Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Полуостров раздора

Полуостров раздора

Этнорелигиозный конфликт в Крыму: кто раздувает пламя?
Андрей Иванов
31.12.2012
 Полуостров раздора

Крым всегда был местом столкновения геополитических интересов могущественных государств, оставаясь ключевой точкой контроля над Черноморско-Каспийским регионом. И сегодня полуостров – это регион незатухающего противостояния, которое, имея латентную форму, периодически проявляется в форме открытых столкновений.

Характерная особенность – сочетание этнической и религиозной идентичности участников конфликта, в котором фактически противостоят друг другу крымскотатарская общность с исламской религиозной идентичностью (97,8% крымских татар относят себя к мусульманам) и славянская общность с православной религиозной идентичностью (85,1% украинцев и 84,9% русских относят себя к православным).

К наиболее острым моментам конфликта можно отнести ситуацию, связанную с борьбой за земли Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря, которая обострилась еще в 2001 году, и «крестоповал» (массовый демонтаж православных крестов, которые были установлены в честь празднования 2000-летия Рождества Христова). И сегодня, по данным Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова, одной из самых авторитетных социологических организаций, только чуть больше половины опрошенных жителей полуострова характеризуют межрелигиозные отношения в Крыму как нормальные (57%). По мнению этого же источника, за последние годы рост уровня тревожности по поводу возможной религиозной радикализации отмечается у православного населения полуострова, для мусульманского характерно его снижение.

Вероятной угрозу радикализации религиозных настроений в Крыму считают: среди православных 21%, среди мусульман – 12%.

Среди жителей Крыма, в первую очередь среди крымскотатарской молодежи, активный отклик находит радикальная исламская идеология. Например, в 2009 году четверть (25,1%) опрошенных мусульман считали, что правоверный мусульманин должен исполнять заповеди и стремиться к установлению Халифата (Всемирного исламского государства). 20,4% выразили мнение, что мусульманин должен выполнять заповеди и при этом должен стремиться к переустройству государства, в котором проживает, соответственно исламским принципам. После опубликования материалов исследования среди крымскотатарской общественности разгорелся скандал. Центр Разумкова, проводивший опрос, обвинили в некорректной постановке вопросов.

Судя по результатам социсследований, за два последних года произошло резкое снижение показателей: теперь по первой позиции 2009 года положительный ответ дали только 1,6 % опрошенных мусульман, по второй – 4,3%. Такая тенденция может возникнуть в двух случаях. Прежде всего - из-за уменьшения уровня радикальных настроений. Но, исходя из анализа публикаций в крымской прессе за первое полугодие 2012 года, свидетельствующего о целенаправленном конструировании этнорелигиозной конфликтности в автономной республике, данный вариант маловероятен. Более очевидным представляется второй вариант, при котором столь резкое изменение настроений является результатом деятельности религиозных лидеров крымских татар.

Кстати, деструктивные публикации, провоцирующие усиление этнорелигиозной нетерпимости среди крымскотатарской общности, характерны как для изданий крымскотатарского Меджлиса, так и оппозиционного ему Крымскотатарского народного фронта. В них периодически печатаются гневные материалы об осквернении мусульманских кладбищ, но, вместе с тем, ничего не говорится об актах вандализма на православных, еврейских и караимских кладбищах.

Вина за передачу в советский период культовых мусульманских сооружений под светские учреждения переносится на современных жителей Крыма, их фактически обвиняют в целенаправленном оскорблении религиозных чувств мусульман.

В начале декабря в украинской прессе появились публикации об освобождении одного из «самозахватов» (незаконно занятых крымскими татарами земель, застроенных будками из фанеры) около села Молодежное, силами законных собственников земельных участков и казачьих отрядов партии «Русское движение». При проведении акции присутствовали правоохранительные органы, прибывшие заранее с целью предупреждения возможных столкновений. Последовавшая в СМИ информация преподносилась под весьма недвусмысленными заголовками: «В домах крымских татар устроили погром», «В Крыму разгромили 100 татарских домов». В этот же информационный ряд с очевидным подтекстом включалось сообщение о поджоге (если так можно назвать сгоревшее одеяло) сторожки на территории строительства Соборной мечети в Симферополе. Один из лидеров Меджлиса в своих комментариях обвинил правоохранителей в пособничестве «ночному разбою» и «не исключил» участия в поджоге членов «Русского движения», хотя в большей степени это напоминает тактику крымскотатарских лидеров. Данная ситуация - не первый, и, скорее всего, не последний пример искажения информации и огульного обвинения представителей русских общественных организаций, в чем прослеживается очевидная цель – провоцирование роста этнорелигиозной конфликтности на полуострове.

