Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
На пути к Новой Ялте

На пути к Новой Ялте

Москва и Вашингтон начинают геополитические торги
Венсан Жовер
05.03.2009
На пути к Новой Ялте

«Для нас эпоха “после Буша” начинается уже сегодня. На данный момент все готово для начала больших геополитических торгов между Вашингтоном и Москвой», - заявил один высокопоставленный российский представитель на прошедшей недавно в Мюнхене конференции по безопасности, «Давоса» военной и дипломатической элиты.

Фактически в Мюнхене Россия и США объявили о том, что после восьми лет напряженности и обострений в отношениях двух стран они собираются сесть за стол переговоров и обсудить все острые темы от Ирана и системы ПРО до Афганистана и договора о стратегических вооружениях. Во что же выльются все эти обсуждения, этот стратегический покер? Неужели мы на пути к Новой Ялте?  

Дипломатический балет  

Возобновление диалога было прекрасно срежиссировано. На эту конференцию Барак Обама и Владимир Путин отправили своих заместителей: со стороны США – обладатель белозубой улыбки и крепкого рукопожатия вице-президент Джо Байден; от России – с неизменной сигаретой «Мальборо» и взглядом ястреба, вице-премьер премьер-министра В.Путина, генерал КГБ в отставке, Игорь Иванов. В воскресенье утром они встретились в одной фешенебельной мюнхенской гостинице. И, как и подобает птицам такого полета, сначала присматривались друг к другу. По завершении встречи – первой встречи на высшем уровне представителей российской и американской администрации после избрания Б. Обамы – оба продемонстрировали свою коронную хищную улыбку. А фотографы запечатлели их рукопожатие как символ начала новой эры. Новой разрядки напряженности?  

Первое па в этом хорошо поставленном дипломатическом балете, еще накануне встречи, исполнил Джо Байден. В своей первой зарубежной речи он подтвердил, что американская дипломатия собирается задать «новый тон» своим «отношениям с мировым сообществом» и в особенности своим отношениям с Москвой. «Мы собираемся нажать на кнопку повторного запуска», сказал он собравшейся публике, с облегчением дослушавшей фразу, «пересмотреть ситуацию в тех многочисленных областях, где мы можем и должны сотрудничать » с Кремлем.  

Затем последовало второе па в исполнении Сергея Иванова. «Речь вице-президента Байдена очень позитивна, - заявил он после встречи с последним. - Очевидно, что новая американская администрация испытывает большое желание к изменению курса. И мы со своей стороны готовы к сотрудничеству с ней». А ведь два года назад речи были совсем иными. В тех же самых стенах Владимир Путин произнес очень жесткую речь, хорошо врезавшуюся в память. Тогда он говорил об Америке как о «страшном волке», который «никого не слушает».  

Дело в том, что при Буше напряженность между Белым Домом и Кремлем лишь нарастала, и временами казалось даже, что возвращение холодной войны уже не за горами. Чья в том вина? Прежде всего, Америки. Неоконсерваторы решили пренебречь Россией и не считаться более с мнением этой ослабевшей супердержавы. Буш начал войну в Ираке в обход Совета Безопасности, где Россия является одним из пяти постоянных представителей. Он расторг договор 1970 года между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны, а потом в одностороннем порядке решил построить ракетный щит и разместить некоторые его элементы в Европе, у самых границ России.  

Это далеко не все. Буш отказался от проведения серьезных переговоров по возобновлению соглашений о стратегических вооружениях, вызвав опасения Кремля относительно планов Пентагона и предполагаемого нового витка гонки ядерных вооружений, которая бы вновь начала душить российскую экономику. Более того, после революции роз в Грузии и оранжевой революции в Украине американский президент заявил в Братиславе в 2005-м, что он намеревается впредь поддерживать все мирные перевороты на территории бывшей советской империи. В глазах нынешней кремлевской власти это выглядело как объявление политической войны.  

Но ошибки были и с другой стороны. Умиротворенный, а вскоре и воодушевленный ростом цен на углеводороды, а также провалом США в Ираке, В. Путин со своей стороны занимает все более и более агрессивную позицию. Он заставил молчать оппозицию и российские СМИ, запустил мощную антиамериканскую кампанию и попытался восстановить российское господство на постсоветском пространстве и за его пределами с помощью газового шантажа и закулисных игр. В начале августа 2008-го, перед самым уходом администрации Буша и самыми высокими ценами на нефть, он занял часть грузинской территории, нанеся непропорциональный удар в ответ на нападение М. Саакашвили на Южную Осетию, сепаратистскую область Грузии. Наконец, В. Путин с годами стал проявлять все большую лояльность по отношению к Ирану. Так продавая исламской республике оружие и построив там атомную электростанцию, он в 2008-м, к великому несчастью Вашингтона, выступает против ужесточения санкций против сомнительной иранской ядерной программы.  

