Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024

Пираты XXI века

Захвачено судно с россиянами на борту
Лев Паршин
28.05.2008
Пираты XXI  века

Вечером 26 мая в нейтральных водах Аденского залива у побережья Сомали вооруженные пираты захватили сухогруз «Амиа скан» компании Dutch Reider Shipping. В заложники взяты девять членов экипажа – четверо россиян, в том числе капитан судна, и пять граждан Филиппин.

Район, в котором произошел инцидент, относится к числу самых опасных для торгового и пассажирского судоходства. В Сомали - а эта восточноафриканская страна является одной из беднейших в мире – уже много лет полыхают вооруженные конфликты, царит разруха, почти полностью развалена централизованная государственная власть. Население доведено до крайней черты бедности и отчаяния.

В этих условиях здесь нет недостатка в вооруженных бандах, готовых на самые дерзкие разбойные нападения, в том числе и в открытом море.

Только за последние два года в этом районе захвачено около 40 судов – японский танкер, французская яхта, китайское рыболовецкое судно, транспорт, зафрактованный ООН для доставки гуманитарных грузов и многие другие. Международное бюро судоходства строго предупреждает мореплавателей о необходимости соблюдать крайнюю осторожность и бдительность в этих широтах и предлагает капитанам не подходить ближе, чем на 100 миль, к берегам Сомали.  

Моряки, конечно, знают об опасностях, которые подстерегают их в районе Аденского залива, но руководствуются, вероятно, экономическими соображениями или указаниями судовладельцев – пройти кратчайшим путем, быстрее доставить груз.  

Наверное, такое решение было принято и на мостике «Амиа скан» - голландского судна, зафрактованного датской компанией, шедшего под панамским флагом и доставлявшего из Кении в румынский порт Констанцу списанную буровую платформу для нефтедобычи.  

Может возникнуть вопрос: а зачем пиратам нефтяная платформа? Что они будут с ней делать?  

Платформа им действительно не нужна. У них другой интерес. И тут надо сказать о том, что в наше время институт морского пиратства, если можно так назвать это занятие, существенно изменился. Морской разбой XVII-XVIII веков был, выражаясь современным языком, крупным проектом великих держав того времени, в первую очередь Англии и Испании. Эти страны боролись между собой за золото и серебро, транспортируемые из Америки в Европу. Для пиратов строились и оснащались самые мощные корабли. Удачливых бандитов, доставлявших монархам богатую добычу, щедро вознаграждали деньгами и титулами, их «подвиги» героизировались и романтизировались. Отголоски такого отношения дошли и до нас - в песнях о том, как вьется на ветру веселый Роджер, как люди Флинта гимн морям поют.  

Постепенно Европа цивилизовалась и, наконец, осознала, что грабеж и вооруженный разбой – дело, пожалуй, нехорошее. Была подписана международная декларация, корсарство было запрещено международным правом. Истории о том, как пиратские бригантины поднимают паруса, казалось, остались только в студенческом фольклоре.  

Однако ныне мы вдруг снова все чаще и чаще стали слышать о невероятных по дерзости налетах на невоенные суда. Такие нападения происходят чуть не каждый день - у побережья Африки, в морях Юго-Восточной Азии, в Карибском море.

У современных пиратов нет больших кораблей.

Они налетают на свои жертвы на быстроходных катерах, а иногда подкрадываются на примитивных лодчонках. Применяя оружие или угрожая им, они захватывают судно. Разбойники не брезгуют почистить содержимое судовых сейфов, отобрать у экипажа и пассажиров ценные вещи. Но груз – вроде нефтяной платформы – им не нужен. Их главная цель – захватить судно и заложников, упрятать их в надежном месте, а потом требовать за них выкуп.  

Наши соотечественники уже не в первый раз попадают в такую переделку. В начале нынешнего года сомалийские пираты захватили, а потом освободили буксир «Свитцер Корсаков», следовавший из Петербурга на Сахалин. На борту его находилось четверо российских моряков, инженер из Ирландии и капитан из Британии. Власти Сомали заявили, что похитители согласились на освобождение судна после получения выкупа в размере 700 тыс. долларов США.  

Пиратство XXI века, таким образом, все более похоже по своему характеру на обыкновенный терроризм. И становится такой же общей угрозой для всего международного сообщества. Но общих мер борьбы с ним пока не выработано. Во всяком случае, в том, что касается проблемы вызволения заложников. Одни страны – как, например, Англия, - категорически отказываются вести какие либо переговоры с похитителями людей и идти на уступки им, мотивируя это тем, что тем самым они поощрили бы их к новым актам терроризма. С другой стороны, Израиль за одного своего захваченного солдата готов выпустить из тюрем несколько сот палестинцев.  

Какую линию займет Москва в связи с захватом российских граждан у берегов Сомали – пока не ясно. МИД РФ в течение первых двух дней после случившегося не сделал никаких заявлений. Это и не удивительно. Ведь в Сомали нет ныне никаких загранучреждений нашего внешнеполитического ведомства. Следовательно, не с кем вступать в контакт, не у кого получить необходимую информацию.  

Можно предположить, что спасти попавших в беду людей сможет компания-судовладелец. Ее представители уже начали деликатные переговоры с захватчиками. Есть надежда, что те согласятся отпустить своих пленников, а может быть и вернуть судно. Но не за просто так. Пираты рассчитывают на большой выкуп.  

Каждый раз, когда государственные или частные структуры откупаются от бандитов, они тем самым подогревают их жажду к новым и новым авантюрам.

Международному сообществу и, прежде всего, крупным морским державам придется все плотнее и плотнее заниматься этой проблемой.  

Боевые корабли российского ВМФ с недавних пор возобновили свое присутствие во всех регионах Мирового океана, особенно в районах интенсивного рыболовства и судоходства. США, Англия, Франция и другие страны также усиленно патрулируют побережья всех континентов. Последний инцидент с захватом голландского сухогруза дал повод представителю ВМФ России, помощнику главкома капитану первого ранга Игорю Дыгало заявить: «Координация усилий военно-морских сил в зонах, подверженных пиратству, поможет частично решить эту проблему. ВМФ России в последние годы активно участвует в международных учениях, во время которых отрабатываются, в частности, вопросы борьбы с пиратством на море». Он напомнил: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет, что государства должны вести борьбу с пиратством.  

В годы холодной войны мир постоянно находился на грани ядерной войны. Сейчас риски другие - бесконтрольное расползание оружия массового уничтожения, международный терроризм, крупные техногенные катастрофы, кровопролитные региональные и межэтнические конфликты. К числу таких общих для цивилизованного мира угроз следует отнести и пиратство XXI века. Это вызов, на который еще предстоит дать ответ.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.