Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Центральная Азия решила держать порох сухим

Центральная Азия решила держать порох сухим

Усиление военной составляющей было принято на недавнем саммите ОДКБ
Аждар Куртов
16.09.2008
Центральная Азия решила держать порох сухим

События на Южном Кавказе в очередной раз показали, что Соединенные Штаты прилагают максимум усилий для того, чтобы политические элиты постсоветских стран рассматривали бы именно их в качестве нового главного партнера, а точнее патрона. Авантюра Саакашвили была призвана, помимо прочего, нанести удар по планам России отстроить новую систему отношений бывших союзных республик. Естественно, что такая политика затрагивала и проблематику безопасности на постсоветском пространстве.

Грузинская агрессия провалилась, но она ярко продемонстрировала, что странам СНГ есть над чем серьезно подумать, если они действительно хотят остаться суверенными государствами. Вялые интеграционные структуры Содружества коррозировали настолько, что могут разрушиться в любой момент. Общие красивые декларации о строительстве взаимоотношений между странами СНГ на «цивилизованной» основе более никого не могут ввести в заблуждение.

Бесконечный пустопорожний дипломатический треп на бесчисленный саммитах не смог предотвратить пролития крови в Южной Осетии.

Болтовня еще никогда не останавливала агрессора. Для этого необходима сила и решимость к действию.  

Мир в XXI веке так и не стал бесконфликтным. Государствам для выживания по-прежнему необходимы военные мускулы и надежные союзники. На постсоветском пространстве вопрос о том, что делать в отношении возможности отражения внешней военной угрозы, возникал и ранее. И далеко не сразу этот вопрос был надлежащим образом осмыслен.  

После распада СССР каждое постсоветское государство встало на путь создания своих собственных вооруженных сил. При этом фактически никто, кроме Российской Федерации, не спешил включать собственные военные формирования в какую-либо коллективную систему. На формальном уровне первые полтора-два года после распада СССР была принята масса межгосударственных документов, наполненных благими пожеланиями. Так, уже 30 декабря 1991 года главы государств СНГ подписали Соглашение по стратегическим силам, предусматривающее наличие объединенного командования для таких сил. 14 февраля 1992 года было принято Соглашение о статусе стратегических сил. Однако эти документы вскоре были позабыты руководством стран СНГ.  

По нашему мнению, такой линии поведения властных элит СНГ в значительной степени способствовало то обстоятельство, что в начале 90-ых годов ХХ века в сознании новых политических элит фактор наличия прямой военной угрозы, общей для постсоветских государств, явно игнорировался. Из истории известно, что именно этот фактор, как правило, и выступает ключевым побудительным мотивом для возникновения устойчивых военно-политических объединений.  

Тем не менее, определенные шаги все же были предприняты.

Так 15 мая 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ) в Ташкенте (отсюда его второе неофициальное название – «Ташкентский договор») сроком на 5 лет с последующим продлением.

Под этим документом поставили подпись и, соответственно, участниками ДКБ являлись Армения, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Узбекистан и Таджикистан. Белоруссия присоединилась к договору несколько позднее (31 декабря 1993 года). Таким образом, в ДКБ вошли почти все страны Центральной Азии, за исключением Туркменистана.  

В соответствии с Ташкентским договором, государства-участники ДКБ взяли на себя обязательство не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника ДКБ. Государства-члены ДКБ обязались консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции.  

В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников ДКБ, либо угрозы международному миру и безопасности государства-члены обязались незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Договор предполагал образование Совета коллективной безопасности.  

Таким образом, ДКБ с нашей точки зрения изначально не являлся классическим военным союзом государств, хотя на уровне деклараций и тяготел к такому пониманию сущности объединения.

Норма же об использовании механизма консультаций впоследствии вызвала немало критических замечаний по поводу своей недостаточной эффективности.  

