Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Киргизия хочет третьей революции?

Киргизия хочет третьей революции?

Российская база в Канте может быть ликвидирована
Александр Шустов
02.03.2012
Киргизия  хочет третьей революции?

Состоявшийся 23-25 февраля визит А. Атамбаева (на фото) в Москву завершился неожиданным демаршем. В интервью российским СМИ он заявил, что авиабаза в Канте может прекратить свое существование. Для России, которая поддержала А. Атамбаева на недавних президентских выборах, это заявление прозвучало как гром среди ясного неба.

Итоги визита оставляют ощущение того, что российско-киргизские отношения переживают далеко не лучшие времена, хотя еще недавно казалось, что наступает период их расцвета. Накануне прошедших в октябре прошлого года президентских выборов российские и киргизские СМИ рассматривали А. Атамбаева, занимавшего тогда во временном правительстве Р. Отунбаевой пост премьер-министра, как единственного пророссийского кандидата. 10-11 октября Алмазбек Атамбаев приезжал в Москву, где встречался с председателем правительства РФ В. Путиным, тогда как его конкуренты не удостоились встречи даже с российскими чиновниками среднего уровня. В отличие от выражавших крайне националистические взгляды представителей южных кланов - лидера оппозиционной партии «Бутун Кыргызстан» Адахана Мадумарова и главы партии «Атажурт» Камчыбека Ташиева, А. Атамбаев смотрелся гораздо более респектабельно, что привлекло к нему симпатии Москвы.

В случае своей победы А. Атамбаев обещал России ликвидировать американскую базу в аэропорту Манас. Добиться закрытия базы Москва хотела еще от прежнего президента Киргизии К. Бакиева, пообещав ему несколько крупных кредитов.

Однако получив два из них (150 и 300 млн. дол.) К. Бакиев ликвидировать базу отказался, и вскоре после этого был вынужден бежать из республики в результате начавшейся революции. В наследство от Бакиева Атамбаеву достались и другие нерешенные вопросы. Москва хотела бы создать в Киргизии объединенную военную базу в составе всех пяти размещенных в республике военных объектов сроком на 49 лет с последующими 25-летними периодами пролонгации, построить учебный центр ОДКБ в южных областях, получить 49% завода «Дастан», производящего реактивные торпеды ВА-111 «Шквал», и здание торгпредства в Бишкеке в обмен на списание части долга. Кроме того, «Газпром» планировал приобрести 75% «Кыргызгаза» и «Кыргызнефти», «Интер РАО» - построить Камбаратинскую ГЭС-1 и ГЭС-2, для чего Россия обещала Киргизии выделить кредит в размере 1,7 млрд. дол., а «РусГидро» - возвести на реке Нарын четыре ГЭС мощностью до 300 МВт.

Со своей стороны, Киргизия хотела бы получить новые кредиты, необходимые ей для посткризисного восстановления. Россия, в частности, планировала предоставить республике кредит в размере 30 млн. дол. Кроме того, Киргизия планировала получить кредит в размере 106 млн. дол. по линии Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС на поддержку бюджета и финансирование восстановления страны. Кредит АКФ планировалось предоставить по фиксированной ставке 1-3%, без комиссий и сборов, с льготным периодом до пяти лет и сроком возврата до 20 лет. Для получения этого кредита Киргизия уже погасила просроченный долг перед Москвой и присоединилась к Евразийскому банку развития, предоставив ему статус международной организации. Однако ни один из этих кредитов Киргизия до сих пор не получила.

Сделав ставку на А. Атамбаева, Россия рассчитывала превратить Киргизию в своего ближайшего союзника в Центральной Азии, а, возможно, и в СНГ. В ноябре 2011 г. анонимный источник в МИД РФ в интервью «Коммерсанту» охарактеризовал российско-киргизские отношения как «начинающийся медовый месяц», пояснив: «Они нам много чего обещали. Мы им тоже кое-что должны. В ближайшее время наши договоренности начнут выполняться». Но развитие событий оказалось вовсе не таким оптимистичным.

