудиновым правительства, заслужившего со стороны местных обозревателей оценки как одного из самых профессиональных за всю историю Киргизии.

Логика же формирования властных элит в государствах региона свидетельствует о том, что Игорь Чудинов вполне может стать последним «русским премьером» Центральной Азии.

Инициированные К. Бакиевым преобразования затронули всю систему высшей исполнительной власти Киргизии, включая администрацию президента. Вместо нее создается институт президента, в состав которого войдут аппарат президента, секретариат, центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, а также два координационно-совещательных органа - президентское совещание и совет развития. Кроме того, в состав института президента входят два должностных лица - государственный министр иностранных дел и государственный советник президента по вопросам обороны, безопасности и правопорядка. Из состава правительства в подчинение президента переводятся министерство иностранных дел, госкомитет национальной безопасности, преобразуемый в службу национальной безопасности, служба финансовой полиции и государственная регистрационная служба, в рамках которой будут сосредоточены все функции регистрации и учета, включая регистрацию автотранспорта, недвижимости, актов гражданского состояния и выдачу паспортов. Главным экспертно-аналитическим органом будет являться Институт стратегического анализа и оценки, который функционально подчиняется секретариату президента.

В составе правительства вместо прежних семнадцати остается четырнадцать министерств: финансов, юстиции, обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, энергетики, экономического регулирования, сельского хозяйства, природных ресурсов, транспорта и коммуникаций, госимущества, здравоохранения, образования и науки, труда, занятости и миграции. На аппарат возлагаются функции мониторинга, анализа и контроля деятельности правительства, включая реализацию регулятивной, территориальной, внешней, отраслевой политики, изменения в структуре и содержании работы кабинета министров. Помимо министерств правительству будут подчинены семь агентств (антимонопольного регулирования, охраны окружающей среды и лесного хозяйства, социального обеспечения, связи, физической культуры и спорта, архитектуры и строительства, культуры), шесть государственных служб (пограничная, налоговая, таможенная, исполнения наказаний, финансовой разведки, надзора и регулирования финансового рынка), а также два фонда - государственных материальных резервов и обязательного медицинского страхования. Руководить работой правительства помимо премьер-министра будут три вице-премьера.

Большинство наблюдателей сходятся в том, что основной смысл проводимой в Киргизии реформы высших органов исполнительной власти заключается в значительном усилении властных полномочий президента и сокращении – кабинета министров.

С точки зрения обозревателя киргизского информационного агентства «24kg» Данияра Каримова «новая структура кабинета министров, озвученная президентом, очевидно, сосредотачивает контроль и управление в руках главы государства», правительству же «достаются исключительно исполнительские обязанности», так как «векторы… политики - внутренней, внешней, экономической и национальной безопасности - будет определять сам глава государства и вновь образованный институт президента». Суммируя итоги преобразований, он отмечает, что «президент… очевидно, усилил свои позиции, сконцентрировав вокруг себя ключевые фигуры и ведомства», полагая, что «это позволит ему осуществить до конца срока обещанные реформы и способствовать обновлению страны». По мнению же бишкекского корреспондента «Независимой газеты» Григория Михайлова, с помощью назначения нового премьер-министра К. Бакиев, возможно, готовит себе преемника на следующих президентских выборах 2015 г, участвовать в которых он уже не сможет.

Одновременно с озвученным президентом планом преобразований подал в отставку глава прежнего кабинета министров И. Чудинов, руководивший работой правительства с 24 декабря 2007 г. И хотя большинство членов его правительства сохранили свои посты, новое место работы И. Чудинова до сих пор неизвестно. В истории независимой Киргизии он был вторым русским премьер-министром. Первым стал Николай Танаев, возглавлявший в 2002-2005 гг. правительство при президенте А. Акаеве.

Назначение в мае 2002 г. главой правительства профессионального строителя Н. Танаева аналитики связывали со стремлением президента удержать в Киргизии этнических русских, массово покидавших республику на протяжении предыдущего десятилетия.

После «революции тюльпанов» в Киргизии на него было заведено уголовное дело по обвинению в незаконной растрате государственных средств, однако в республику он так и не вернулся. В настоящее время Н. Танаев является председателем совета директоров ОАО «Общественно-деловой центр «Охта», который занимается возведением знаменитого газпромовского небоскреба в Санкт-Петербурге.

Схожим образом складывалась и карьера Игоря Чудинова. В отличие от Н. Танаева, родившегося в Пензенской области, И. Чудинов является коренным жителем Киргизии. Будущий глава киргизского правительства родился 21 августа 1961 года в столице республики, носившей тогда название Фрунзе. В 1983 г. он окончил Кыргызский государственный университет по специальности математик. В 1980-е гг. работал инженером-программистом на Фрунзенском заводе ЭВМ имени 50-летия СССР, секретарем комсомольской организации завода, первым секретарем Октябрьского райкома комсомола, затем - вторым секретарем центрального комитета республиканского комсомола, а в начале 1990-х гг. - членом бюро ЦК ВЛКСМ СССР и председателем его экономической комиссии. С 1994 по 2005 г. являлся частным бизнесменом. Карьера И. Чудинова в органах власти началась с назначения его в апреле 2005 г. генеральным директором ОАО «Кыргызгаз». Именно опыт руководства этим ключевым для республики в условиях энергетического кризиса предприятием стал решающим при назначении его в феврале 2007 г. министром промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизии, а в январе 2008 г. – главой правительства.

