Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Исламские финансы не поют романсы

Исламские финансы не поют романсы

В Москве прошла международная конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы»
Владимир Дергачёв, вице-президент Фонда «Арабо-Евроазиатское содружество»
27.03.2009
Исламские финансы не поют романсы

В конференции приняли участие представители академических кругов, религиозных и коммерческих организаций, а также исламских банков из стран Ближнего и Среднего Востока.

В последние годы исламские предпринимательские институты стали важной составляющей экономик не только мусульманских, но и стран Западной Европы. Среди вышедших за пределы мусульманского мира финансово-экономических структур – банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Сфера географического распространения этих институтов сегодня настолько широка, что в течение нескольких лет крупные европейские финансовые институты используют свои финансовые ноу-хау, чтобы разрабатывать продукты, отвечающие требованиям шариата. И у этого процесса есть свои объективные причины. Помимо успехов, которых добились в последние годы экономики исламских государств при складывавшихся высоких ценах на нефть, это еще и рост количества мусульман в мире. Так в Европе за счет депопуляции коренного населения во многих странах происходит рост удельного веса мусульман. Уже сегодня в Амстердаме, Гааге и Роттердаме мусульмане составляют 60% среди населения моложе 20 лет. А в некоторых районах крупных городов Германии доля мусульман составляет 40-50%. Поэтому стремление европейских банков открывать исламские окна выглядит вполне прагматичным. Это бизнес и ничего другого.  

О росте торговли, основанной на исламских ценностях, говорит статистика товарообменных сделок под маркой Халяль. Глобальный рынок халяльной продукции (как продовольственных, так и непродовольственных товаров) оценивается в 2,1 трлн. долл. США (обеспечивает 1,6 млрд. населения планеты). Рынок халяльной продукции в Европейском союзе оценивается в 35-45 млрд. долл (16 млн мусульман), в США - в 12 млрд. долл. (8 млн. мусульман), и этот рынок дает ежегодный прирост в 25-30 процентов. Рост рынка исламского банкинга не менее значителен. Активы исламских банков насчитывают порядка 760 млрд. долл.  

К сожалению, приходится констатировать полное отсутствие в России исламских финансовых продуктов. В то время, как сегодня количество мусульман в России составляет порядка 14,5 (по данным предварительной переписи населения), а по иным оценкам, с учетом мигрантов, - до 20 млн. человек.  

В постперестроечные годы сложилась отрицательная тенденция убыли населения – до 740 тыс. в год. При условии сохранения такой тенденции эксперты ООН прогнозируют сокращение численности населения России к 2025 году до 128,2 млн. человек, а к 2050 году – до 107,8 млн.  

Если демографическая ситуация в стране в целом не изменится, а количество мусульман будет расти сегодняшними темпами, то к 2050 году доля мусульман может удвоиться и составить порядка 25% от общей численности населения России.

Это происходит как за счет более высокой рождаемости в Северо-Кавказском регионе, республиках Татарстан и Башкортостан, так и за счёт мигрантов. Мигранты сегодня – а это большая доля населения (4-5 млн.), практически не охвачены банковскими услугами. Таким образом, исламская община России – интересная сфера деятельности для исламских банков.  

Кроме того, применение схем исламских финансовых продуктов может способствовать диверсификации портфеля традиционного банка и его большей устойчивости. Уже сегодня видно, что в ближайшие годы найти дешевые займы в европейских странах будет сложно.  

К тому же, исламские страны традиционно ближе к России. В связи с коррективами, вносимыми в экономическую политику правительства, появляются возможности усиления сотрудничества, в том числе и в финансовой сфере.  

Однако проблем тут немало. Прежде всего – это недоверие к миру ислама в целом, проистекающее больше из-за косности мышления. И как следствие, нет доверия к исламской финансовой системе, нет понимания её принципов, что усугубляется психологическим настроем общества в целом, особенно после теракта 11 сентября в Нью-Йорке. Кроме того, отсутствуют, либо недостаточны, знания в этой области. Практически в каждом университете Европы и США есть возможность изучения исламского банкинга, в то же время как в России ничего подобного и в помине нет.  

