Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Битва за Центр Азии

Битва за Центр Азии

Президент Медведев отправляется в Туркменистан, чтобы укрепить позиции России в регионе
Лев Паршин
24.06.2008
Битва за Центр Азии

В начале июля, менее чем через два месяца после вступления в должность, российский президент намерен отправиться с визитом в Ашхабад – раньше, чем в столицы многих других государств, являющихся важными партнерами России на международной арене. Что стоит за этим?

Москва не теряет времени, чтобы застолбить свои позиции в Туркменистане, но она столкнется там с небывало возросшей активностью влиятельных конкурентов. Именно на этой центральноазиатской стране фокусируются сейчас геостратегические интересы ведущих игроков международной сцены. 

В конце мая в Ашхабаде побывала делегация «тройки» Европейского Союза. Главным итогом ее визита стало подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики между Туркменистаном и ЕС. Хотя это всего лишь декларация о намерениях, в Брюсселе трактуют ее так, что Ашхабад готов будет снабжать газом Европу по трубопроводу «Набукко», который должен быть построен в обход России. 

Начинает реализовываться новая стратегия ЕС в отношении Центральной Азии, официально принятая в июне прошлого года. Перед этим как раз разгорелись «газовые войны» между Москвой и Киевом. Украина отказывалась платить по договорным обязательствам за поставляемое ей голубое топливо.

Хотя в Европу в течение долгих десятилетий газ из России поступал бесперебойно, европейцы вдруг до смерти перепугались, что Москва захочет в будущем использовать энергетический шантаж для оказания политического давления, и стали искать альтернативные источники снабжения газом. Они увидели их в Центральной Азии.

Начались интенсивные переговоры. В конце концов, они привели к подписанию упомянутого выше меморандума.  

ЕС может столкнуться с проблемами в осуществлении своих геополитических замыслов. Первая из них – предстоит еще получить объективные независимые оценки газовых ресурсов Туркменистана. Иными словами, выяснить вопрос, хватит ли газа, чтобы наполнить газопровод «Набукко». Два месяца назад официальные туркменские представители на международной конференции в Лондоне озвучили свои данные о размерах углеводородных запасов страны: 20,8 миллиарда тонн нефти и 24,6 триллиона кубических метров газа. С точки зрения потенциальных зарубежных инвесторов эти данные нуждаются в уточнении.  

Вторая проблема кроется в самом ЕС. Она называется права человека. Правозащитные организации в Европе с тревогой констатируют, что правительства их стран пренебрегают своими обязательствами в отношении безусловных приоритетов демократических ценностей и закрывают глаза на репрессивный характер некоторых режимов Центральной Азии. Такие настроения особенно сильны в Ирландии, Великобритании, Швеции, и правительства этих стран под давлением общественности выступают за то, чтобы ЕС ставил первоочередной задачей своей политики в Центральной Азии именно заботу о правах человека.  

Стратегам Евросоюза придется учитывать эти обстоятельства. В своих концептуальных документах они фиксируют озабоченности положением с правами человека и гражданскими свободами в Туркменистане, но в практической политике исходят из того, что широкое экономическое сотрудничество, контакты с Западом наряду с помощью в развитии образования приведут к улучшению этой ситуации.  

Не менее, если не более чем европейцы, активизировались в Туркменистане Соединенные Штаты. США не собираются строить газопровод по дну Атлантического океана. Но они всячески лоббируют строительство газовой трубы из Туркменистана в обход России.  

Еще недавно Госдепартамент обвинял власти Ашхабада в таких грубейших нарушениях элементарных свобод и прав человека, как отсутствие правовой системы, произвольные аресты людей без суда и следствия, пытки и т.п.

Теперь же американские дипломаты заявляют о новой эре в двусторонних отношениях.

США выражают готовность оказать всестороннее содействие в проведении конституционной реформы в стране, помочь в развитии промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения. Что касается нефтегазовой сферы, то Вашингтон соблазняет Туркменистан обещаниями предоставить самые современные технологии, которыми располагают американские и транснациональные корпорации. Президент Гурбангулы Бердымухаммедов недавно обсуждал эти предложения в Ашхабаде с топ-менеджерами компании «Шеврон», а ранее, в ходе визита в Нью-Йорк – с руководством компании «Мидланд ойл энд газ». Судя по всему, американские корпорации стремятся любым путем получить доступ к нефтегазовым ресурсам Туркменистана.  

Соединенные Штаты, а также НАТО связывают с Туркменистаном и военно-стратегические интересы. Они фокусируются в одном слове: Афганистан. Туркменистан имеет с этой беспокойной страной 800 километров общей границы, по ту сторону которой идет затянувшаяся операция коалиционных сил. В Ашхабаде в последнее время побывали многие высокопоставленные чиновники НАТО, в том числе генеральный секретарь альянса Яап де Хуп Схеффер. Все они выражали большую заинтересованность в развитии партнерства с Туркменистаном. Однако это партнерство тоже имеет запах газа. НАТО обещает взять на себя обеспечение безопасности нефте- и газопроводов из Туркменистана в страны ЕС. То есть, давайте проложим трубу в Европу, а военный потенциал НАТО гарантирует ее безопасность.  