Правительство И. Чудинова запомнилось наблюдателям как одно из наиболее профессиональных и успешных, хотя его деятельность пришлась на период тяжело отразившегося на республике глобального экономического кризиса. По оценке Д. Каримова «возглавленное им правительство сконцентрировало внимание не на праздных дебатах…, а на экономическом развитии», результатом чего стало «стремительное продвижение Кыргызстана в рейтинге Doing Business, возросший объем инвестиций и экономическая стабильность». К заслугам правительства И. Чудинова он относит успешную борьбу с инфляцией на протяжении 2009 г., снижение государственного регулирования экономики, в том числе сокращение количества лицензий и других разрешительных документов, что привело к оживлению предпринимательской деятельности, а также «затишье вокруг борьбы различных кланов и группировок за контроль над правительством».

Последнее обстоятельство связано с тем, что, будучи этническим русским, И. Чудинов «считался компромиссной фигурой для местного истеблишмента», демонстрируя «свою непричастность к подковерной борьбе и региональному противостоянию, свойственным представителям титульной нации».

Резюмируя его деятельность, И. Каримов отмечает, что «отставка Игоря Чудинова… может оказаться для правительства республики значимой потерей», а новым местом его работы, также как и Н. Танаева, вполне может оказаться «Газпром».

Личность нового премьер-министра, которым стал бывший глава администрации президента Данияр Усенов, вызывает у аналитиков гораздо более противоречивые оценки. Будучи по профессии офицером-связистом, в 1982-1984 гг. он служил начальником узла связи штаба Уральского военного округа, затем работал инженером на Кара-Балтинском горно-рудном (урановом) комбинате. В 1990-е гг. занимал различные должности в местных органах законодательной и исполнительной власти, был генеральным директором финансово-промышленной корпорации «Эридан», во второй половине десятилетия являлся депутатом, вице-спикером и председателем комитета по налогам, сборам, пошлинам, банкам и банковской деятельности Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента) Киргизии. В 2000 г. он был снят с выборов в парламент в связи с недекларированием всего недвижимого имущества и занял пост председателя совета директоров ЗАО «Инэксимбанк». В связи с судебными разбирательствами Д. Усенов был вынужден уехать в Казахстан, а после «революции тюльпанов» вернулся в Киргизию. В течение нескольких лет он занимал должности первого вице-премьера, мэра Бишкека, председателя фонда развития и руководителя президентской администрации.

Проведенный агентством «24kg» опрос политиков и общественных деятелей Киргизии по поводу кандидатуры нового премьер-министра выявил самые разные взгляды. Однако, при наличии ряда положительных отзывов о нем как опытном политике, бизнесмене и грамотном экономисте преобладает настороженное отношение, связанное, главным образом, с его прежним опытом работы. По словам главного редактора газеты «Московский Комсомолец - Кыргызстан» Улугбека Бабакулова, «Если выбирать из двух зол меньшее, то Игорь Чудинов был предпочтительнее, поскольку не вызывал такого раздражения у общества, как кандидатура Данияра Усенова. Последний, если не ходить далеко, памятен… противостоянием целого ряда чиновников, а в более давние сроки - финансированием бесплодных поисков акаевских миллиардов. Естественно, первой на ум приходит мысль, что человек попытается отработать потерянные миллионы. Второе: Усенов - это фигура приходящая. На период определенных потрясений и проведения каких-то непопулярных в стране реформ».

В условиях переподчинения большинства силовых структур президенту страны задачей нового премьера, как отмечает большинство наблюдателей, станет решение социально-экономических проблем. Однако, программа экономических действий нового правительства пока не ясна. Единственное программное заявление, сделанное новым премьер-министром – резкое сокращение числа правительственных чиновников. По словам Д. Усенова, аппарат правительства будет сокращен на 30-40 процентов, снизится и количество функционирующих отделов. Что же касается конкретных мероприятий нового правительства, они пока остаются тайной за семью печатями.

В течение последнего полувека для динамики политических элит Киргизии характерно чередование у власти северных и южных кланов.

Так, с 1950 по 1961 гг. пост первого секретаря ЦК республиканской компартии занимал южанин И. Раззаков, в 1961-1985 гг. - северянин Т. Усубалиев, в 1985-1990 гг. - снова южанин А. Масалиев, которого в 1990 г. сменил выходец из влиятельного северного племени сарыбагыш А. Акаев. С приходом к власти А. Акаева в республике начался длительный период политического господства северян. Выходцы из племени сарыбагыш и талассцы, с которыми А. Акаев был связан через свою жену Мариам, принадлежавшую к клану традиционных правителей Таласской долины, доминировали в администрации президента и правительстве, в то время как среди депутатов Законодательного собрания преобладали представители других этнорегиональных группировок. В ходе «тюльпановой революции» к власти в Киргизии пришел влиятельный южный (джалал-абадский) клан, представителем которого является избранный в июле 2005 г. президентом республики К. Бакиев. В настоящее время большинство руководителей центральных органов государственной власти составляют представители двух южных кланов – ошского и джалал-абадского, причем позиции последнего особенно сильны.

В условиях доминирования одного из кланов должность премьер-министра в Киргизии на практике является больше технической, а непродолжительный период работы большинства кабинетов объясняется, как правило, борьбой внутри элитных группировок. При этом назначение главой правительства представителя «не своего» клана является удобным в связи с тем, что на него можно списать все промахи и неудачи во внутренней и внешней политике, в очередной раз сменив правительство. Впрочем, в других государствах региона практика назначения этнических русских руководителями кабинетов министров вообще отсутствует. Исключением является лишь Казахстан, где на протяжении 1991-1994 гг. правительство возглавлял С. Терещенко. Поскольку же проживающие в этом регионе русские не включены в кланово-этнические связи местного населения, а их численность со временем все больше сокращается, И. Чудинов вполне может оказаться последним «русским премьером» Центральной Азии.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.