Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
ХАМАС набирает очки

ХАМАС набирает очки

Как у Москвы пытаются перехватить инициативу в переговорах с палестинской организацией
Виталий Билан
20.08.2010
ХАМАС набирает очки

Помнится, в начале сего года России пришлось выслушать изрядную порцию критики со стороны западных СМИ за визит в Москву главы политбюро ХАМАСа Халеда Мешааля. Ныне же, в связи с дальнейшей невозможностью игнорировать ХАМАС фактически началась борьба за перехват инициативы в ведении переговорного процесса с данной организацией между ведущими мировыми „игроками”, а также амбициозными региональными державами.

«Подковерная дипломатия» из-за океана?

В середине прошлого месяца одно из итальянских информационных агентств разместило на своем сайте материал о том, что экс-президент США Билл Клинтон уведомил ХАМАС о своем желании посетить Газу и встретиться с пленным израильским солдатом Гиладом Шалитом. А уже через неделю после этой «итальянской» информации в ближневосточном медиапространстве распространилось сообщение, что Египет, США и ХАМАС ведут интенсивные тайные переговоры с целью организовать приезд в сектор Газа американских экс-президентов Джимми Картера и Билла Клинтона.

В частности сообщалось, что бывшие президенты намерены обсудить с лидерами ХАМАСа ряд тем, главная из которых – продвижение сделки по обмену капрала израильской армии Гилада Шалита на палестинцев, находящихся в израильских местах заключения.

Кроме этого, региональные журналисты высказывали предположение, что Дж. Картер и Б. Клинтон планируют обговорить с руководством ХАМАСа проблему снятия израильской блокады Газы.

В частности, египетская оппозиционная газета «Аль-Масриюн» писала, что бывшие лидеры США намерены предложить ХАМАСу свои услуги по выводу этой организации из международной изоляции в обмен на «некоторые гарантии», которые ХАМАС должен будет дать Вашингтону. Одна из таких гарантий – освобождение Гилада Шалита.

Следует отметить, что данная информация появилась сразу после того, как глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху во время недавнего визита в США попросил американского президента Б. Обаму «применить вес и влияние» США для скорейшего завершения подготовки сделки с ХАМАСом по обмену Шалита.

И хотя в тот же день один из лидеров ХАМАСа в секторе Газа Ахмад Юсуф опроверг сведения, содержащиеся в публикации «Аль-Масриюн», данная информация стала одной из топ-тем регионального медиапространства.

Возможную интенсификацию «хамасовского» направления со стороны Вашингтона можно объяснить несколькими причинами. В первую очередь, обращает на себя внимание, что упомянутое сообщение относительно потенциальных переговоров с ХАМАСом совпало с ближневосточным турне комиссара Европейского Союза по внешним делам Кэтрин Эштон.

«Ролевая игра» Брюсселя

Напряжение в израильско-американских отношениях, произошедшее весной сего года, активизировало Брюссель. В частности, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, прибывшая этим летом в регион мирить израильтян и палестинцев «вторым темпом», призвала премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху «проявить себя настоящим лидером государства» и сделать все для возобновления переговоров. «Сигнал, который мы получили от Израиля очень плохой», - сказала К.Эштон журналистам еще весной. При этом она дала понять, что у ЕС есть возможности давления на Израиль.

Особо хотелось бы отметить, что как во время последней июльской, так и во время мартовской поездки на Ближний Восток К. Эштон добилась разрешения на посещение сектора Газа. ЕС оказал значительную финансовую помощь для восстановления сектора, поэтому, по словам г-жи Эштон, она хотела на месте ознакомиться с тем, как используются средства.

Складывается впечатление, что в то время как Вашингтон больше пытался понравиться Рамалле, Брюссель решил сконцентрировать свои усилия на Газе.

В чем-то на это указывают итоговые положения совещания глав МИД 27-ми стран Евросоюза, прошедшего в начале декабря прошлого года. В них особо подчеркивалось, что ЕС «никогда не признавал аннексию Восточного Иерусалима». Важно также, что Брюссель потребовал от Израиля открыть пограничные переходы сектора Газы.