Терпеливо и напористо работает с Туркменистаном Китай. Растущий экономический потенциал и свободные инвестиционные ресурсы позволяют азиатскому гиганту осуществлять в Центре Азии крупные проекты в таких важных областях, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, химическая, строительная, текстильная и пищевая промышленность. Началось строительство газопровода протяженностью около 10 000 км от берегов Аму-Дарьи до тихоокеанского побережья Китая. С 2009 года Туркменистан должен поставлять партнеру 17 миллиардов кубометров газа в год, затем еще 13 миллиардов после освоения месторождений на договорной территории «Багтыярлык», которую на основе соглашения о разделе продукции будет осваивать Китайская национальная нефтегазовая корпорация. Ашхабад охотно идет на партнерство, зная, что Поднебесная не будет докучать ему такими глупостями, как демократия и права человека.  

Успешно пробивается в Туркменистан и такая региональная сверхдержава, как Турция. Турецкие компании энергично завоевывают туркменский рынок в таких отраслях, как энергетика, транспортно-коммуникационная сфера, текстильная промышленность, берутся за возведение любых объектов, включая президентские дворцы в столице. Ашхабад обсуждает с Турцией проект строительства в Туркменистане первого в стране металлургического комбината и, возможно, алюминиевого завода. Обратим внимание – с Турцией, а не с Россией, которая имеет большой опыт сооружения таких объектов у себя в стране и за рубежом. Что ж, это конкуренция. Впрочем, у России тоже может появиться шанс, если Ашхабад объявит международный тендер на эти проекты.  

Каковы же интересы России в этой центральноазиатской стране и зачем туда спешит Медведев?  

Кремль стремится в первую очередь продвинуть практическую реализацию проекта Транскаспийского газопровода. Но не только.

Обе страны не удовлетворены тем, что торговый оборот между ними обеспечивается, в основном, за счет поставок туркменского газа.

В Ашхабаде можно ожидать хотя бы предварительных договоренностей об инвестиционных проектах с участием крупных российских компаний, тем более что президент Туркменистана прямо пригласил их вкладываться в туркменскую экономику.  

Почти всегда в ходе двусторонних контактов обсуждается острая проблема правового статуса Каспийского моря. Ее не удается решить уже более 15 лет, вряд ли удастся это сделать и сейчас.  

На фоне маниакального стремления некоторых стран СНГ стать членами Североатлантического альянса Туркменистан четко и однозначно подтверждает свой статус нейтрального государства, которое ни в мирное, ни в военное время не принимает участие в военных блоках и союзах и не размещает на своей территории иностранные военные базы. Медведев может только выразить глубокое удовлетворение такой позицией.  

Что касается проблемы прав человека, то Москва обычно не вторгается во внутренние дела Туркменистана, но не может оставаться безразличной к положению соотечественников. Таковых в Туркменистане около 100 тысяч. В 1989 году было 350 тысяч. Ясно, что многие уехали не от хорошей жизни. Известно, например, что все русскоязычные школы в стране были преобразованы в туркменоязычные с отдельными классами с преподаванием на русском языке. В Туркменистан не доставляются российские газеты и журналы. Российское руководство ставит эти вопросы перед партнерами в Ашхабаде в деликатной, мягкой форме. В повестке дня переговоров они обычно обозначаются как взаимодействие в гуманитарной сфере. При Бердымухаммедове обозначились определенные позитивные сдвиги в этой проблематике, можно ожидать и новых хороших вестей.  

В битве за Центр Азии Россия имеет некоторые преимущества перед конкурентами. У Европы, США в активе по большей части лишь предложения, обращенные в будущее. У России – серьезные наработки последних лет, не говоря уже о советском прошлом. Напомним, что Владимир Путин совершил свой первый визит в Туркменистан уже в мае 2000 года, едва успев занять президентский кабинет в Кремле. В последствии он еще дважды посещал Ашхабад, а перед завершением президентского срока подписал с главами Туркменистана и Казахстана соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода – хороший задел для преемника. Медведев попытается закрепить и развить накопленный позитив.  

Исход конкурентной борьбы в регионе во многом зависит от позиции Ашхабада.

Новый президент Туркменистана проводит активную, но сбалансированную внешнюю политику. Со всеми партнерами он поддерживает ровные отношения, ни с кем не ссорится, каждому говорит то, что должно найти понимание и ответный отклик.  

На неформальном саммите СНГ в Стрельне Бердымухаммедов, комментируя известие о предстоящем визите Медведева в Ашхабад, заявил: «Россия - великая страна, она является для нас самым главным стратегическим партнером». В Брюсселе он говорил лидерам Евросоюза о приоритетном значении европейского направления во внешнеэкономической стратегии Туркменистана. На встрече с Бушем в Бухаресте сказал, что Туркменистан привержен стратегии диверсификации экспортных направлений вывода углеводородов на мировые рынки. На саммите НАТО подчеркнул, что Туркменистан придает большое значение взаимодействию с альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира». В Пекине из его уст прозвучали заверения о готовности Туркменистана сделать все от нее зависящее для выполнения обязательств по строительству грандиозного газопровода в Китай и гарантиях поставок определенного соглашением объема туркменского природного газа.  

Такова дипломатия с восточной окраской. Но главное в том, что в основе концепции Ашхабада проявляется прагматический подход, стремление вести многовекторную политику исходя из стратегических интересов своей страны. 

В новой ситуации шансы России предпочтительнее, но победителя навсегда в битве за Центр Азии не будет. Все упомянутые выше конкуренты сохранят свое присутствие в Туркменистане, активизируются еще и другие – Япония, Иран, Пакистан. Расклад сил в этой большой геополитической игре не может быть раз и навсегда устоявшимся.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.