Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Кокошник как национальное достояние

Кокошник как национальное достояние

Русский женский головной убор становится явлением мировой моды
Мария Максимова
22.12.2010
Кокошник  как национальное достояние

Кокошник известен со времен Древней Руси. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII векам, встречаются некоторые его подобия. Делали его на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.

Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком!» В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы. Вплоть до 1920-х годов кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).

Изгнанный из высших слоев общества указом Петра Великого, который запретил кокошник носить боярышням, он был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм.

В XIX веке кокошник бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, распространился с севера России на юг, вытеснив сороку и кичку. Кичка – головной убор, имитировавший рога коровы, что символизировало плодовитость ее хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. Сорока - верхняя украшенная часть кички, обычно связанная с ней формой. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, скрывала ее рогатость.

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира. Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма. В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже королева Мария Английская. Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники. Знаменитый современный немецкий модельер Карл Лагерфельд в своей коллекции Paris-Moscou создал уже исключительно фантазийные образцы кокошников. Так что в истории мировой моды головных уборов русский след весьма значителен.

А у нас сегодня кокошник - неотъемлемый новогодний атрибут костюма Снегурочки.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.