После возникновения ДКБ решительного прогресса в интеграционной деятельности данной структуры достичь не удалось. Попытки активизации военного сотрудничества неизменно наталкивались на настороженную позицию к инициативам России со стороны ее партнеров по ДКБ. В итоге деятельность ДКБ, как и органов СНГ в целом, постепенно приобрела преимущественно формально-бюрократический характер. Уже через полтора года после встречи в Ташкенте - к концу 1993 года идея сохранения единых вооруженных сил на постсоветском пространстве была фактически забыта.  

Но формально ДКБ продолжал существовать как организационная структура, и даже добился некоторых успехов. К середине 1990-х годов в СНГ горячие фазы внутренних конфликтов удалось заморозить. Это дало возможность присоединиться к ДКБ Азербайджану (24 сентября 1993 года) и Грузии (9 декабря 1993 года).

Специально подчеркнем, что вхождение этих стран в ОДКБ позволило решить весьма серьезные проблемы.

 В начале 1994 года было заключено перемирие в Нагорном Карабахе, что стало возможным не в последнюю очередь потому, что и Армения и Азербайджан находились в одной структуре. В том же 1994 году в Сочи были подписаны соглашения об урегулировании конфликта между Грузией и Абхазией.  

По прошествии установленного пятилетнего срока действия заключенного в Ташкенте Договора ряд государств отказались подписать протокол о продлении его действия и тем самым покинули ряды членов ДКБ. В числе таких государств оказались Грузия, Азербайджан и Узбекистан.  

Между тем уже во второй половине 90-х годов обозначились новые нетрадиционные угрозы и вызовы безопасности странам СНГ, связанные, прежде всего, с активизацией международного терроризма и других проявлений экстремизма, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, контрабандой оружия и нелегальной миграцией.

К чести государств-членов Ташкентского договора отметим, что они в конце концов осознали необходимость координации их усилий по борьбе с этими угрозами.

На сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Он был ратифицирован Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией, Киргизией и Таджикистаном. Протоколом предусматривалось автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды. Очередной попыткой активизировать военно-политическое сотрудничество стало решение о преобразовании ДКБ.  

Президенты государств-участников ДКБ 7 октября 2002 года подписали в Кишиневе Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 18 сентября 2003 года эти документы вступили в силу. При этом сам текст Договора 1992 года м не претерпел качественных изменений.  

Формально в нем содержатся принципиально важные положения. Так, в ст. 4 предусмотрено, что: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». 

Цель ОДКБ - совместными усилиями предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Государства-участники договорились для противодействия новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности активизировать деятельность на этом направлении, предпринимая конкретные действия, направленные на решительную борьбу против международного терроризма.

Тем самым с начала нынешнего столетия ОДКБ качнулся в сторону приоритета политических методов укрепления безопасности.

И все же на пространстве бывшего СССР остро ощущалась востребованность Ташкентского договора именно как оборонного союза. В свое время здесь имел место один очень острый конфликт, унесший гораздо больше жизней, чем конфликты в Приднестровье или на Кавказе – это гражданская война в Таджикистане. Именно в урегулировании этого конфликта весьма существенную роль сыграл ДКБ. Кровавая гражданская война 1992-1997 годов была прекращена с опорой на военную и дипломатическую помощь правительству Таджикистана со стороны членов ДКБ – России, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Для этого в Таджикистан вводились многосторонние силы из числа военнослужащих государств ДКБ. Именно они, в частности, обеспечивали прикрытие границ Таджикистана от вторжения отрядов боевиков из Афганистана.  

Возможности ДКБ были с успехом задействованы в 1999 и 2000 годах в период так называемых «баткентских войн» - нейтрализации попыток прорыва вооруженных группировок радикальных исламских террористов на юге Киргизии.  