Сомнения в том, что Бишкек действительно намерен придерживаться пророссийского курса, возникли в ходе состоявшегося в январе визита А. Атамбаева в Турцию. Первый зарубежный визит, как правило, свидетельствует о внешнеполитических приоритетах государства, которые оказались направленными отнюдь не в сторону России.

Примечательным оказалось и заявление президента о том, что базу США в Манасе после 2014 г. не обязательно ликвидировать. Достаточно преобразовать ее в Центр гражданских транзитных перевозок «с участием Соединенных Штатов, России и Турции». Похожим образом в 2009 г. поступил прежний президент Киргизии К. Бакиев, который в обмен на российские кредиты вначале согласился ликвидировать базу, а после того, как получил часть из них, решил сохранить ее, переименовав в Центр транзитных перевозок. Разница заключается в том, что А. Атамбаев кредитов от Москвы пока не получил.

Именно с задержкой выделения Антикризисным фондом ЕВрАзЭС кредита в размере 106 млн. дол. аналитики связывают визит А. Атамбаева в Турцию. Дефицит бюджета Киргизии составляет более 400 млн. дол., и новые кредиты ей жизненно необходимы. В прошлом году Турция уже списала республике 51 млн. дол. долга и выделила транш в размере 11 млн. дол. В ходе визита А. Атамбаева турецкие власти пообещали ему еще 21 млн. дол. Кроме того, он призвал турецкий бизнес активнее инвестировать в киргизскую экономику.

На фоне сравнительно успешного визита в Турцию, названной А. Атамбаевым «родиной-матерью», итоги визита в Москву выглядят провальными.

По итогам переговоров не было подписано ни одного документа, хотя спектр вопросов, которые представляют интерес для обеих сторон, довольно широк. Более того, в интервью «Коммерсанту», опубликованном 27 февраля, А. Атамбаев сделал целый ряд резких выпадов в адрес России, обвинив ее в затягивании всех проектов. Документы по торпедному заводу «Дастан» и зданию торгпредства РФ в Бишкеке, утверждает он, были переданы российской стороне еще в 2009 г., однако по вине бюрократии приняты они не были. Сейчас вскрылись новые обстоятельства, и Киргизия готова передать РФ оба объекта, «но уже без каких-либо игр, без ущерба для интересов киргизской стороны». Прежние условия сделки – в обмен на списание Россией 180 млн. дол. долга республику уже не устраивают. В затягивании с приобретением 75% акций «Кыргызгаза» и «Кыргызнефти» А. Атамбаев обвинил «Газпром», которому это, видимо, «не особо надо». Причем желающих купить обе компании очень много. Такое же положение складывается со строительством камбаратинских ГЭС и четырех ГЭС на реке Нарын, на которые также есть другие претенденты.

Ключевой для России вопрос создания объединенной военной базы на повестке дня вообще не стоит, поскольку сложившееся положение, «когда российская база не выполняет своих обязательств и даже аренду не оплачивает», Киргизию не устраивает. Вообще база в Канте вызывает у киргизского президента целый ряд претензий. Россия, по словам А. Атамбаева, не выплачивает положенную арендную плату (около 15 млн. дол. за 4 года) и коммунальные платежи, а также не выполняет другие взятые на себя обязательства, в частности – по обучению киргизских летчиков. Особого смысла в дальнейшем существовании базы президент не видит, поскольку за пять лет своего существования она для республики ничего не сделала. Так, во время межэтнических столкновений в южных регионах республики в июне 2010 г. Россия и ОДКБ на просьбу Киргизии о военной помощи ответили отказом. Соответственно, не стоит на повестке дня и вопрос об открытии в южных областях республики учебного центра ОДКБ, тесно связанного с созданием объединенной российской военной базы.

