Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Азербайджан – не Грузия

Азербайджан – не Грузия

Позиция Баку в меняющемся мире
Александр Крылов
05.09.2008
Азербайджан – не Грузия

Казалось бы, очевидный факт: Азербайджан – это не Грузия. Однако американская политика на Кавказе упрямо свидетельствует о том, что в Вашингтоне так и не смогли понять эту нехитрую истину, что там до сих пор сохраняют надежду на счастливое розово-оранжевое (а значит, управляемое из-за океана) будущее Азербайджана.

Нынешняя администрация США много лет пропагандировала взращенную ее усилиями грузинскую розовую демократию как образец для постсоветских государств и постоянно упрекала Азербайджан за «отсутствие демократии». В ходе своего визита в Азербайджан вице-президент США Дик Чейни вновь указал азербайджанским властям на важность демократического пути развития и призвал их стать примером в этой области в регионе. Однако вряд ли столь любимый нынешней администрацией США пример розовой грузинской демократии во главе с жующим свои галстуки и психически неадекватным президентом покажется привлекательным для властей и рядовых граждан Азербайджана.  

Очевидно, что истинной целью визита Чейни была вовсе не забота о построении в Азербайджане истинной демократии. На переговорах он «с удовлетворением» отметил, что позиции Вашингтона и Баку "совпадают по вопросам безопасности в регионе, обеспечения энергетической безопасности не только друг друга, но и мирового сообщества". Далее Чейни заявил, что США хотят сотрудничать с Азербайджаном в развитии дополнительных маршрутов экспорта энергоресурсов. "США убеждены в том, что вместе со странами Европы и Турцией мы должны работать с Азербайджаном и другими странами на Кавказе и в Центральной Азии над дополнительными маршрутами экспорта энергоресурсов, которые обеспечат их свободный поток", - подчеркнул Чейни.  

В ответ президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что азербайджанские власти сейчас «работают над развитием диверсификации энергоснабжения и это важно не только для потребителей, но и производителей энергоресурсов». При этом президент Азербайджана не стал уточнять, в каком направлении идет эта работа.

Что и понятно: азербайджанские нефть и газ уже текут вовсе не в том направлении и не через те страны, на которые указывает Вашингтон.

И американской дипломатии придется предпринять титанические усилия, чтобы реанимировать свои проекты транспортировки энергоресурсов в обход территории России и Ирана.  

Благодаря своему географическому положению и нефтегазовым месторождениям Азербайджан был и остается для США одним из самых приоритетных государств на постсоветском пространстве Американцы обеспечили поддержку и финансирование проекта нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан", оказали Азербайджану значительную по объемам помощь в области военного и военно-морского строительства, активно содействовали углублению отношений Азербайджан-НАТО.  

Азербайджанское руководство постоянно заявляет, что сотрудничество Азербайджана с НАТО носит стратегический характер, и что страна сделала свой выбор в пользу «истинной демократии» и «евроатлантических ценностей». Но для официального Баку такой выбор вовсе не означал отказа от собственного суверенитета и слепого следования в фарватере американской политики. К неудовольствию нынешней администрации США президент Ильхам Алиев много раз заявлял о том, что нынешние российско-азербайджанские отношения могут служить примером взаимодействия между двумя соседними государствами. На основании существующего высокого уровня взаимопонимания и схожести позиций по многим проблемам глобальной политики И. Алиев сделал вывод о том, что российско-азербайджанские отношения уже достигли уровня стратегического партнерства. В Москве также не скупятся на комплименты в адрес официального Баку. Официальные представители МИД России не раз заявляли, что российско-азербайджанские отношения достигли уровня стратегического партнерства.  

Российские власти занимают подчеркнуто отстраненную позицию по отношению к внутриполитическим событиям в Азербайджане. Кремль предпочитает никак не проявлять публично своих симпатий или антипатий по отношению к тем или иным политическим силам в Азербайджане.

Но эти симпатии вполне очевидны.

Нынешние оппозиционеры рассматриваются как продолжатели авантюристического и антироссийского курса А. Эльчибея и поэтому не могут найти в Москве никакой поддержки. При отце же и сыне Алиевых ситуация в Азербайджане вновь стала стабильной, российско-азербайджанские экономические связи были восстановлены и теперь активно развиваются. И это обстоятельство имеет для российского руководства куда более важное значение, чем авторитаризм, нарушения прав человека и т.п. «недостатки» нынешнего правящего в Азербайджане режима.  

Показательно, что сходную «отстраненно-созерцательную» позицию по отношению к происходящим в Азербайджане событиям занимает не только Кремль (также обвиняемый Западом в авторитаризме и «свертывании демократии»), но и США, ЕС и практически все государства, олицетворяющие современную западную демократию. Несмотря на постоянную критику, звучащую в адрес Баку в западных странах, ничего подобного имевшему место ранее в ряде постсоветских государств массированному вмешательству во внутренние дела и откровенной поддержки оппозиции в Азербайджане не наблюдалось. И это естественно: в международных отношениях собственные национальные интересы куда важнее интересов «продвижения демократии» в других странах.  

США рассматривают Азербайджан как удобный плацдарм для расширения политического и военного присутствия в Каспийско-Черноморском регионе, транзитную страну для экспорта энергоносителей из Центральной Азии и важный поставщик энергоносителей.

 Для ЕС важна не столько военно-политическая составляющая, сколько роль Азербайджана в качестве транзитной страны и поставщика энергоносителей в Европу. Для России Азербайджан является ценным торговым партнером и важнейшей частью новых транспортных коридоров Север-Юг, которые связывают ее с Ираном и странами Южной Азии. Москва не считает, что расширение военно-политического присутствия США послужит укреплению стабильности в Каспийско-Черноморском регионе. Интересам национальной безопасности России противоречит втягивание Азербайджана в военную операцию против Ирана, что угрожает дестабилизацией ситуации на российских южных границах.  

