Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Кипр: анатомия конфликта (часть 1)

Кипр: анатомия конфликта (часть 1)

История свидетельствует о том, что решение межэтнических проблем не может быть быстрым и легким
Александр Крылов
05.03.2008
Кипр: анатомия конфликта (часть 1)

В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.

На выборах президента Республики Кипр (РК) победил генеральный секретарь Прогрессивной партии трудового народа (АКЕЛ), председатель палаты представителей Кипра Димитрис Христофиас. Впервые в истории Европейского союза и этого островного государства президентом Кипра избран представитель компартии. АКЭЛ – наследник Коммунистической партии Кипра, ее представители присутствовали на всех съездах КПСС. Д.Христофиас получил образование в Москве, в которой он познакомился со своей супругой, и где началась его партийная карьера.  

Лидеры АКЭЛ подчеркивают, что главное для них – прагматизм, а не идеология, их партия участвует и в коммерческих предприятиях и ничего против рыночной экономики не имеет. Подобный прагматизм обеспечил партии широкую социальную базу: по данным соцопросов, членами партии или ее сторонниками являются 43% населения Республики Кипр.  

28 февраля Д.Христофиас официально вступил в должность главы государства. В ходе церемонии инаугурации он заявил: «мечта моей жизни - достичь справедливого и эффективного решения проблемы объединения острова». Президенты признанного мировым сообществом Кипра и непризнанной ТРСК уже выразили готовность немедленно возобновить переговоры, чтобы добиться реального прогресса в деле мирного воссоединения острова.  

...Турция уже 34 года оккупирует север острова, но кипрская проблема имеет куда более давнюю историю.

 Османская империя захватила населенный греками Кипр в XVI веке. С этого времени началась миграция турецкого населения на остров. В различных районах постепенно появились турецкие деревни, ставшие мусульманскими островками в христианском окружении. Общины продолжали жить замкнуто, культурного сближения не происходило, а смешанные браки были явлением чрезвычайно редким.  

Османские власти рассматривали православное население Кипра как людей второго сорта и потому облагали значительно большими налогами, чем турок-переселенцев. Бесконечные поборы и произвол мусульманских правителей служили постоянным источником недовольства. В ходе усмирения вспыхнувшего в 1821 г. вооруженного восстания греков была устроена массовая резня христиан Никосии и других городов, казнен архиепископ Киприапос и многие другие представители духовенства.  

В 1878 г. этнополитическая ситуация на Кипре коренным образом изменилась. Остров перешел под власть англичан, местные турки утратили свое господствующее положение и превратились в меньшинство по отношению к экономически сильной и многочисленной греческой общине (около 80% населения).  

Противостояние, сохранившееся между двумя общинами, не позволило им объединиться в борьбе за избавление острова от колониального господства Великобритании. Главным препятствием стал лозунг энозиса, то есть присоединения всех населенных греками территорий, в том числе и Кипра, к Греции. Этот лозунг был выдвинут еще в 1830-х, когда сама Греция освободилась из-под власти Порты, и он побудил турок-киприотов сблизиться с британскими властями. К середине 1950-х борьба за энозис достигла апогея, в нем греки видели единственно возможную форму деколонизации Кипра. В ответ англичане увеличили численность турок-киприотов и полиции (до 70 %). Эта полиция разгоняла антиколониальные демонстрации, проводила обыски и аресты в греческих кварталах, что вело к еще большему усилению враждебности между общинами.  

Понимая, что рано или поздно придется изменить статус Кипра, англичане решили любой ценой сохранить на нем свое военное присутствие.

 Ради собственных геополитических интересов правительство Великобритании отвергло идею энозиса как путь деколонизации Кипра. Ее союзником в противодействии энозису выступила Турция. В 1955 г. она заявила, что энозис Кипра, находящегося всего в 60 км от побережья Анатолии, недопустим из соображений государственной безопасности Турции.  

В период между мировыми войнами лидеры турок-киприотов в ответ на лозунг энозиса требовали сохранить на Кипре английское господство или возвратить остров Турции. После Второй мировой войны ими был выдвинут лозунг таксима — раздела острова с последующим присоединением его частей к Греции и Турции, который был поддержан турецкими властями. Греция и греки-киприоты, склонные смотреть на турок-киприотов как на временных "мигрантов" и надеявшиеся добиться присоединения к Греции всего острова, отнеслись к идее таксима резко отрицательно. Отсутствие моноэтничных районов и активное противодействие таксиму со стороны общины греков-киприотов делало раздел чрезвычайно трудно разрешимой задачей. Поэтому турки-киприоты благожелательно отнеслись к выдвинутой англичанами идее предоставления острову независимости при соблюдении интересов турецкого меньшинства.  