При этом база США в Манасе к 2014 г. также должна быть закрыта. Однако логистическую составляющую Киргизия хотела бы сохранить, создав для этого грузовой терминал. Идея создания в Манасе совместного с США, Россией и Турцией логистического центра была озвучена Атамбаевым еще во время январского визита в Анкару. Однако в этом проекте есть интересный нюанс. Даже если такой центр будет носить название международного или гражданского, производить досмотр своих грузов и тем более контролировать их США никому не позволят. Такой практики нет ни в одной из стран Центральной Азии, в которых есть или ранее существовали военные объекты США. Непонятно и то, что же США будут возить в Афганистан и обратно, если логистический центр в Манасе будет гражданским и транзит военных грузов через него будет запрещен. Присутствие США и НАТО в Афганистане носит, прежде всего, военный характер и смысл функционирования Северной сети поставок, через которую сегодня поставляется 90% грузов для группировки войск в этой стране, состоит именно в ее обеспечении.

В качестве альтернативы российским кредитам, которые, по словам А. Атамбаева, Киргизии больше не нужны, он рассматривает Китай. Пекин уже предоставил республике кредит на строительство ЛЭП и планирует выделить еще 3 млрд. дол. на реализацию проекта железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан.

Однако китайцы всегда дают кредиты на достаточно жестких условиях. По данным «Коммерсанта», например, они уже потребовали от Киргизии в обмен на инвестиции в строительство железной дороги доступ к расположенным в ее зоне месторождениям полезных ископаемых.

При этом экономическое присутствие КНР в Киргизии и без того внушает тревогу. По данным киргизских СМИ китайцами контролируется более 70% валютного рынка республики. Обе страны являются членами ВТО, что определяет отсутствие между ними торговых барьеров. В Киргизии зарегистрировано более 520 китайских предприятий, работающих в сфере гидроэнергетики, транспорта, телекоммуникаций, инфраструктуры, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, туризма, системе общественного питания и разработке месторождений полезных ископаемых. После распада СССР в Киргизии сформировалась значительная китайская диаспора численностью около 120 тысяч чел., которая в течение 10 лет, по прогнозам, может удвоиться. Еще более тесное сотрудничество с Китаем может привести к тому, что Киргизия окончательно превратится в его сателлита.

Вскоре после скандального интервью А. Атамбаева «Коммерсанту» стало очевидно, что российско-киргизские отношения действительно вошли в фазу кризиса, масштабы которого пока еще не до конца ясны. Оказалось, что в соответствии с соглашением о пребывании российской базы в Канте она размещается там на безвозмездной основе, а арендная плата, которую РФ действительно задолжала Киргизии, относится к другим объектам - испытательной базе противолодочных вооружений ВМФ РФ в городе Каракол, 338-му узлу связи ВМФ РФ в поселке Спартак и сейсмическому пункту службы спецконтроля Минобороны РФ в городе Майлуу-Суу. В правительстве Киргизии, однако, заявили, что претензии к российской базе в части исполнения соглашений по подготовке летчиков, ремонту авиатехники и выполнению оборонных функций сохраняются.

1 марта А. Атамбаев вновь высказал претензии в адрес России, обвинив ее во вмешательстве во внутренние дела республики. По его словам во время последних выборов в стране «активно работали российские и казахские спецслужбы», которые «вели свою игру, финансировали определенные силы», хотя лучше бы вместо этого Киргизии предоставили грант.

В ответ Кремль посоветовал А. Атамбаеву «сосредоточиться на решении проблем нищеты в собственной стране, а не на поиске врагов, особенно среди соседей, друзей и союзников», предупредив, что «ответственность за тяжелое социально-экономическое положение граждан Киргизии неизбежно ляжет на руководителей государства лично».

Такой «обмен мнениями» свидетельствует, что в двусторонних отношениях, как минимум, не все благополучно.

По оценкам аналитиков, положение в Киргизии сегодня очень напоминает ситуацию, сложившуюся накануне падения режима К. Бакиева: поддержка со стороны России если и не потеряна, то находится под вопросом, межэтнические отношения заметно обострились, на юге намечаются массовые антиправительственные митинги, а политическая ситуация очень далека от стабильной. Определенный запас прочности у киргизских властей пока еще есть. Однако третьей революции Киргизия как государство может и не пережить. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.