Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Мода в зеркале революции

Мода в зеркале революции

В Музее истории Москвы проходит выставка «Москва. Мода и Революция»
Подготовила Мария Максимова
02.05.2017
Мода в зеркале революции

Более 300 артефактов – платья, аксессуары, фотографии, плакаты, предметы быта и интерьера – позволяют живо представить, во что одевались и чем украшали себя жители разных сословий до- и послереволюционной Москвы. Настоящей жемчужиной экспозиции стала коллекция из 100 платьев, предоставленная историком моды Александром Васильевым.

Экспозиция охватывает временной период с 1907 по 1927 гг. Здесь можно увидеть роскошные платья княгинь-эмигранток, бальные наряды русских миллионерш-владелиц «заводов, газет, пароходов», и скромные платьица студенток рабфака. Надвигающаяся революция, учеба на курсах, преподавательская и научная деятельность становятся смыслом жизни эмансипированных женщин. Появляется мода на «тальер», прогулочный костюм. Пройдет еще несколько лет – подол отрежется, талия уйдет вниз, появится чарльстон и знаменитое платье Эллочки-людоедки. Но это будет позже. А пока война…

Война укорачивает юбки до икр, делает силуэт платья удобным и прямым. Война вызывает прилив патриотизма, отказ от всего иностранного. Русские модницы отдают предпочтение изделиям русских фабрикантов. В моде синие шелковые блузки с отделкой бело-сине-красной каймой, в цвет государственного флага.

Но вот он – 1917-й. Быть модным – значит быть контрреволюционером. Шелк и прочие изысканные ткани дорожают и становятся дефицитом. Революционный подиум сдержан и прост. Мужские и женские костюмы в народном стиле. Приталенная шинель с синими «разговорами» (петлями) и буденовкой (над эскизами новой солдатской одежды еще до войны работали Васнецов и Билибин. «Богатырка», придуманная Васнецовым, стала буденовкой). Дамы надевают холщовые платья, прямые юбки из солдатского сукна, ситцевые блузы и матерчатые куртки. Главный атрибут революции – красная косынка. Ее сдвигают на затылок и завязывают узлом сзади. В моде платье рубашечного кроя с вышивкой в стиле «а-ля рус».

Русская эмиграция в 20-е годы живет совсем другой жизнью. Многие все еще хранят верность стилю дореволюционной России. Дорогие ткани, роскошные платья, меха. Отправляясь в изгнание, часть аристократии захватила с собой придворные платья и кокошники. Русские эмигрантки занялись шитьем, вязанием, шляпным делом, росписью по шелку, изготовлением белья, а многие из них, как княгиня Наталья Палей, стали первыми знаменитыми манекенщицами.

В СССР же в 1920-х появляется новый тип женщин – они ходят на работу в учреждения, служат в армии, работают в милиции. Длина юбки резко укорачивается.

НЭП приносит глоток свежего воздуха и относительное изобилие после разрухи. Вновь открываются модные ателье, шляпные мастерские. Очень популярно платье в стиле «чарльстон» – с заниженной талией с вышивкой или аппликацией…

    

Выставка «Москва. Мода и Революция» – совместный проект Музея истории Москвы и Фонда Александра Васильева.


По материалам СМИ

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.