Кроме того, в материалах прессы явно прослеживаются попытки перевести правосознание крымскотатарской общности из поля светского права в поле мусульманского права. Характерным примером является требование передачи крымским татарам территорий, на которых до потери ими «независимости» (предположительно, до присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году) стояли мечети с вакуфными (переданными для религиозных и благотворительных целей) землями. Это, на наш взгляд, можно расценить не только как попытку внедрения норм шариатского права, но и как идеологему в разжигании религиозной нетерпимости.

И Крымскотатарский народный фронт, и Меджлис выводят своих сторонников на митинги под зелеными знаменами ислама и ультимативными лозунгами «Отдайте все!».

Заметим, что лидер Меджлиса М. Джемилев не пропускает ни одного визита в Крым турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, возглавляющего правящую в Турции исламистскую Партии справедливости и развития. По официальной версии – для увеличения финансовой помощи в развитии крымскотатарского языка и культуры, а также обустройстве репатриантов, которая оказывается правительством Турции через Агентство международного сотрудничества и развития Турции.

Но мир политики – это мир прагматических интересов.

Что может предложить взамен на финансовую помощь лидер крымских татар премьер-министру государства, которое претендует на роль геополитического лидера во всем исламском мире, где проживает крупнейшая в мире диаспора крымских татар, насчитывающая несколько миллионов человек?

Меджлис сейчас публично отказывается от идеи построения государства на принципах и законах шариата, сотрудничая с организацией «Альраид» и Исламским банком развития (который осуществляет свою деятельность, основываясь на шариате), занимающихся финансированием материально-технической базы образовательных учреждений с крымскотатарским языком обучения. Кроме того, в печатных изданиях Меджлиса единственно возможным основанием для консолидации крымскотатарского народа провозглашается ислам, что никак не соответствует заявлениям о светских основах для построения крымскотатарской национальной автономии.

В принципе, Мустафу Джемилева и возглавляемый им самопровозглашенный, незаконный с правовой точки зрения орган национального самоуправления крымскотатарского народа - Меджлис, можно «чисто по-человечески» пожалеть. Они теряют поддержку крымских татар, многие из которых абсолютно индифферентно относятся к радикальному исламу и хотят просто спокойно жить и работать. Но вынуждены лавировать между лояльностью к украинскому государству, которое пока соглашается с ними разговаривать, и своими источниками финансирования, имеющими исламистский характер, а также - теми организациями, которые стремятся перехватить роль общественного лидера крымскотатарского народа и стать субъектами субсидирования, и еще умудряются декларативно дистанцироваться от радикального ислама в Крыму, представителями которого на данный момент являются ваххабиты и сторонники радикальной политической партии Хизб-ут-Тахрир.

Активность Хизб-ут-Тахрир, при бездеятельности в отношении этой партии законодательной и исполнительной власти Украины, вызывает особую тревогу.

Основная цель деятельности Хизб-ут-Тахрир (Исламская партия освобождения) – воссоздание Халифата (государственной структуры, основанной на принципах шариата). В газете «Возрождение», к которой есть свободный доступ в интернете, Хизб-ут-Тахрир публикует материалы, провозглашающие ислам единственно возможным основанием как для объединения народа, так и для функционирования любых государственных институтов, а неизбежным будущим – отказ от демократии и объединение вокруг ислама.

Все «беды и несчастия» крымскотатарского народа, включая и «аннексию» Крыма Россией, и депортацию крымскотатарского народа, преподносятся как расплата за то, что народ «искренне и преданно придерживался ислама». При этом начало всех этих «бед крымскотатарского народа» относят именно к присоединению Крыма Россией в 1783 году, а преодоление последствий насильственного отделения от Османской империи видится только как «восстановлением претворения Ислама как идеологического руководства в рамках единого Исламского государства».

Возникает вопрос: как можно допускать функционирование в государстве подобного рода организаций, которые в ряде стран признаны экстремистскими и террористическими?

В марте 2012 года Верховной Радой Украины был отклонен проект Закона Украины о противодействии экстремизму. Неужели власть имущие не понимают всей опасности происходящих в Крыму процессов? Или стремление противопоставить крымскотатарский и мусульманский фактор российскому и православному влиянию на полуострове настолько сильно, что затмевает всякий здравый смысл?

Ведь уже делаются попытки проецирования на полуостров сценария косовских событий. Например, для канала «Аль-Джазира», сыгравшего значительную роль в формировании протестных настроений разрушительной «арабской весны», в Крыму готовятся съемки фильма на подобную тематику.

Ситуация на полуострове на данный момент более чем тревожная. Для большинства крымчан происходящие процессы не секрет, что и приводит к росту тревожности относительно радикализации ислама. Среди славянского населения достаточно распространено мнение, согласно которому одним из немногих факторов, сдерживающих начало вооруженных действий на полуострове, является базирование российского Черноморского флота, и это мнение небезосновательно. Поэтому, пока российские «оккупанты» пребывают в Севастополе, жители Крыма могут спать спокойно.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.