Определенные кризисные явления 1997–1999 годов не прервали развития военной составляющей ДКБ. Например, по решению СКБ в 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, которые комплектовались четырьмя батальонами из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана с органом военного управления. Каждое государство ОДКБ выделяет в КСБР специальные подразделения постоянной готовности, которые в мирное время находятся на территории своих стран и подчиняются национальным командованиям. Экипировка, обучение и снабжение данных подразделений лежит на национальных правительствах. Но при этом вооружение, средства связи у подразделений, выделенных в коалиционную группировку, должны быть сопрягаемы, а подготовка осуществляется по аналогичным программам.

В случае чрезвычайной ситуации по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ эти формирования переходят в подчинение командования группировки и выдвигаются в указанный район в зоне их ответственности.

В рамках ОДКБ отработаны международные соглашения, регламентирующие порядок экстренной переброски подразделений КСБР с оружием в любой регион зоны ответственности ОДКБ. В частности 28 апреля 2003 году в Душанбе было принято Соглашение о создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств – членов ОДКБ. Это значит, что в экстремальной ситуации не будет тратиться время на многочисленные согласования, связанные с пересечением границ воинскими контингентами. В ОДКБ уже провели несколько совместных учений КСБР с переброской подразделений в разные государства – члены организации: Казахстан, Киргизию, Таджикистан.  

В свой актив ОДКБ может занести возвращение в ОДКБ Узбекистана. Заявление о возвращении в Организацию Узбекистан сделал в июне 2006 года, а через два месяца – 16 августа был подписан соответствующий протокол. Под флагом ОДКБ успешно функционирует база в Канте (Киргизия), вносящая свой весомый вклад в стабилизацию положения в сфере безопасности региона Центральной Азии.  

В рамках организации успешно действует Соглашение о подготовке военных кадров для Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Оно было подписано в июне 2005 года на Московском саммите глав государств-членов ОДКБ. Недавно документ был ратифицирован парламентом России. По соглашению подготовка военных кадров осуществляется на безвозмездной основе. То есть направляющая сторона ничего не платит ни за обучение, ни за содержание своих граждан. Для принимающей стороны, а это, прежде всего, для России, исполнение этих норм стоит немалых денег. По словам заместителя министра обороны России генерала армии Панкова, Россия планирует выделить на реализацию соглашения только в 2008 году 1,115 миллиарда рублей. Аналогичные суммы предусматриваются на 2009 и 2010 годы уже принятым трехлетним российским бюджетом.  

Если в 2003 году в вузах Министерства обороны России из стран ОДКБ прибыло на обучение 159 военнослужащих, а в 2004-м – 388, то 2005 их число выросло до 795. В том числе на безвозмездной основе (бесплатное обучение и содержание) в российские военные вузы принято 434 курсанта и слушателя. Из них 238 человек – из Казахстана, 84 – из Таджикистана, 65 – из Армении, 39 – из Киргизии и восемь – из Белоруссии. На льготной основе (бесплатное обучение) принято 152 военнослужащих из Казахстана, 95 – из Армении, 59 – из Белоруссии, 31 – из Киргизии и 24 – из Таджикистана.  

Всего на сегодняшний день в вузах Министерства обороны России обучается около 2,5 тысячи военнослужащих из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Число же прошедших обучение значительно больше. Вузы Министерства обороны РФ закончили, например, более двух тысяч военнослужащих Казахстана. Почти восемьсот из них получили высшее военное образование в военных академиях.  

Неслучайно также, что именно в Центральной Азии ОДКБ решил создать крупную военную группировку из подразделений России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Усиление военной составляющей было принято на недавнем саммите ОДКБ. Костяк новой группировки будут составлять 10 батальонов Коллективных сил быстрого развертывания центральноазиатского региона.  

Сделан наконец шаг в нужном направлении, вполне своевременный с учетом возрастающей наглости не только клевретов США типа Саакашвили, но и самого Вашингтона, который поблизости от региона Центральной Азии – в Афганистане и Пакистане демонстрирует всем, что для Белого дома суверенитет других стран не стоит и ломаного гроша.  

 

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.