Сказывается и противодействие властей на разных уровнях, объясняющееся как отсутствием личной заинтересованности, так и интеллектуальной леностью: все, что незнакомо и ново – проще отклонить, а также низкой активностью мусульман в общественной жизни.  

Осмыслить накопленный исламскими финансами потенциал может помочь опыт стран, уже давно использующих их инструменты и продукты, привлекательность которых подтверждается ростом объёмов производимых с их использованием операций. До кризиса спрос на рынке исламских финансов превышал предложение – явление, одной из причин которого была более низкая стоимость предлагаемого исламскими банками ссудного капитала по сравнению с традиционными методами долгового финансирования.  

До настоящего времени не было зафиксировано ни одного банкротства среди крупных исламских банков, как и нет примеров невыплаты процентов по депозитам.

Не вдаваясь в детали исламских финансовых продуктов (сукуки, мурабаха, мудараба, иджара, таваррук, мушарака и т.д.), отметим их основные отличительные черты. Правовые основы исламского банкинга предполагают оказание финансовых услуг посредством инвестирования денежных средств на основе участия в прибылях и убытках своих клиентов вместо процентных методов предоставления капитала; не принимаются риски, возникающие из-за неопределённости условий сделки; запрещается совершение спекулятивных операций, взимание процента, финансирование производства алкоголя, табачной продукции и т.д. Согласно исламской политэкономии, деньги могут рассматриваться как потенциальный капитал, однако получение прибыли владельцем капитала требует от него активного участия в проекте, а основным источником дохода у банка (во всяком случае, декларируемым) является плата за обслуживание клиента и обналичивание денежных средств.  

Сегодня, в условиях кризиса, финансовые принципы и продукты, соответствующие шариату, начинают рассматриваться не только в качестве инструментов, альтернативных традиционным, но даже выдвигаются на роль спасательного круга глобальной финансовой системы. И если законодателем мод в этой сфере была до последнего времени Великобритания, принявшая решение модифицировать своё банковское законодательство в целях приведения его в соответствие с исламскими принципами, то сегодня Франция заявляет о своём намерении стать центром исламских финансов в Европе.  

Парадоксально, но взаимное сближение России и исламского мира происходит гораздо активнее в политической и религиозной, чем в финансовой сфере, где оно минимально.

Серьёзно сказывается на наших торгово-экономических связях и отсутствие корреспондентских отношений с банками крупнейших исламских государств (например, с Саудовской Аравией). Который год решается вопрос об открытии первого совместного российско-исламского банка (работу в этом направлении ведёт «Витас Банк»), есть примеры обращений банков КСА и Бахрейна с просьбой об открытии своих филиалов на территории России.  

Между тем, на конференции отмечалась тенденция к активизации мусульманских слоёв в экономической жизни России, где 35% предприятий малого и среднего бизнеса являются потребителями исламских финансовых продуктов. К сфере их интересов относятся торговые операции, объекты инфраструктуры и нефтегазового хозяйства, недвижимость, сельскохозяйственные предприятия, ритэйл-банкинг. Актуальным становится создание паевых фондов и лизинговые операции.  

Сегодня на повестке дня – обеспечение соответствующего правового поля, подготовка кадров, обладающих соответствующими знаниями в области исламской экономической модели, преодоление существующих стереотипов и разработка стандарта исламского банка в России.  

В целом, востребованность и распространение исламских финансовых инструментов в России будут зависеть не только от их привлекательности, но и наличия политической воли, степени адаптации действующего банковского законодательства к нормам шариата, паритетности в сфере налогообложения, ликвидации препятствий правового характера при выработке норм, ориентированных на исламские критерии. Но, помимо создания соответствующей координирующей структуры, необходима, прежде всего, взаимная толерантность. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.