Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Нагорный Карабах и ООН

Нагорный Карабах и ООН

Есть ли у НКР достаточные основания для членства в Организации Объединенных Наций
Рубен Заргарян
18.03.2008
Нагорный Карабах и ООН

По инициативе делегации Азербайджана 14 марта 2008 г. 62-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла рекомендательную резолюцию по Нагорному Карабаху. За резолюцию проголосовало лишь 39 государств, против – 7, воздержалось – 100 государств.

За проголосовали: Афганистан, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Колумбия, Коморские острова, Джибути, Гамбия, Грузия, Индонезия, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливия, Малайзия, Мальдивы, Молдавия, Марокко, Мьянма, Нигер, Нигерия, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Турция, Тувалу, Уганда, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан, Йемен. Против азербайджанской резолюции: Ангола, Армения, Франция, Индия, Россия, США, Вануату. Таким образом, международное сообщество фактически не поддержало позицию Азербайджана по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта, в которую входят Россия, США и Франция, проголосовали против данного проекта. «В совместном заявлении по мотивам голосования они аргументировали свою позицию односторонностью, несвоевременностью и контрпродуктивностью такого шага азербайджанской стороны», - указано в заявлении МИД РФ.  

ООН вместо обсуждения азербайджанских документов, вводящих мировое сообщество, мягко говоря, в заблуждение, было бы более логично принять решение о приеме Нагорно-Карабахской Республики в эту организацию. Почему?

Во-первых, глава № 4 Устава ООН гласит: членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств, которые принимают на себя обязательства следовать всем требованиям настоящего Устава и, по мнению организации, могут и хотят следовать этим принципам. Смысл этой формулы, известной как принцип всеобщности членства, на деле весьма прост: любая страна, которая желает и способна следовать требованиям ООН, имеет право вступить в ООН. Очевидно, что НКР отвечает этим условиям, обладает возможностями и желает играть в мировом сообществе позитивную роль, но при этом до сих пор не участвует в деятельности ООН. Подчеркну, что многие вновь возникшие государства вступали в ООН без всяких признаний с чьей бы то ни было стороны, тем более, что этого и не требует Устав ООН.  

Во-вторых, НКР должна быть представлена в ООН во имя восстановления в международном сообществе основных человеческих прав и достоинства граждан НКР. «Всемирная Декларация прав человека» 1948 года, «Международный Пакт о гражданских и политических правах» 1966 года и принятый в том же году «Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах» подчеркивают: каждый человек имеет право участвовать в политической, культурной и экономической деятельности. Этот принцип является основным условием сохранения достоинства человека. Эти права отличны от тех обычных прав, которые обязано обеспечить человеку каждое правительство. Граждане НКР обладают у себя в стране всей полнотой прав, и здесь им не требуется поддержки извне. Однако, НКР лишена своего законного места в мировом сообществе и ООН и следовательно лишена права на участие в политической, экономической и культурной жизни мирового сообщества, а это значит, что ущемляются права жителей Нагорного Карабаха. Если мировое сообщество действительно привержено идее прав человека, то оно не может далее продолжать мириться с подобным положением и должно как можно быстрее предпринять шаги, направленные на устранение нарушения прав жителей НКР.  

В-третьих, руководство Азербайджана никогда не имело прав на управление Нагорным Карабахом, никогда не избиралось народом Нагорного Карабаха, никогда не выражало интересов народа НКР и тем более не представляет НКР в ООН. Не имея представительства в ООН, народ Нагорного Карабаха лишен права участвовать в принятии решений, которые могут оказать глубокое влияние на его общественное развитие, экономику и безопасность. ООН не может игнорировать тот факт, что азербайджанское правительство не способно и не правомочно представлять граждан НКР.  

В-четвертых, ООН следует признать готовность и способность НКР внести вклад в развитие мирового сообщества. Делать вид, что НКР не существует, нереалистично и непрактично. И несмотря на это, руководство Азербайджана требует от мирового сообщества делать вид, что НКР не существует. Это приводит к различным несуразностям. В публикациях ООН не содержится статистических данных об НКР, что лишает народы мира точного представления о реальной ситуации на Южном Кавказе.  

В-пятых, НКР должна быть членом ООН и потому, что ООН тогда сможет утвердить свой нейтралитет, обеспечив представительство обоим государствам, образовавшимся на территории бывшей Азербайджанской ССР. ООН неосмотрительно поспешила с принятием только одного Азербайджана. В свое время в 1920 году Лига Наций и международное сообщество аргументированно не признали «Азербайджанскую Демократическую Республику». Лига Наций отклонила ее заявление с просьбой о членстве в этой организации. Лидер Белого движения в России генерал А.И.Деникин в своих «Очерках русской смуты» писал: «Все в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимающая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность». (А.И. Деникин. Очерки русской смуты. М. 2003. т.4. С.235).  

Статус Азербайджана вызывал серьезные сомнения и при решении вопроса о приеме в СНГ.

 Россия и Белоруссия в 1991 году на саммите по вопросу включения бывших советских республик в состав СНГ первоначально отказались принять Азербайджан в состав СНГ.  

Позиция Азербайджана противоречит документам ООН. В Декларации о принципах международного права (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 от 24 октября 1970 года) отмечено, что создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, является формами осуществления этим народом права на самоопределение. В Декларации подчеркивается, что каждое государство обязано незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением принципа самоопределения и основных прав человека и противоречит Уставу ООН.  

В-шестых, большое значение в правовом и нравственном обеспечении государственной независимости НКР имеет фактор политики систематического и целенаправленного геноцида властей Азербайджана в отношении армян Нагорного Карабаха и Азербайджана. Факты геноцида по отношению к армянам в Азербайджане настолько очевидны и вопиющи, что даже если бы не было иных правовых основ для провозглашения государственной независимости НКР, этого уже было бы достаточно.  

В-седьмых, Нагорный Карабах (Арцах) является одним из древнейших государств на территории Кавказа. После того, как большая часть Армении в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества Нагорного Карабаха фактически оставались независимыми. В 1813 году по Гюлистанскому договору Карабах как самостоятельная армянская территория вошел в состав России. Важно подчеркнуть, что азербайджанского государства никогда ранее не существовало. Впервые азербайджанское государственное образование возникло в 1918 году.  

В-восьмых, участие НКР в ООН необходимо и потому, что это поможет предотвратить реализацию планов азербайджанского руководства использовать силу против НКР. На международном сообществе лежит большая ответственность за сохранение мира в регионе. К сожалению, азербайджанское руководство отказывается исключить возможность применения силы против НКР. Одной из важнейших проблем, стоящих перед НКР, является обеспечение безопасности ее народа. Всякое нормальное государство должно защищать себя от столь очевидной угрозы при помощи одного из двух способов - военного или дипломатического. Не позволяя НКР участвовать в работе ООН, азербайджанское руководство лишает НКР орудия дипломатии. Как следствие, НКР вынуждена полагаться в значительной мере на оборонные средства.  

В-девятых, НКР должна быть в ООН также и потому, что, по сравнению с Азербайджанской Республикой, она занимает более конструктивную и миролюбивую позицию на переговорах по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Членство НКР в международных структурах будет способствовать скорейшему урегулированию азербайджано-карабахского конфликта.  

Рубен Заргарян - кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.