Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
ЧФ и «Южный поток»

ЧФ и «Южный поток»

10 июня в Киеве состоится очередное заседание межправительственной российско-украинской Подкомиссии по Черноморскому флоту
Лариса Усова
10.06.2009
ЧФ и «Южный поток»

Эти переговоры будут проходить на фоне практически замороженных российско-украинских контактов на высшем уровне. Недавно Д. Медведев не выразил заинтересованности во встрече с В. Ющенко в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. После этого поездка президента Украины в Петербург утратила смысл.

В этих условиях за переговорами по Черноморскому флоту, повестка которых носит традиционный характер - инвентаризация, принадлежность маяков, замена техники и вооружений, экология и т.д. - скрывается настойчивое стремление В. Ющенко через контролируемый им МИД максимально усложнить базирование Черноморского флота в Севастополе и Крыму, что полностью отвечало бы интересам политики США в регионе Чёрного моря. Весьма вероятно, что украинская сторона вновь попытается поднять тему вывода Черноморского флота.  

Неслучайно недавно отстранённый от должности министр обороны Украины Юрий Ехануров вновь обращался к теме базирования Черноморского флота, выступив с заявлением о якобы ведущейся подготовке к его выводу из Севастополя в 2017 году. Российская сторона не стала комментировать это заявление, видимо, полагая достаточным разъяснение министра иностранных дел Сергея Лаврова в сентябре 2008 года, что в настоящее время этот вопрос неактуален, а переговоры о продлении базирования Черноморского флота российская сторона будет вести уже с другим правительством Украины ближе к 2017 году.  

Развитие событий в регионе Чёрного моря демонстрирует очевидную необходимость сохранения Черноморского флота с базой в Севастополе.

Достаточно вспомнить кавказские события лета прошлого года, вызывающий заход в Чёрное море сразу десяти кораблей НАТО, заявленные планы о возможности передачи Украине трёх фрегатов ВМС США и начало подготовки их украинских командиров, создание баз альянса в Болгарии и Румынии.

Всё это происходит на фоне звучащих на Западе призывов к отмене конвенции Монтрё как «устаревшей», неопределённости морской границы в Азовском море, разграничения Керчь-Еникальского канала, проблемной ситуации с признанием морских границ Абхазии, дискуссий вокруг прикерченского шельфа с потенциальными запасами газа, который вызывает пристальный интерес американских компаний.  

Для России Чёрное море имеет и особое транзитное значение в связи с проектами нефтяного маршрута Новороссийск-Бургас-Александруполис и газовой подводной магистрали «Южный поток» в Европу. Они призваны сохранить «привязку» к России таких ключевых ресурсных государств, как Казахстан и Туркменистан, нейтрализовать планы Евросоюза о строительстве обходных путей и избавиться от монополии на транзит со стороны Украины.  

Последнее обстоятельство вызывает особую обеспокоенность в Киеве и, как призналась Ю. Тимошенко, недавняя договорённость с Еврокомиссией относительно модернизации украинской газотранспортной системы должна помочь избежать строительства в том числе «Южного потока», проект которого находится на стадии технико-экономического обоснования.  

С учётом всех этих аспектов становится очевидно, что реализация проекта «Южный поток» по дну Чёрного моря, которому столь большое внимание уделяют Д. Медведев и В. Путин, потребует не только значительных финансовых и дипломатических усилий на государственном уровне, но и повышенного внимания к обеспечению его безопасности.

В этом контексте достаточно беглого взгляда на карту Чёрного моря, чтобы увидеть, что именно Черноморский флот из своей базы в Севастополе может наиболее эффективно обеспечивать безопасность этого стратегического для России маршрута.

 

В случае, если России не удастся обеспечить надёжную безопасность «Южного потока», это резко усилит перспективы патронируемого Евросоюзом газопровода «Набукко» в обход России, что могло бы привести к нежелательным геополитическим последствиям и утрате Россией позиций в Закавказье, районе Каспия и в Центрально-Азиатском регионе.  

В связи с этим становится более понятным, почему с осени прошлого года представители США и НАТО усилили своё внимание к Севастополю и предлагают Украине «помощь» в возможной демилитаризации города после 2017 года, а В. Ющенко после этого издал указ о разработке мероприятий об использовании инфраструктуры Севастополя «в невоенных целях».  

По странному стечению обстоятельств эти шаги совпали с подписанием в конце 2008 года Хартии о стратегическом партнёрстве между США и Украиной, из которой недвусмысленно следует, что Америка распространяет свои интересы в области обороны и безопасности на весь регион Чёрного моря.  

Фактически, речь идёт о попытках «мягкого» выдавливания России из Севастополя и Крыма, что приведёт к утрате наших позиций в целом в регионе Чёрного моря.  

Как представляется, эти и другие обстоятельства являются веским основанием для того, чтобы, несмотря на тяжёлые кризисные явления, Россия не ослабляла своего внимания к Черноморскому флоту и Севастополю, без которых сохранение её позиций на Кавказе, а также реализация амбициозного проекта «Южный поток» могут оказаться под большим вопросом. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.