Истечение срока действия договора СТАРТ  

Сегодня направленность российско-американских отношений радикально изменилась. И Белый Дом, и Кремль заинтересованы в возобновлении диалога. Головокружительное падение цен на нефть и ужасающий экономический и социальный кризис, толкают часть российской политической элиты искать взаимопонимания с первой экономической и военной державой планеты. Стремление Барака Обамы обелить образ Америки и одновременно уладить конфликты заставляет Вашингтон протянуть руку Москве. Тем для обсуждений так много, они так переплетаются и такие сложные, что в случае торга, если он действительно будет иметь место, дело затянется на годы.  

Что же могут предложить американцы? Прежде всего, разрешение вопросов по ядерным вооружениям. Уже совсем скоро, 5 декабря текущего года, заканчивается срок действия договора СТАРТ. Потребуется пересмотреть буквально все: количество размещенного и складированного арсенала боеголовок, процедуры наблюдения и методы контроля. Это масштабный фронт работ. Для Москвы такого рода обсуждения крайне необходимы, во-первых, по причине бюджетных расходов – поддерживать арсенал ядерного оружия и его утилизация – дорогое удовольствие, – во-вторых, по причинам политического характера: «Атом – это единственная область, где Россия имеет свой безоговорочно всеми признанный статус великой державы», - говорит эксперт Франсуа Эйсбур. Так что в этом очень важном для Москвы вопросе Белый Дом мог бы пойти на определенные уступки.  

В свою очередь, Москва также могла бы смягчить свою позицию по системе ПРО. От Варшавы и Праги американцы получили согласие на размещение до 2012 года десяти перехватчиков в Польше и одного радара в Чехии, утверждая, что единственной целью маневра является защита США и Европы от ракетных ударов со стороны Ирана. Россия же уверена – или делает вид, что уверена, – настоящей целью США является ограничение ее ядерной мощи, а потому требует либо свернуть проект, либо войти в него в качестве полноправного участника. В противном случае, она угрожает разместить установки ракет средней дальности «Искандер» под Калининградом, у границы с Польшей. В свою очередь Вашингтон мог бы сделать вид, что принимает всерьез эту угрозу.  

Кроме того, Барак Обама мог бы пересмотреть и весьма неоднозначный вопрос по расширению НАТО. Как при Буше, так и при Клинтоне, этот вопрос значился среди приоритетных во внешней политике США. Кандидатуры Грузии и Украины, так раздражающие Москву, были отклонены в прошлом году. Но их досье будут представлены на шестидесятом юбилейном саммите НАТО в апреле этого года. Во время своей предвыборной кампании Барак Обама также обещал их поддержать. Но он мог бы не форсировать события.  

Афганский бартер  

Москва также имеет свои козыри в этой игре, главным из которых является Иран. США полагают, что если Россия перестанет поддерживать Тегеран в Совете безопасности и продавать ему оружие, то он будет вынужден так или иначе отказаться от своей ядерной программы и значительно сократить свою помощь Хезболле и Хамасу. Однако пока Обама предполагает, Кремль располагает, и он вовсе не намерен просто так отказываться от своих преимуществ на иранском рынке, покинутом западными компаниями, равно как и от своего влияния в Персидском заливе, не получив что-либо взамен.  

Второй козырной картой Москвы является Афганистан, где Барак Обама решил наращивать военные усилия. Проблема обеспечения войск НАТО все более усугубляется. Пути транспортировки грузов через Пакистан опасны, так как все время подвергаются атакам. Необходимы альтернативные варианты транспортировки. Какие? Конечно через Россию. В апреле прошлого года было достигнуто соглашение о переброске через ее территорию гражданских грузов. После войны в Грузии соглашение было заморожено, но совсем недавно вновь обрело силу. Что касается основной проблемы – переброски военной техники и оснащения, – договоренности пока нет.  

Таким образом, в этой игре все или почти все карты открыты: Москва могла бы отказаться от помощи Ирану и предоставить свою территорию для поставок Афганистан, если Вашингтон откажется (или существенно изменит) от своих планов по размещению противоракетного щита, расширению НАТО и / или подпишет новый договор о ядерных вооружениях.  

Очевидно, что решено было начать с проблемы, не терпящей отлагательств – договора СТАРТ. В Мюнхене один из высокопоставленных российских представителей сообщил, что переговоры начнутся уже «через 1-2 месяца». Тем временем стороны постараются вести наблюдение друг за другом. В Вашингтоне внимательно будут следить за расстановкой сил в Кремле. Ястребы, которые многое потеряют от сближения с США, скорее всего, попытаются сорвать торги. К примеру, совсем недавно киргизские власти решили закрыть американскую военную базу в Манасе, столь необходимую для войны в Афганистане. Усматривается ли в данном случае непосредственное участие этих ястребов? Многие склонны так думать. 

Перевод – Ольга Вейнгарт 



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.