Однако, любопытно, что документ был принят в смягчённом варианте по сравнению с проектом, предложенным председательствующей тогда в ЕС Швецией. В «шведском» проекте Палестинская автономия называлась «Палестиной», а также утверждалось, что ЕС никогда не признает изменений израильских границ, существовавших в 1967 году, в том числе, в Иерусалиме, и призывал создать палестинское государство на Западном берегу, в секторе Газы и Восточном Иерусалиме.

МИД Израиля резко осудил «шведский» проект резолюции. В ответ в Брюсселе подчеркивали, что поиск диалога с руководством Газы на руку самому Израилю, руководство которого постоянно говорит о том, что крайне сложно о чем-либо договариваться с нынешним председателем ПНА М. Аббасом, поскольку он не контролирует ситуацию на всей территории Палестинской автономии.

Впрочем, против черновика «шведской» резолюции высказался МИД Франции, предложивший 30 оговорок, а также ряд государств «Новой» Европы. В результате и была принята «смягченная» версия.

Однако, неуемное желание Брюсселя оперировать арабо-израильским конфликтом, некоторая до недавнего времени отстраненность от «хамасовской» проблематики со стороны Вашингтона, а также дальнейшие «поселенческие сюрпризы» со стороны Израиля очевидно и далее будут вдохновлять Евросоюз на новые «антиизраильские» ближневосточные мирные инициативы.

Подтверждением чему может служить риторика К. Эштон во время своих ближневосточных турне: «Мы являемся поставщиком огромного количества гуманитарной помощи и выплат в этом регионе. И мы занимаем позицию силы по отношению к Израилю, так как Израиль желает увеличить свой торговый обмен с Евросоюзом».

Похоже, Брюссель где-то нащупывает свою «ролевую игру» на Ближнем Востоке после того, как не смог освоить нишу межпалестинского миротворца, которую в последнее время пытается занять Россия.

Планов громадье

Это, в свою очередь, может идти вразрез с интересами нынешней американской администрации с ее желанием „усилить и качественно изменить” внешнюю политику на Ближнем Востоке после фактического краха ближневосточной политики предыдущей администрации США, задекларованной в начале первого срока пребывания Дж. Буша в Белом доме:

- „демократизация” Ближнего Востока (т.н. „доктрина Буша”);

- укрощение „непокорных” региональных режимов (Афганистан, Ирак, Иран);

- разрешение арабо-израильского конфликта.

В этой связи, основные шаги официального Вашингтона в ближайшее время будут на ближневосточном направлении просчитать не так уж и сложно.

Во-первых, это „заигрывание” с арабскими странами (включая Сирию) с одновременным возвращением к более сбалансированным и мягким подходам в ближневосточной политике, т.н. „параметрам Клинтона”, установленным в Кемп-Девиде в 2000 г. (считается, что отход республиканцев в 2008 г. от упомянутых „параметров Клинтона”, стал причиной смены настроений среди „еврейского лобби” США, которое, в значительной степени содействовало победе Б.Обамы во время прошлых президентских выборов.)

Во-вторых, это проведения тезиса Збигнева Бжезинского о Иерусалиме как „доме для двух столиц” – израильской и палестинской.

Наконец, в-третьих, это достижение „стойкого и постоянного” мира между Израилем и арабским миром в целом.

В то же время, характерной чертой новой ближневосточной политики, очевидно, будет ее максимальная сбалансированность по главным „силовым линиям”.

В первую очередь, по линии Израиль—„умеренные” арабские режимы.

„Шатания” администрации Дж. Буша то в сторону одних, то в сторону других, привели к тому, что обе стороны постоянно высказывали свое недовольство, что привело к радикализации настроений как среди „арабской улицы”, так и среди израильского общества.