Очевидно, что превращение Азербайджана в транзитную страну для экспорта центральноазиатских энергоресурсов на мировые рынки противоречит интересам российских энергетических монополий. В последние годы российское руководство с успехом решало эту проблему не путем политического и экономического давления на азербайджанские власти, а путем развития энергетического сотрудничества со странами ЦАР.  

В результате военной авантюры Саакашвили в Южной Осетии значение южнокавказского транзита оказалась резко обесцененным. Поначалу власти Азербайджана одобрили действия Тбилиси, направленные на военно-силовое решение югоосетинской проблемы. 8 августа 2008 г. МИД Азербайджана выступил со следующим заявлением: «действия Грузии показали, что территориальную целостность можно восстановить не только мирным путем. Это значит, что Азербайджан вправе вернуть оккупированные земли любым путем, в том числе и военным». Однако авантюра Саакашвили провалилась, что стало еще одним наглядным свидетельством порочности военно-силового метода решения этнополитических конфликтов.  

Реакция Баку на события в Южной Осетии вновь продемонстрировала самостоятельный характер азербайджанской дипломатии, ее стремление руководствоваться, прежде всего, национальными интересами собственного государства.

Баку не пошел по пути Киева: он не стал осложнять свои отношения с Россией ради поддержки режима Саакашвили.

Аналогичную позицию занял другой союзник Грузии по блоку ГУАМ – Молдова. То, что половина членов созданного Вашингтоном антироссийского блока отказалась поддерживать Грузию, а значит и политику США в Кавказском регионе, стало очередным унизительным поражением американской дипломатии по постсоветском пространстве.  

События в Южной Осетии наглядно продемонстрировали, что Грузия является крайне ненадежной страной-транзитером. Это обесценило значение построенных и крайне осложнило осуществление новых лоббируемых США проектов нефте- и газопроводов. Уже 9 августа 2008 г. Азербайджан прекратил транзит нефти через грузинские порты. Азербайджанская национальная нефтяная компания (ГНКАР) обратилась к руководству российской «Транснефти» с просьбой увеличить объем прокачки нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск в два раза (до уровня в 166 тыс. т. в месяц). Одновременно Азербайджан вернулся к использованию транзита в южном направлении. 26 августа 2008 г. транзитом через Иран была отправлена первая партия азербайджанской нефти .  

Проект нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) лоббировался правительством США ради ликвидации «российской монополии» на прокачку нефти из Центральной Азии в Европу. Во имя «политической целесообразности» все потенциальные риски данного проекта были сознательно проигнорированы. В августе 2008 г. уязвимость БДТ стала очевидной. 6 августа 2008 г. (т.е. за два дня до начала военных действий в Южной Осетии) на турецком участке нефтепровода БТД произошел пожар, вызванный диверсией курдских боевиков. Он был потушен только через неделю, однако прокачка нефти так и не была восстановлена.  

Компания BP объявила форс-мажор в связи с повреждением нефтепровода БТД, предупредив получателей о возможном невыполнении обязательств по экспортным контрактам. 12 августа 2008 г. BP закрыла грузинский участок БТД и прекратила прокачку нефти по другому нефтепроводу Баку - Супса, связывающему Азербайджан с грузинским побережьем Черного моря.  

Реакция нефтеэкспортеров на события в Южной Осетии оказалась оперативной и крайне неблагоприятной для Грузии.

 Азербайджанская национальная нефтяная компания (ГНКАР) приняла решение о прекращении экспорта нефти через грузинские порты и об эвакуации персонала с терминала Кулеви. Казахстан также прекратил экспорт своей нефти через грузинский порт Батуми и выразил намерение увеличить экспорт топлива в Китай и Россию.  

В газовой сфере конфликт также привел к крайне негативным для Грузии и США последствиям. Азербайджанский газ экспортировался через Грузию в Турцию по газопроводу Баку - Тбилиси - Эрзерум. Мощность этого газопровода составляет 30 млрд. куб. м в год. Проект был изначально рассчитан на прокачку не только азербайджанского, но и туркменского газа. Лоббируемый США проект транскаспийского газопровода до сих пор не осуществлен, объемы прокачки оказались значительно ниже запланированных. В результате событий в Южной Осетии азербайджанские власти прекратили прокачку газа по данному газопроводу и заявили о том, что они «внимательно рассматривают» предложение Газпрома продавать российскому концерну весь экспортный газ по мировым ценам.  

В настоящее время Азербайджан испытывает большое давление со стороны США/НАТО и продолжает оставаться в сложном геополитическом положении. Однако Азербайджан никак нельзя отнести к числу «провалившихся государств» и его будущие перспективы зависят не столько от внешнего фактора, сколько от того, удастся ли руководству страны проводить политику, которая обеспечит ускоренную модернизацию и будет отвечать интересам большинства населения.  

Самостоятельность внешнеполитического курса и стремление нынешнего азербайджанского руководства руководствоваться национальными интересами своей страны дают реальную надежду на дальнейшее поступательное развитие политических и экономических отношений между Россией и Азербайджаном.

 В этом плане весьма символично, что именно в день приезда в Баку Д. Чейни состоялся телефонный разговор президентов Азербайджана и России. По сообщению пресс-службы президента Азербайджана, Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев выразили удовлетворение успешным развитием отношений между двумя странами и свою убежденность в том, что эти отношения и впредь будут укрепляться.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.