В 1959 г. под давлением Великобритании (грозившей передать часть Кипра Турции) Греция была вынуждена заявить об отказе от энозиса и заключить соглашение с Турцией по вопросу о будущем статусе Кипра. Согласно Цюрихско-Лондонским соглашениям предусматривалось создание единого и независимого кипрского государства, а котором права обеих общин гарантировались введением фиксированного представительства в органах власти. Англия, Греция и Турция становились гарантами неизменности статуса острова и прав обеих общин. На основе этих соглашений была разработана конституция Республики Кипр, получившей независимость в 1960 г.  

В разработке конституции не участвовали представители общин Кипра.

 Англия, Греция и Турции исходили прежде всего из своих собственных интересов: на острове сохранились экстерриториальные английские военные базы, занимавшие около 3% острова (более 150 квадратных километров), размещались греческие и турецкие войска. Конституция Кипра запрещала деятельность организаций сторонников как энозиса, так и таксима.  

Выработанная форма конституционного устройства Кипра ограничивала деятельность его правительства в области внешней политики и делала трудно управляемой ситуацию на самом острове. Механизм сосуществования общин базировался на непропорционально высоком представительстве турок-киприотов в органах власти, наделении правом вето вице-президента (турка по национальности), создании раздельных общинных судов, муниципалитетов, палат парламента и т.п. Все это не только обеспечивало туркам-киприотам гарантию избежать в будущем экономического и политического подчинения местным грекам, но и давало им возможность парализовать деятельность правительства республики в ответ на возможные действия по осуществлению энозиса. Такая форма межобщинного компромисса получила одобрение среди турок-киприотов и была поддержана Турцией.  

Период существования Кипра на основе Цюрихско-Лондонских соглашений (1950—1963 гг.) продемонстрировал, что выработанный способ регулирования межобщинных отношений не в состоянии разрешить имевшиеся этноконфессиональные противоречия и обеспечить нормальное функционирование государства. Внесенные президентом Макариосом в ноябре 1963 г. предложения по реформе государственного механизма предусматривали отмену права вето президента и вице-президента, отмену принципа раздельного большинства при голосовании в палате представителей, создание объединенных муниципалитетов, судов, введение пропорционального количеству греческого и турецкого населения представительства в органах власти, ликвидацию общинных палат парламента. Эти предложения были расценены турками-киприотами как прямое посягательство на их интересы. Последовал взрыв межобщинных столкновений, переросший в бои с участием расквартированных на острове греческих и турецких войск. С этого времени лидеры турок-киприотов и поддерживавшая их Турция возвратились к идее таксима, стали рассматривать раздел территории острова по общинному признаку как свою главную задачу.  

В 1964 г. лидерам турок-киприотов на ограниченной площади анклавов (занимавших тогда всего 1,5 % территории острова), удалось сосредоточить значительную часть своей общины — около 50 тыс. чел. В это же время была определена приемлемая пропорция будущего раздела острова, согласно которой туркам-киприотам должно было отойти 38% территории Кипра. Турки-киприоты создали собственные воинские подразделения, насчитывавшие 12 тыс. чел. Таким образом, задолго до того, как остров разделила зеленая линия, на нем начали функционировать параллельные, полностью независимые от центрального правительства управленческий аппарат и вооруженные силы турок-киприотов, контролировавшие пусть незначительные по площади, но густо населенные районы. Формально остров еще десять лет продолжал считаться единым, а лидер турок-киприотов Ф. Кучук так же формально считался вице-президентом республики.  

В мае 1964 г. в ответ на создание укрепленных турецких анклавов и формирование в них воинских частей правительство Кипра ввело воинскую повинность.

 В Национальную гвардию (армию) были призваны 24 тысячи греков-киприотов, а также 650 офицеров греческой армии. Командующим Национальной гвардии стал сторонник энозиса Г. Гривас. Он полностью отождествлял Национальную гвардию с армией Греции, ввел в ней греческие воинские знаки различия и принимал у новобранцев присягу в верности Греции. Под командованием Гриваса находилась и тайно переброшенная на остров в начале 1960-х гг. дивизия греческой армии.  

Превращение Национальной гвардии в оплот сторонников энозиса происходило на фоне заметного изменения позиции греков-киприотов по вопросу присоединения к Греции. Хроническая политическая нестабильность и тяжелое экономическое положение в Греции подрывали популярность идеи энозиса среди местных греков. В общине турок-киприотов тенденция была противоположной: под влиянием угрозы быть "сброшенными в море" таксим обретал все больше сторонников.