Во вторую же очередь, внутри арабского мира, главным образом, по линии Саудовская Аравия—Арабская Республика Египет. Определение приоритетов внутри „умеренных арабских государств” в пользу Саудовской Аравии во время президентства Дж. Буша привело к тому, что официальный Каир нередко играл на противоречиях в треугольнике США—ЕС—РФ и использовал „антиамериканскую карту” для усиления популярности египетского режима внутри государства („египетская улица” резко негативно воспринимает „чрезвычайное заигрывание Каира с Вашингтоном”, что способствует углублению отчуждения, которое образовалось между правящим режимом АРЕ и египетским народом, выраженным в потере доверия граждан страны к руководству страны, недовольных ростом коррупции, жестким контролем власти за политической жизнью, а также „недостаточной защитой палестинских и иракских братьев-мусульман”).

Наконец, в-третьих, что в контексте данной статьи наиболее важно, в связи с дальнейшей невозможностью игнорировать ХАМАС, перехват инициативы в ведении переговорного процесса с данной организацией у Евросоюза и России.

Египетский „бонус”

Свой „бонус” от таких переговоров могут получить также „умеренные” арабские режимы и, в первую очередь, Египет.

В этой связи следует отметить, что с начала 2009 года официальный Каир значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность на палестинском направлении и пытался выступать в качестве „единственного действенного посредника” в разрешении межпалестинского конфликта.

В течение прошлого года в Каире, при посредничестве руководителя служб безопасности Египта Омара Сулеймана, прошло несколько раундов межпалестинского диалога при участии ФАТХа и ХАМАСа.

5 октября египетский министр иностранных дел Ахмед Абуль Гейт сообщил, что через три недели в Каире должно быть подписано соглашение о восстановлении национального единства в Палестинской автономии. Министр подчеркнул, что представители палестинских фракций приедут в Каир 25 октября, проведут новый раунд переговоров, а на 26 октября запланировано подписание соглашения.

Однако уже на следующей неделе глава египетского внешнеполитического ведомства заявил, что подписание межпалестинского соглашения отложено по просьбе делегации ХАМАС.

Региональные медиа информировали, что данная ситуация вызвала «большое недовольство» в официальном Каире.

Как сообщала в середине декабря прошлого года популярная в регионе катарская телекомпания «Аль-Джазира», глава египетской разведки генерал Омар Сулейман выступил с резкой критикой в адрес лидеров ХАМАСа, обвинив их в нарушении всех достигнутых договоренностей и в поведении, унижающем достоинство Египта. По словам генерала, Египет «не нанимался работать на ХАМАС».

Также О. Сулейман подчеркнул, что Египет не намерен менять свою позицию по поводу внутрипалестинского диалога и требует от руководства ХАМАСа подписать достигнутое соглашение без каких-либо дополнительных условий. Он также не исключил возможности того, что Египет откажется от посредничества, возложив ответственность за срыв переговоров на ХАМАС.

В то же время, прогнозируя дальнейшее развитие внешнеполитической деяльности „страны пирамид” на палестинском направлении, можно предположить, что для сохранения властных позиций внутри страны, а также возобновления имиджа «ключевого регионального государства» и «главного миротворца» на Ближнем Востоке официальный Каир, несмотря на упомянутые резкие заявления О. Сулеймана, и дальше будет пытаться усилить свою дипломатическую активность, а также будет предлагать себя ведущим „игрокам” мировой политики как „единственного действенного посредника” в разрешении межпалестинского конфликта.

Опасные игры

Таким образом, в последнее время ХАМАС ощутил неожиданный „прилив” внимания к себе и довольно-таки успешно это использует, укрепляя свои позиции в палестинской электоральной среде.

Сейчас, похоже, даже Вашингтон понимает, что дальнейшее игнорирование ХАМАСа обходится дороже в плане налаживания ближневосточного мира.

С другой стороны, история учит, что „подковерная дипломатия”, когда в Рамаллу к ФАТХу официально едет американский спецпредставитель по Ближнему Востоку Джордж Митчелл, а в Газу к ХАМАСу фактически в то же время неофициально собираются американские экс-президенты Джимми Картер и Билл Клинтон, это прямой путь к недоверию к «главному миротворцу» и дальнейшей эскалации конфликта.

Ближний Восток – это настоящая мировая «пороховая бочка» и тот, кто ощутил этот регион изнутри, прекрасно понимает, что в подобные «дипломатические игры» здесь лучше не играться.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..