После прихода к власти в Греции в 1967 г. хунты "черных полковников" генерал Гривас отдал приказ начать наступление на турецкие анклавы. Однако сторонникам энозиса, несмотря на большое численное превосходство, не удалось преодолеть сопротивление турок-киприотов и турецких войск. Конфликт затянулся, становилась реальной угроза войны между Грецией и Турцией. В начале 1968 г. Греция была вынуждена вывести нелегально переброшенные на Кипр войска, генерал Гривас был выслан из страны. Греция и Турция сократили размешенные на Кипре воинские контингенты до масштабов, определенных заключенными накануне независимости соглашениями.  

Провал военной авантюры Г.Гриваса и вынужденный вывод греческих войск вызвали кризис среди приверженцев энозиса. Но к началу 1970-х гг. сторонники энозиса вновь активизировались. Их главным орудием стал террор, осуществляемый подпольной организацией ЭОКА-2. Попытка президента Макариоса прекратить вмешательство греческой хунты во внутренние дела Кипра, запретить деятельность сторонников энозиса в вооруженных силах и предотвратить таким образом как захват острова Грецией, так и прогрессирующий раскол государства, привела к инспирированному Афинами путчу Национальной гвардии. 15 июня 1974 г. президентом Кипра был объявлен один из главарей путчистов, фашист и фанатичный враг турок-киприотов Николас Сампсон.  

После переворота начались расправы над греками, выступавшими против установления господства на Кипре греческой военной хунты, за независимость острова.

Одновременно в южной части Кипра были убиты сотни турок-киприотов, а большинство уцелевших в панике бежали на север — под защиту укрепленных анклавов.

 Турция воспользовалась кризисом на Кипре и 20 июля 1974 г. высадила свои войска на острове. Вновь возникла реальная угроза военной конфронтации между Грецией и Турцией.  

Высадка турецких войск, неблагоприятная для путчистов международная обстановка и нараставший кризис греческой военной хунты, а также отсутствие ощутимой поддержки со стороны греков-киприотов вынудили Сампсона уйти в отставку.  

Неудача с путчем на Кипре ускорила уход с политической арены греческой военной хунты. Власть в стране перешла к гражданскому правительству, но, несмотря на достигнутое соглашение о прекращении огня, Турция продолжала наращивать свои войска на Кипре. Греко-турецкие переговоры в Женеве по кипрской проблеме в рамках НАТО закончились безрезультатно, и Турция возобновила боевые действия. В августе 1974 г. ее войска вышли на намеченную еще в середине 1960-х линию раздела Кипра. Под турецким контролем оказалось 37% территории острова. На новой границе были срочно установлены проволочные заграждения, минные поля и контрольно-пропускные пункты, началось массовое изгнание греков из ставших турецкими районов. Всего за время конфликта на юг Кипра было перемещено около 200 тысяч греков, примерно 40 тысяч турок переехало на север.  

Турецкое наступление разрушило надежды на мирное урегулирование конфликта. Правительство Турции и турки-киприоты стремились использовать свое военное превосходство для присоединения северной части острова к Турции. Но официальный отказ от энозиса со стороны Греции осложнил дело с претворением в жизнь идеи таксима: более не существовало удобного предлога — угрозы греческой интервенции. Формально лозунг таксима был снят и заменен требованием создать на Кипре федеративное государство. На деле же сохранялась старая политика, направленная на всемерную интеграцию оккупированных районов с Турцией.  

В 1975 г. лидеры турок-киприотов в одностороннем порядке провозгласили на контролируемой ими территории Турецкое федеративное государство Кипра (ТФГК). Его президентом был объявлен лидер турецкой общины Р. Денкташ, формально являвшийся (с 1973 г.) вице-президентом Кипра. Было создано законодательное собрание и правительство ТФГК, начали действовать собственные административные подразделения, дублировавшие деятельность департаментов и служб Республики Кипр.  

О демагогическом характере федерализма турок-киприотов свидетельствовала принятая в 1975 г. конституция ТФГК, в которой подчеркивалось, что они являются "неотъемлемой частью великой турецкой нации", а оставшиеся на севере греки-киприоты объявлялись иностранными гражданами, собственность которых подлежала конфискации в пользу лиц турецкой национальности. На территории ТФГК все греческие названия заменялись на турецкие. Экономическая политика была направлена на всемерную интеграцию северной части Кипра с Турцией: была введена в обращение турецкая лира, под контроль Турции перешли все виды связи (почта, телефон, телеграф), морские и авиационные коммуникации, широкое распространение получили смешанные предприятия. Турция взяла на себя оплату приблизительно половины общинного бюджета.  

 

Окончание следует  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..